Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

24.04.2024

Одноразовые матросы, жертва юностью, калейдоскоп звуков – фильм Бориса Хлебникова «Снегирь»

В любом деле главное – начало. В музыкальной композиции человеческий слух всегда захватывает первую ноту и в соответствии с ней строит ожидания от всего произведения. Вот и с началом международного фестиваля «INТОНАЦИИ», посвященного звуковым решениям в кинофильмах, все точно так же. Наверное, сложно было бы найти более подходящую кинокартину, ведь именно этот фильм так умеренно наполнен мозаикой звуков, смыслов, обрывками точных слов, образующих вместе концентрированное киноповествование, идеально подходящее для того, чтобы стать достойным первым аккордом в симфонии всего фестиваля.

Первые кадры фильма встречают зрителя корабельным звоном, скрежетом порта, звук подробен и объемен. Он сразу создает собственную линию повествования, обозначив ее в самом начале и протянув до конца.

Ключи, чайки, двигатель, стук глухих бочек, хриплые голоса – все это оформляет картинку, придает ей реалистичность. Два совсем юных героя, Максим (Макар Хлебников) и Никита (Олег Савостюк), студенты мореходки, которым предстоит первый выход в море, и, сработавшаяся, притертая друг к другу и всему окружающему, команда. Уже в начале фильма зрителя захватывает потерянность главных героев и сковывает от наждачной враждебности матерых матросов.

Это ощущение добывается острой актерской игрой, все арки персонажей идут по нерву, обостренно, с осознанной опасностью происходящего. Для пропитанных соляркой и рыбой, слившихся душой с кораблем, море – рядовая в своей опасности стихия. И есть в этой их жизни правда, полутемная, поперек затянутая канатами и сетями.

К «молодняку» потертые «морские волки» относятся по-отечески, им хочется где-то подцепить, где-то повоспитывать, где-то поучить вчерашних детей. Но четче всего вырисовывается желание в понимании всего молодого поколения в лице ребят. Так, Отец Геннадий (Александр Робак), бригадир утренней смены, с неприкрытой отцовской твердостью, укладывает их спать, оставляя коридору шаркающие шаги, кормит, ощутившего собственным нутром морскую качку, Никиту с ложки, учит его точить нож для разделывания рыбы, верит в его силы. Этот часто невербальный диалог с ребятами – его попытка в понимании собственных дочерей, реакции, мысли, жизнь которых для засоленного нрава героя – темный лес.

Каждый из героев в той или иной мере болеет морем. Для самозванца Никиты, никогда не желающего серьезно связаться со стихией, оно превращается в морскую болезнь, герой физически не уживается в волновой качке. Остальную команду море изменило навсегда, взяв с них определенного вида жертву, зацементировав солью в каждом из них своеобразную жестокость, в которой нет злости, в ней – пропахнувшая йодом мудрость бирюзовых вод, металлический привкус ржавых наслоений, все время попадающих на глаза, острый запах рыбьей чешуи.

Никита с самого начала воспринимает происходящее с юмором и иронией, так характерными легкому флеру юности.

«— Ну что, как впечатления?
—Ну нормально, весело, приключения…»

Все моряки кажутся ему «одноразовыми», он не осознает всю серьезность их общего дела, не понимает их боли, сухой грубости, остервенелой преданности делу. И невозможно обвинить его в несерьезности, ведь молодость и дана человеку для того, чтобы пробовать, ошибаться и искать свое. Но мечты героя, отсутствие твердой уверенности в следующем шаге отвратит бывалых матросов от «еще зеленого» Никиты, даст пробоину в их опеке и станет причиной смерти героя.

Потом, чтобы избавиться от скребущей вины, команда и решит спасти попавших в шторм. Спася четверых, они выторгуют у моря прощение за того одного. Ржавая, иступленная жизнь научила их искать и находить цену всему.

При всей тяжести повествования, шероховатости персонажей, неподъемности истории и впечатляющем масштабе сцен, фильм сделан без какого-либо намека на патетический пафос. В нем все так, как есть в жизни: обычные слова, обычные люди, ничего лишнего, но от этого страх вероятности такой реальности только усиливается.

Основным конфликтом в фильме является вечное недопонимание между отцами и детьми, и в кино, как и в жизни, спор не находит разрешения. Каждый остается со своим и на своем. И эти одиночество, глухость поколений неизбывны. Корабль вернется в порт, чайки продолжат летать, в голосах появится новая хриплая нота. Многоразовые матросы пойдут в новый рейс, а юношеская несерьезность навсегда останется жертвой стихии.

Лена Шерстяк, группа 1323, Журналистика

Новости

08.11.2024

Состоялась творческая встреча с директором Кинотеки Республики Сербской Снежаном Лаловичем

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжаются Дни документального кино Республики Сербской. Знакомство с режиссером Снежаном Лаловичем стало очередным пунктом программы

07.11.2024

В ГИКИТ состоялся первый показ в рамках Дней документального кино Республики Сербской

Мероприятие приурочено к знаковому для вуза событию – подписанию договора о профессиональном сотрудничестве с Кинотекой Республики Сербской. Заключение документа засвидетельствовали представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Комитета по культуре, Комитета по внешним связям, гости из Республики Сербской, Татарстана и Южной Осетии

06.11.2024

Студенты ГИКИТ посетили Москву

На днях студенты четвёртого курса мастерской Сергея Варцана и Игоря Терехова кафедры звукорежиссуры ГИКИТ, в рамках прохождения творческо-производственной практики посетили студии и «киноместа» города Москвы

06.11.2024

ГИКИТ представили на I съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

Председатель совета молодых ученых, доцент кафедры аудиоизуальных систем и технологий Денис Соколов посетил I съезд советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

06.11.2024

Представители ГИКИТ — призеры международного конкурса научных работ по сравнительному обществознанию России и Китая

Второе место заняли кандидаты исторических наук, доценты ГИКИТ Сергей Виватенко и Татьяна Сиволап с работой по новейшей истории китайских ВУЗов.

06.11.2024

Перед студентами ГИКИТ выступил управляющий директора Private Banking «Банк Санкт-Петербург» Дмитрий Аксенов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс, посвященный финансовой грамотности. Основным посылом занятия стал коммерческий потенциал творческих проектов. Организатором мероприятия выступила кафедра проектной деятельности в медиаиндустрии

02.11.2024

В ГИКИТ состоялось заседание философского клуба

Заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук, профессор, доктор философских наук Аркадий Русаков и кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и истории искусств Константин Махлак выступили в эфире международной христианской просветительской радиостанции «Радио Мария» на тему «Философия, культура и искусство». Передача состоялась в рамках обсуждения секции "Философия культуры: творческий и смысловой аспекты" VII Национальной научно-практической конференции "Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России"

01.11.2024

ГИКИТ провел конкурс перевода рекламного текста с иностранного языка

Кафедра иностранных языков Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения подвела итоги Всероссийского заочного конкурса перевода рекламного текста с иностранного языка

01.11.2024

В ГИКИТ создали мобильное приложение для Международного фестиваля «ПитерКИТ»

Кафедра аудиовизуальных систем и технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения презентовала новое мобильное приложение, предназначенное для участников и гостей Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Разработка призвана облегчить планирование времени и повысить комфорт пребывания на одном из главных культурных событий города

01.11.2024

В ГИКИТ создали мобильное приложение для Международного фестиваля «ПитерКИТ»

Кафедра аудиовизуальных систем и технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения презентовала новое мобильное приложение, предназначенное для участников и гостей Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Разработка призвана облегчить планирование времени и повысить комфорт пребывания на одном из главных культурных событий города

01.11.2024

В ГИКИТ прошла творческая встреча с актёром Федором Федотовым

У участников мероприятия была возможность задать актеру вопросы о его творческом пути, становлении карьеры, планах и ценностях, получить напутствия.

31.10.2024

В ГИКИТ обсудили вопросы детского кинообразования

На базе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения в рамках V Всероссийского фестиваля детского короткометражного кино «Детский ПитерКИТ» состоялся круглый стол по вопросам детского кинообразования с представителями киношкол Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло в онлайн-формате

31.10.2024

Представители ГИКИТ стали организаторами окружной медиашколы «Северо-Западная Точка сбора»

В период с 24 по 26 октября студенты и преподаватели ГИКИТ оказывали организаторскую и экспертную помощь в реализации образовательного проекта.

31.10.2024

Сегодня День рождения у Дмитрия Месхиева

На календаре радостная дата. 31 октября исполняется 61 год профессору кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, режиссёру, продюсеру, сценаристу, театральному деятелю, члену Европейской киноакадемии и Российской академии кинематографических искусств «Ника», Заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Дмитрию Месхиеву

30.10.2024

Работы студентов и выпускников ГИКИТ покажут на Дворцовой площади

Работы студентов и выпускников мастерских режиссуры мультимедиа ГИКИТ — в финале конкурса «Страна СВЕТА»

30.10.2024

В ГИКИТ стартовала VII Национальная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России»

На традиционном ежегодном мероприятии сотрудники Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения собрались с коллегами из других научных высших учебных заведений, специалистами в области кинопроизводства, мультимедийных технологий, реставрации, компьютерных графических технологий, дизайн-проектирования, конвергентной журналистики и медиакоммуникации

30.10.2024

ГИКИТ выступил на выставке «Марафон открытий»

Студенты кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения под руководством доцента Михаила Фатеева приняли участие в выставке фестиваля научных театров «Наука всем»

30.10.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс продюсера Даниила Костинского

Директор проекта «Ночь пожирателей рекламы» в России рассказал о том, как ценны в рекламной индустрии оригинальные идеи.

30.10.2024

Состоялся мастер-класс: «Целевая аудитория – алгоритмы оценки и расчёта»

О способах определения целевой аудитории студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказала доцент кафедры медиакоммуникационных технологий, маркетолог-аналитик Neva Fashion Week Ольга Степанцева. Занятие прошло в рамках проекта «МЕДИАСПИЧ»

28.10.2024

ГИКИТ на фестивале "Наука всем"

Студенты и преподаватели кафедры аудиовизуальных систем и технологий ГИКИТ стали экспонентами на Санкт-Петербургском фестивале научных театров «НАУКА ВСЕМ»

28.10.2024

Международный день анимации: праздник волшебства и творчества

Ольга Рыбалко поделилась мыслями о том, чем впечатлил Уолта Диснея мультфильм «Конек-Горбунок». Поздравляем с Международным днем анимации.

28.10.2024

Студенты ГИКИТ работают в новой учебной киностудии

Съемки учебных работ студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения проходят на базе киностудии с начала учебного года

28.10.2024

Стартовал V Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКИТ

Праздник искусства длиною в неделю по традиции открылся в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. В этом году на конкурс поступило 265 заявок

25.10.2024

В Учебном театре ГИКИТ состоялась премьера спектакля «Жить надо!»

19 октября в театре «По Правде» зритель увидел премьеру спектакля «Жить надо!» по рассказам Андрея Платонова в постановке Инны Провоторовой.

24.10.2024

Состоялась встреча с режиссером Айнуром Аскаровым

В рамках XXIV международного фестиваля студенческих фильмов студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения предоставилась уникальная возможность пообщаться с председателем жюри конкурса, режиссером Айнуром Аскаровым

23.10.2024

Алексей Алексеев провел мастер-класс «Рождение и воплощение замысла анимационного фильма»

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась встреча со знаменитым режиссером-аниматором Алексеем Алексеевым

22.10.2024

Состоялась официальная церемония закрытия первого этапа XXIV международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали победителей первого этапа знаменитого ПитерКИТа. Лучшим фильмом фестиваля признана картина «Искры в темноте» режиссера Владислава Емелина (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева, Валентина Захарова)

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 10

В ГИКИТ состоялся финальный кинопоказ первого этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV»

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 8

В рамках фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ программы №9 основного конкурса

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 8

В рамках первого этапа «ПитерКИТа» состоялся показ дебютных картин молодых режиссеров ГИКИТ

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»