
19.03.2025
Студенты ГИКИТ рассказали о кинохронике блокадного Ленинграда на конференции ВГИК
С 13 по 15 марта 2025 года прошла Международная молодёжная научно-практическая конференция, центральной темой которой стала «Великая Отечественная война в киноискусстве XX–XXI столетий».
Организатором выступил «Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова» (ВГИК), кафедра эстетики, истории и теории культуры.
В рамках конференции, в секции №1 "Документальная и художественная интерпретация Великой Отечественной войны в кинематографе", студенты третьего курса кафедры кинооператорского мастерства ГИКИТ Артемий Езерский и Данила Алексеев представили доклад "Кинохроника блокадного Ленинграда".
Блокада Ленинграда – одна из самых трагичных и героических страниц в летописи Великой Отечественной войны. 872 блокадных дня унесли более полумиллиона жизней. Несмотря на голод, стужу и непрекращающиеся обстрелы, горожане не теряли силы духа и продолжали сражаться за выживание.
Киноискусство внесло неоценимый вклад в увековечивание памяти о тех событиях. Кинохроника блокадного Ленинграда – это бесценный источник информации о жизни города в те тяжёлые времена, позволяющий увидеть, как люди боролись за жизнь, трудились, учились, проводили досуг, поддерживали друг друга, верили в Победу.
«Доклад, представленный на конференции, мы готовили в течении нескольких недель. Это не окончательный вариант работы, еще планируем обратится в архив и взять несколько интервью. Нам как студентам кафедры кинооператорского мастерства интересно было исследовать работу операторов в блокадном городе, узнать детали организации съёмок и установить личности кинохроникоров. Я был удивлен тем, что даже в таких невыносимых условиях отдел технического контроля продолжал следить за качеством снятого материала», – поделился Артемий Езерский.
Доклад Артемия Езерского и Данилы Алексеева вызвал живой интерес у слушателей. Студенты проанализировали большую базу киноматериалов, хранящихся в архивах, и представили собственную интерпретацию роли кинохроники в формировании исторической памяти о блокаде. Особое внимание было уделено операторской работе, позволявшей запечатлеть не только страшные реалии блокадного города, но и героизм, мужество и человечность его жителей.
В ходе доклада были продемонстрированы фрагменты кинохроники, запечатлевшие работу заводов, производящих оружие и боеприпасы, тушение пожаров, организацию пунктов питания и медицинскую помощь. Студенты подчеркнули, что эти кадры не только фиксировали события, но и служили средством мобилизации духа, вселяя надежду на освобождение.
Отдельно была рассмотрена роль ленинградских кинематографистов, которые, рискуя жизнью, продолжали снимать в осажденном городе. Их работа стала бесценным свидетельством эпохи, позволяющим будущим поколениям прикоснуться к истории и ощутить трагизм и величие блокадного Ленинграда.
В финале авторы сделали вывод о необходимости дальнейшего изучения и популяризации кинохроники блокады Ленинграда как важного исторического источника и средства патриотического воспитания молодежи. Кинокадры, запечатлевшие стойкость ленинградцев, и сегодня способны вдохновлять и учить любви к Родине.