25.02.2014
Валерий Лернер: «Зритель любит правду, а показать эту правду должен оператор»
19 февраля известный кинооператор провел в Университете кино и телевидения мастер-класс, показал студентам свои работы и вступил в Ассоциацию выпускников СПбГУКиТ.
Творческая встреча началась с показа фрагментов из последних работ Валерия Лернера – многосерийного фильма о финской войне «Северный фронт» и мюзикла «Лёнька Пантелеев». Демонстрируя отрывки последней картины, Лернер признался, что самое трудное в подобных постановках – снимать танцующих актеров:
– Работа оператора во многом зависит от музыкального оформления фильма. Музыкальные акценты – это акценты оператора, отсюда и возникают резкое движение, взгляд, взмах, поворот, – отметил он.
В ходе встречи Валерий Лернер поделился с аудиторией профессиональными советами, которые в годы обучения в Университете кино и телевидения ему передал мастер курса, кинооператор Эдуард Розовский, а также личным опытом работы на съемочной площадке.
Завершился мастер-класс показом документального фильма «Хижина дяди Толи». Эта история о простом деревенском жителе, который ведет переписку с известными на весь мир людьми (Биллом Гейтсом, Владимиром Путиным и другими) была снята за 4 дня. Как признался сам автор, «Хижина дяди Толи» стала для него особенно "личной" картиной, над которой он работал вместе с отцом, выдающимся звукорежиссером Леонидом Лернером. Гость университета отметил, что съемка ленты в техническом плане была предельно проста, что позволило точнее передать ту атмосферу, в которой живет главный герой.
7 правил операторской работы от Валерия Лернера
1) Большое внимание уделяйте свету. Читая сценарий, учитывайте все особенности тех условий, в которых вам предстоит работать. Например, если съемка проходит в лесу, не направляйте свет снизу вверх, иначе объекты будут освещены неестественно.
2) Главный предмет съемки старайтесь размещать по центру декораций. С таким объектом будет удобно работать: можно двигаться вокруг него, искать наилучший ракурс для съемки.
3) При съемке в маленьком помещении в кадре обязательно должно быть что-то белое, светлое. Таким предметом может стать простая лампочка на потолке.
4) При работе с дымом всегда используйте его только на фоне. Никогда не дымите в камеру.
5) Когда снимаете падение человека, старайтесь использовать не куклу, а каскадера. Никакая кукла не сможет повторить движения живого человека, в кадре это будет выглядеть неестественно.
6) Если необходимо снять объекты в движении, используйте камеры, подвешенные на тросах. Так удастся заснять и само движение, и сам объект.
7) Никогда не пытайтесь обмануть зрителя. Любые мелочи, недочеты, помарки – все это заметно с другой стороны экрана. Это проявляется и в свете, и в декорациях, и в каскадерских трюках. Любая наигранность сразу бросается в глаза. Все должно выглядеть естественно.
Екатерина Иванова