16.04.2015
Эрик Фридман: «Если вы пишете о президентских выборах, никто не должен догадаться, кого из кандидатов вы поддерживаете»
В рамках проекта «ЭКО-КиТ» в Институте кино и телевидения прошел мастер-класс директора Центра экологической журналистики им. Найта, доцента Школы журналистики Мичиганского государственного университета Эрика Фридмана. В этот вечер не только студенты спрашивали гостя, но и он задавал им вопросы, вовлекая в увлекательную беседу о том, зачем нужна экологическая журналистика
Свое выступление мастер начал с шутки по поводу дождливой питерской погоды: «Несмотря на то, что меня очень интересует экология, все-таки хорошо быть в сухом месте».
Делая небольшой экскурс в историю, Эрик рассказал, что экологическая журналистика, как специализация, зародилась в семидесятые годы прошлого века, одновременно с возникновением в США и Европе экологического движения. При этом он подчеркнул, что в отдельных местах экологическая деятельность возникла и раньше. В качестве примера докладчик привел движение в защиту Байкала, появившееся в нашей стране в 1958 году.
По словам Фридмана, существует пять причин заниматься экологической журналистикой:
1) если вам по душе перемены; 2) если вам интересно бывать в местах, недоступных большинству людей; 3) если вы понимаете, что вопросы окружающей среды затрагивают всех и каждого; 4) если вы хотите иметь такую профессию, где можете что-то изменить; 5) если вам нравится объяснять сложные понятия и идеи широкой публике.
Среди проблем современной экологической журналистики докладчик в том числе выделил снизившееся доверие общества к СМИ.
– Люди жалуются, что в статьях есть неточности, что в некоторых странах журналисты не брезгуют взятками, что мы специально разжигаем разногласия и конфликты. Кроме этого, сегодня действует огромное количество сайтов и блогов, посвященных экологической тематике. В результате читатель не всегда может понять, где пишет настоящий журналист, а где обычный парень, перебравший пива, – отметил Эрик. – То же самое касается публикаций в «Фейсбуке» и «Твиттере», реалити-шоу, ток-шоу на радио, фильмов, которые якобы основаны на подлинной истории или вдохновлены ею. Люди запутались, и это порождает недостаток доверия к профессиональным СМИ.
В своем выступлении Фридман неоднократно подчеркивал, что настоящий журналист может и должен менять мир к лучшему, в том числе, приводя примеры из собственного опыта:
– Я писал об одном коррупционном скандале в штате Мичиган. Мы с коллегами посвятили этому десятки статей. Началось официальное расследование. Благодаря нам 10 человек получили приговоры. Один из них был членом Законодательного собрания, остальные, в основном, были сотрудниками этого же учреждения.
– Журналисты и медийные компании часто занимаются самоцензурой и не хотят раскачивать лодку, - заметил докладчик. – Например, у вас есть завод, из труб которого идет много дыма. Жители позвонили на телевидение и пожаловались. Журналисты изучили вопрос, взяли пробы дыма и сделали анализ в лаборатории. Спросили местные власти, почему они не проверяют этот завод. Попытались получить комментарий компании. Новость вышла на ТВ. Муниципалы смутились, приехал инспектор, проверил дым, нашел ртуть, мышьяк и прочие вредные вещества и вынес постановление закрыть завод, пока собственники не устранят все проблемы. Хорошая новость! Местные жители счастливы. Но только 100 человек остались без работы. Они и их семьи будут обвинять не компанию: может быть, чиновников, но, скорее всего, вас, – за то, что вы сделали этот репортаж и лишили их работы. Подобное приводит к тому, что многие СМИ не хотят писать о плохом. Но оказывают ли они этим услугу своей аудитории? Наша работа - говорить правду. Служить людям, а не частным интересам.
– До этого мастер-класса я не думал, что могу попробовать себя в экологической журналистике, – поделился студент 3 курса факультета фотографии, дизайна и журналистики Сергей Садановский. – Эрик поэтапно рассказал, как сам пришел к этому, и, тем самым, вдохновил меня. Сегодня я приду домой и посмотрю, насколько в России развита экологическая журналистика.
– Я считаю себя журналистом, который пишет про общество, и значительная часть его работы – это экология, – резюмировал мастер. – Убежден, что любой журналист может писать о чем угодно. Но чем больше вы пишете о конкретной сфере, тем больше у вас знаний и доступных источников. А значит, вы более творчески можете подойти к выбору темы и источников информации.
Встречу с мастером организовала Ирина Власова, студентка третьего курса факультета экранных искусств. Мы спросили у нее, насколько сложно это было сделать.
– Связаться с американской стороной мне помогла Ирина Алексеевна Михальченко, член правления Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вместе с которой мы организовали проект «Школа экологической журналистики», – ответила Ирина Власова. – Занимаясь организацией встречи на территории института, я пошла в отдел по воспитательной работе, где мне оказали огромную поддержку. А поскольку я сейчас организую в институте проект «ЭКО-КиТ», мы решили провести мастер-класс в его рамках.
«ЭКО-КиТ» – это добровольческий проект Института кино и телевидения. Принять в нем участие приглашаются все, кому интересны экологические проблемы. «ЭКО-КиТ» не ограничивается образовательными мероприятиями для журналистов. Ближайшей акцией проекта станет сбор отработанных батареек, который пройдет 22 апреля 2015 года, с 12:20 до 16:30 в холле главного корпуса СПбГИКиТ.
Служба информации СПбГИКиТ