18.03.2025
Новости киноклуба "Смотрим английские фильмы вместе". Март

14 марта 2025 года в 20:00 в кинозале Дома кино на Караванной, 12 состоялся просмотр и обсуждения художественного фильма «Мелочи жизни» (Small Things Like These) режиссера Тима Милантса, продюсеров Бена Аффлека и Мэтта Дэймона по книге Клэр Киган. В фильме поднимается сразу две темы – патриотизм и коррупция. Главный герой фильма – страна Ирландия, которой покровительствует святой Патрик, этой стране суждено быть образцом патриотизма. С первых моментов поражает молчание главного героя, Билла Ферлонга и дикая паника девушек, попавших в закрытый католический монастырь. По сюжету фильма, даже в 1985 году в Ирландии доминирует католическая церковь, ею организуются приюты, начальные школы, рождественские праздники. Но в приютах для падших девушек, готовящихся стать матерями, не слышно детского смеха, все подавлены, непокорных лишают еды, запирают в сарай на улице. Ярко заметна в фильме метафора безнаказанности – во дворе монастыря пасутся гуси (те самые, что по пословице спасли Рим), в любой момент своим гоготом сообщающие о приходе чужаков, но чужаков настоятельница не боится, она продолжает брать мзду от родителей падших девушек. Как говорит нам история, рядом с подобными закрытыми сейчас приютами находили массовые захоронения младенцев. Не углубляясь в тему, становится понятен ужас молодых ирландок, готовящихся навсегда лишиться своих детей. С другой стороны, мы видим молчание простых ирландцев, их покорность, нищету и необразованность, они живут тише воды ниже травы, каются в грехах. Каково при этом главному герою, который и сам сирота, отец пятерых дочерей. Он это понимает и отвечает действием – милостыня бедному мальчишке сборщику хвороста, рабочие места мужчинам в конторе по доставке угля, спасение девушки Сары. Фильм снят американскими режиссерами. Америка – страна, приютившая миллионы ирландцев, бежавших в Америку в начале XX века от голода и нищеты, это страна, в которой конституция написана “людьми, для людей и на защиту людей”, а фильм несет призыв к свободе и защите своей идентичности, своих ирландцев-соотечественников, своих детей, своей истории. Когда жена упрекает главного героя в том, что Билл зря подал милостыню сыну пьянчуги, он возражает ‘He will not finish his days in a ditch, he may be pulling himself out’ (Он может и не кончит свои дни в канаве, он может выкарабкается). Свобода для главного героя в том, чтобы видеть, что творится в Ирландии его времени, задавать правильные вопросы и помогать тем, кому возможно – своим соотечественникам. Как верно сказано, «Не спрашивай, что страна сделала для тебя, спрашивай, что ты сделал для страны». Коррупция в фильме проиллюстрирована позицией жены главного героя, готовой принять подкуп за молчание от настоятельницы монастыря, ведь ‘You have to ignore some things to get on in this life’ (Чтобы преуспеть некоторые вещи надо игнорировать). Фильм производит неизгладимое впечатление глубиной, пейзажами Ирландии и игрой Киллиана Мерфи. То, что фильм заставил задуматься - неизменно хороший знак для студентов института кино. Планируются продолжения встреч в рамках киноклуба.
профессор кафедры ин.яз. С.А. Панкратова