Маргарита Борисовна
Капрелова
Кандидат искусствоведения
Доцент
Доцент кафедры драматургии и киноведения
Уровень образования
Высшее образование, специалитет, театроведение, театровед
Работала редактором журнала «Сеанс». Автор коллективного труда «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кинословарь» (издательство «Сеанс»).
В сферу исследовательских интересов входит проблематика отечественного и западного авторского кинематографа, эстетическая и феноменологическая особенности кинематографической образности.
Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере -2015» в номинации «Филология, искусствоведение, культурология» за работу «Ирреальное на экране: от сновидений к виртуальности».
Интересы отражены в статьях ряда научных сборников.
Научные труды
Автор монографии «Ирреальное на экране: от сновидений к виртуальности» (СПб.: СПбГУКиТ, 2014. ISNB 978-5-9905894-4-5), коллективной монографии (совм. с Н.Г. Федосеенко, Р.Г. Кругловым) «Литература и кинематограф: проблемы диалога искусств» (СПбГИКиТ, 2017. ISNB 978-5-94760-237-1)
Среди научных работ:
1. Современный фильм как взаимодействие искусства и технологий // Неделя науки и творчества-2010. 3-7 апреля 2010 г.: Материалы научных и творческих конференций институтов и факультетов СПбГУКиТ. СПб.:СПбГУКиТ, 2010. С. 235-236.
2. Внедрение новых технологий как элемент развития темы виртуальности в экранном искусстве // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: материалы III Всероссийской научно-практической конференции 25 марта 2011 г. СПб,: СПбГУП, 2011. С. 57-58.
3. «Женский взгляд» в современном американском кино // Неделя науки и творчества-2011. 4-16 апреля 2011. Материалы научных и творческих конференций СПбГУКиТ. С. 65-67.
4. «Любовная история» в зрелищном и авторском фильме // Киноискусство и кинозрелище. Серия: Вопросы истории и теории кино. Ч. I. /Сб. науч. статей. / [Ред.-сост. А.Л. Казин]. СПб.: РИИИ, 2011. С. 137-161.
5. Французский киноимпрессионизм как репрезентация субъективного видения // Проблемы развития кинематографа и телевидения. Сб. науч. тр. СПбГУКиТ. Вып. 23. СПб.:СПбГУКиТ, 2011. С. 191-201.
6. О роли финала в современном жанровом кино // Актуальные проблемы современного искусства и искусствознания. Сб. науч. тр. под ред. А.Л. Казина. – СПб.:СПбГУКиТ, 2011. С. 97-112.
7. Технологии как проклятие: мир будущего глазами Эндрю Никкола // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 23 марта 2012 г. СПб.:СПбГУП, 2012. С. 69-71.
8. Время в кино как эстетическая доминанта // «Медиаобразование и медиакультура»: Материалы международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2013 г. СПб., 2013. С. 225-229.
9. Авторский кинематограф братьев Дарденн // Ценностные основания и структура художественного произведения. Сб. науч. статей/ Ред.-сост. А.Л. Казин. – СПб.:СПбГУКиТ, 2013. С. 130-137.
10. Джеки Куган – чудо-ребенок американского кино 1920-х гг. // Неделя науки и творчества-2013. 15-27 апреля 2013 года. Материалы научных и творческих конференций СПбГУКиТ. С.56-57.
11. Современные режиссеры-женщины, или Особый взгляд // «Прошлое – настоящее – будущее Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения». Материалы всероссийской научно-практической конференции 29-30 октября 2013 года. СПб., 2013. С. 244-247.
12. Русский север в изобразительном решении фильма // «Медиаобразование и медиакультура»: Материалы IIмеждународной научно-практической конференции 21-22 ноября 2014 г. – СПб., 2014.C.126-129.
13. Цензура желания в экранном сновидении // Кинематограф желания и насилия / Под ред. Л.Д. Бугаевой. – СПб.:Петрополис, 2015. С. 100-117.
14. Кино, реклама, музыкальные клипы: элементы взаимодействия и новый язык // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2016 г. С. 81-83.
15. Репрезентация времени на экране // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России. Сб. науч. трудов, посвященный Году российского кино в 2-х частях. Ч. 2. / Ред. кол. А.Д. Евменов и [др.] – СПб.: СПбГИКиТ, 2016. С. 34-42.
16. «Крошка Доррит» Ч. Диккенса: нарратив экранных версий // Пространство и персонаж. Сб. статей / Под ред. Л.Д. Бугаевой. – СПб.: Петрополис, 2018. С.119-128.
17. Герой-ребенок во взрослом кинематографе: попытка классификации // Пространство и персонаж. Сб. статей / Под ред. Л.Д. Бугаевой. – СПб.: Петрополис, 2018. С.351-367.
18. Ребенок в фильмах И. Бергмана: к проблеме психологической интерпретации // Грани таланта. К 100-летию Ингмара Бергмана. Сб. статей. М.: Российско-шведский центр РГГУ, 2019. С. 128-140.
Повышение квалификации
Основы педагогического мастерства в сфере культуры и искусства, в том числе в электронной образовательной среде и инклюзивном образовании, ФГБОУ ВО СПбГИКиТ, 03.02.2023, номер удостоверения 782414073429
Проектная деятельность в медиасфере, СПбГИКиТ, 13.12.2019 , номер удостоверения 782409974106
Направление подготовки
- Звукорежиссура аудиовизуальных искусств;
- Кинооператорство;
- Режиссура кино и телевидения;
- Продюсерство;
- Драматургия;
Преподаваемые дисциплины
- История зарубежного кино;
- Современные проблемы науки и искусства;
- История отечественного кино;
Общий стаж работы
29
Стаж работы по специальности
15