28.11.2023
Режиссер Сергей Дебижев провел мастер-класс в рамках II этапа Международного фестиваля студенческого кино «ПитерКИТ»
Спикер ответил на вопросы зрителей и коснулся множества тем, связанных с кинематографом и искусством в целом, а также поделился своим профессиональным опытом.
Сергей Геннадьевич Дебижев — художник-график по образованию, окончил Художественное училище им. В. А. Серова и Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, преподавал композицию в училище им. Серова. В середине 80-х годов был художником-постановщиком документальных фильмов Александра Сокурова.
Режиссерскую карьеру Сергей Дебижев начал с документальных фильмов. Первым успехом стала чёрно-белая лента «Золотой сонъ» (1990), смонтированная из дореволюционных материалов.
В числе полнометражных игровых фильмов Дебижева – «Два капитана – 2», который вышел в 1992 году и собрал в качестве исполнителей главных ролей культовых персонажей ленинградского андеграунда.
Сергей Дебижев ознакомил студентов с наиболее известными из своих работ разного времени: сюрреалистической комедией «Два капитана – 2» с отсылкой к книге Вениамина Каверина «Два капитана»; художественным фильмом «Золотое Сечение» 2009 года; документальной картиной 2015 года о Петербурге «Гимн великому городу»; масштабным повествованием об истории, культуре, природе, и людях Республики Крым и города Севастополя «Крым небесный»; документальным фильмом «Рок за гранью».
Одной из главных тем мастер-класса Сергея Дебижева стала роль и задачи кинематографа. Также спикер рассуждал о требованиях, которые должен ставить перед собой кинематографист.
«Вам нужно отдавать себе отчет в том, что то, что вы делаете, потом будет кто-то смотреть. И эти люди будут сидеть в темном зале в статичной позе 2 часа, а это вредно для здоровья, между прочим. Поэтому то, что вы делаете, должно быть по-настоящему значительным. Это должно быть высказыванием. Задавайте себе вопрос: «Достаточен ли мой «духовный объем», чтобы заставлять людей смотреть то, что я сделал?», – подчеркнул Сергей Дебижев.
Часть мастер-класса прошла в формате диалога с аудиторией.
Так, один из самых развернутых ответов спикер дал на вопрос, можно ли научить человека творческой профессии при отсутствии у него определенных качеств:
«Мне кажется, главное – виденье. Можно смотреть, а можно видеть. Это отмечал еще Леонардо Да Винчи: есть те, кто не видят, а просто смотрят; есть те, кто видит, когда им показывают; а есть те, кто видит сам. Важно наличие этого виденья. Его надо в себе воспитывать и поддерживать, внимательно всматриваться в жизнь. Стоит просто задержаться на перекрестке, желательно с камерой – и все тут же начнет происходить», – ответил Сергей Дебижев.
Киновед Дмитрий Бакиров задал вопрос о том, как художественное образование помогает Сергею Дебижеву в кинематографе.
«Думаю, это моя сильная сторона. Художественное образование и полное отсутствие кинематографического дают мне полную свободу. Когда меня спрашивают, где конфликт, я недоумеваю: разве без конфликта нет художественного образа? И я призываю: если вы испытываете недостаток знаний истории искусства, его надо восполнять. Чем глубже вы проникнете в композиционные решения, тем успешнее вы будете обращаться с изображением, понимать, что такое колорит, композиция, динамика, наполненность кадра», – подчеркнул режиссер.
В финале Сергей Дебижев дал слушателям главное напутствие – «сформировать собственное отношение ко всему».
Слушателями мастер-класса стали студенты, выпускники, преподаватели ГИКиТ, иногородние участники фестиваля «ПитерКИТ».
«Было много интересных мыслей. Сергей Дебижев весьма принципиальный. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но слушать его рассуждения всегда интересно: о судьбе искусства, о том, что происходит в мировой культуре в целом», – отметила зрительница мастер-класса, выпускница ГИКиТ, обладательница диплома за лучший документальный фильм на фестивале «ПитерКИТ» прошлого года Анастасия Корабельникова.
Подробный фотоотчет с мастер-класса Сергея Дебежева можно посмотреть в нашей группе в ВКонтакте.