10.04.2015
Александра Аверьянова: «Хороший сценарий и вперед!»
На мастер-классе режиссера анимационного кино Александры Аверьяновой студенты СПбГИКиТ узнали о трудовых буднях мультипликаторов, пользе участия в фестивалях и требованиях, которые необходимо предъявлять к сценарию
Начиная выступление, Александра призналась, что попала в анимацию почти случайно. Закончив художественно-графический факультет РГПУ им. Герцена, она какое-то время не могла найти работу, пока ее не пригласили на студию «Мельница». Там она начала с того, что подробно и аккуратно прорисовывала раскадровку будущих мультфильмов. После этого она стала художником по фонам, затем художником-постановщиком полного метра. На студии «Петербург» Александра принимала участие в создании мультсериала «Смешарики». В настоящее время режиссер занимается авторским кино.
– Главное в жизни – это определить, что вам интересно, – поделилась опытом Александра Аверьянова. – Если вам нравится развлекать людей: делать сериалы, полные метры, – то почему бы и нет. Это благородное занятие. Но если вам интереснее идти в другую сторону, не к людям, а к себе, тогда для вас авторское кино. И чем быстрее вы сделаете этот выбор, тем будет проще.
Режиссер представила публике свою картину «Оттенки серого». Романтическую историю о поиске любви в Петербурге, среди памятников архитектуры и сменяющихся эпох.
Не обошлось без вопросов по поводу схожести названий фильма Аверьяновой и книги Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». По словам режиссера, это совпадение было случайным, но продюсер запретил менять название из соображений, что скандал пойдет картине только на пользу.
– Сценарий должен быть вам настолько интересен, чтобы в этом состоянии вы не прекратили работу на полпути, – заявила Александра. – Если ваш сценарий плох, никакая замечательная анимация и графика не спасут фильм. В сценарии обязательно должна быть завязка и конфликт. Нет конфликта – нет истории. Должно что-то случиться за кадром или в кадре, что побудит ваших героев к действию. Иначе получится заставка прогноза погоды.
Чтобы создать шестиминутный фильм «Оттенки серого», режиссер собрала огромную библиотеку фотографий первой трети двадцатого века. Также она прочла огромное количество книг о Петербурге, освежила в памяти историю того времени – с кем Россия воевала, что творилось в стране. Это было необходимо для результата, даже несмотря на то, что большинство этих событий никак не коснулось героев.
– Вы должны знать пространство фильма, будто это ваш город или район, в котором вам известна каждая улица и каждая дверь, – посоветовала будущим мультипликаторам Аверьянова. – Важно абсолютно понимать персонажей: по какой схеме они живут, что ими движет, какие они, что любят и ненавидят. Только тогда история будет убедительной.
– Я отправила этот фильм на огромное количество фестивалей, наверное, на 500, – рассказала режиссер. – В результате на 130 фестивалях он был показан и получил награду на 30. Думаю, это хороший результат. Чтобы довести до конца какую-то работу, нужно обязательно отправить ее на фестивали. Только так вы сможете понять, что у вас получилось, как на это реагируют люди и важна ли для вас их реакция.
По словам режиссера, работа на производстве анимационных фильмов – это постоянное движение, в котором чуть ли не главным оказываемся умение приспосабливаться:
– Люди – не просто функции, которым ты поручил что-нибудь сделать, и они выполнят все, как было сказано. На практике профессионал будет делать то, что ему хочется и нравится, а вам нужно будет постоянно как-то направлять его. С другой стороны находится начальство, оно давит на вас и влияет на результат, который в итоге получается непредсказуемым.
Почти весь мастер-класс прошел в форме диалога с публикой. Многие студенты не ограничивались одним вопросом. Среди них был и будущий режиссер, студент первого курса факультета экранных искусств, Александр Иванов:
– Это был очень полезный и интересный мастер-класс, но самым важным для меня оказалось то, что Александра сказала по поводу сценария. В частности, меня интересовало, может ли поиск информации повлиять на историю, изменить ее. Многие, начиная копаться в каком-то материале, постепенно забывают о чем их фильм. Это ошибка, которой нужно остерегаться.
Служба информации СПбГИКиТ