
25.02.2025
Клушанцев: Человек, покоривший космос на Земле.
Павел Клушанцев – человек, чьи новаторские идеи вдохновили Голливуд и заложили основу для визуальных эффектов "Звездных войн". Его имя известно во всем мире, и пришло время России узнать его историю!
Скоро на экраны выходит документальная лента "Ленинградская Одиссея". Фильм раскроет невероятную жизнь и творческий путь выдающегося режиссера и оператора, выпускника ЛИККИ (ГИКИТ) Павла Клушанцева, чье влияние на кинематограф огромно. Узнайте о его гениальных изобретениях и новаторских подходах, перевернувших представление о возможностях кино.
Не пропустите премьеру в этом году! Вас ждет захватывающее путешествие в мир кинофантастики, созданный гением Павла Клушанцева.
В честь 115-летия выдающегося кинорежиссера и оператора, выпускника нашего института Павла Клушанцева, студия «Ленфильм» представила документальную биографическую ленту «Ленинградская Одиссея» (режиссер Михаил Архипов), посвященную его жизни и творчеству. Проект реализован при поддержке Министерства культуры РФ.
Практически вся профессиональная деятельность Павла Клушанцева была связана с «Леннаучфильмом», где он стал культовой фигурой в жанре научной фантастики. Его новаторские работы вызывали восхищение зрителей во всем мире и оказали колоссальное влияние на таких голливудских мэтров, как Джордж Лукас, Стэнли Кубрик, Джеймс Кэмерон и Ридли Скотт. Клушанцев сумел представить космос в кино правдоподобно и захватывающе.
Фильм «Ленинградская Одиссея» основан на воспоминаниях Павла Клушанцева и охватывает все десятилетия его жизни в XX веке, переплетая знаковые исторические события с непростой судьбой режиссера. В эпоху космической гонки Клушанцеву приходилось отстаивать значимость своих работ.
Михаил Архипов отмечает: «Это - биография от рождения до последних дней. Мы разделили фильм на девять глав, соответствующих девяти десятилетиям. Было интересно наблюдать за трансформацией города: Петербург, Петроград, Ленинград и снова Петербург. Судьба героя тесно переплеталась с историей города, он менялся вместе со временем. В 1930-е годы идеи Циолковского о космических полетах казались невероятной фантастикой. Клушанцев тогда занимался другим, но спустя 20 лет космос захватил его навсегда. Мы использовали уникальную кинохронику, найденную в Красногорском архиве, чтобы показать, как менялся Ленинград и киноиндустрия вместе с творческим ростом Клушанцева».
Клушанцев значительно опередил свое время. На «Леннаучфильме» он работал с 1934 года, создавая такие известные фильмы, как «Планета бурь», «Луна», «Метеориты», «Дорога к звездам», «Тайна вещества» и другие, в которых научные знания гармонично сочетались с фантазией.
Использованные в картине макеты, анимация и некоторые технологии Павла Клушанцева помогли осмыслить и изобразить творческий путь режиссёра. Ведь в первую очередь это - биографический фильм, к которому авторы тщательно готовились, изучая архивы.
«Я много использовал фотографий, которые нашёл в Центральном Государственном архиве литературы и искусства, куда Клушанцев передал всё своё наследие. Это был уникальный человек в том смысле, что он ничего не выбрасывал, сохранял производственные документы, дневниковые записи, чеки, грамоты – всё, что на бумаге могло зафиксировать его творческую биографию», – говорит Михаил Архипов.
Фильмы Павла Клушанцева намного опередили своё время. Экспериментатор и киноизобретатель, он создавал картины, в которых фантазия органично сочеталась с научными знаниями. Однако кинотехника того времени не позволяла передать замысел режиссёра в полной мере. Ему приходилось самостоятельно разрабатывать технические средства, чтобы воплотить свои творческие задумки на экране. Многие его изобретения впоследствии были запатентованы. Среди них: стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для подводной съёмки, способ получения цветного изображения, автофокус, точечный экспонометр – всего около 300 технических приспособлений!
Клушанцев стремился создавать кино, отвечающее его видению. Его фильмы участвовали во многих зарубежных кинофестивалях, он был настоящим первооткрывателем и новатором, но широкая известность к нему пришла не сразу. Чтобы исправить эту историческую несправедливость, съёмочная группа, продолжая традиции Клушанцева, использовала технологию комбинированных съёмок без применения компьютерной графики. Для достижения максимальной достоверности применялись практически идентичные макеты, созданные с помощью 3D-принтера. Девять макетов были специально разработаны мастером 3D-моделирования Евгением Кравцовым и художником Ксенией Бурланковой. Фильм построен по принципу коллажной эстетики, где макетные сцены чередуются с документальной хроникой. Анимированные эпизоды в своей уникальной стилистике создал художник Кирилл Аграновский.
«Конечно, художники, создававшие макеты для Клушанцева, – это особая категория. Но сейчас художников, умеющих создавать миниатюры, можно пересчитать по пальцам. В большинстве современных фильмов всё рисуют на компьютере… Но они работают иначе, чем макеты. В них нет объёма, фактуры. А мне хотелось показать всё это – например, как свет ложится на летящий через дым вездеход… Макеты, созданные для фильмов Клушанцева, практически не сохранились. Кое-что есть в Музее космонавтики в Калуге. Поэтому мы сделали уменьшенные, но точные копии макетов, которые он использовал», – рассказывает Михаил Архипов.
Именно Павел Клушанцев впервые показал на экране выход человека в открытый космос, парение в невесомости и приземление на поверхность Луны, предвосхитив эти события задолго до их реального осуществления. По легенде, при создании костюмов советских космонавтов учитывались визуальные решения из его фильмов. Космические корабли, роботы, парящие автомобили и другие аппараты, придуманные режиссёром, вполне возможно, найдут своё воплощение в будущем.
Михаил Архипов рассказывает: «Реальность, созданная в фильмах Клушанцева, – это магия, рождённая не только макетами, но и комбинированными съёмками. Например, размеры макетов могли быть совсем небольшими – 40 на 40 сантиметров, при этом отдельные их части достигали 8 и 10 метров. Это позволяло создавать убедительное перспективное совмещение объектов и героев в пространстве. Гениальность Клушанцева – в его тонком чутье и понимании кадра. Благодаря специальной оптике и точно выверенному расстоянию, он добивался поразительного эффекта в своих комбинированных кадрах. Вот человек подходит к опоре космической ракеты. На самом деле она небольшая, почти игрушечная, но зритель безоговорочно верит, что эта ракета высотой 20 метров, потому что вокруг – живой фон. Это настоящее искусство – снимать то, чего ещё нет в реальности. Некоторые приёмы Клушанцева нам удалось реализовать благодаря нашему оператору Александру Бурову, который много работал на «Ленфильме». Фильм пронизывает уникальный голос актёра Валентина Морозова, которому удалось найти точную и ироничную интонацию, резонирующую с изображением. В этом заслуга и редактора мемуаров Тимура Тимеркаева. Кажется, получилось интересное и познавательное кино».
Творческая группа искала вдохновение в советских журналах 1930-1950-х годов. Художник Кирилл Аграновский создал уникальный дизайн, совместив аутентичные журнальные иллюстрации со своими авторскими работами. В ход шли образы старых звукозаписывающих аппаратов, сельскохозяйственной техники, пейзажи и реклама. Кроме того, художник-аниматор использовал кадры из старых 35-мм диафильмов: он вручную нарезал, сканировал и обрабатывал их в Photoshop. Например, сцена со сваебойной машиной взята именно оттуда.
Использованные в картине макеты, анимация и некоторые технологии Павла Клушанцева помогли осмыслить и изобразить творческий путь режиссера. Ведь это в первую очередь биографический фильм, к созданию которого авторы тщательно готовились, изучая архивы.
«Я использовал множество фотографий из Центрального Государственного архива литературы и искусства, где Клушанцев оставил все свое наследие. Он был уникальным человеком: ничего не выбрасывал, сохранял производственные документы, дневниковые записи, чеки, грамоты – все, что могло зафиксировать его творческую биографию», – рассказывает Михаил Архипов.
Павел Клушанцев вошел в историю кино США. Его фильмы произвели огромное впечатление на американских режиссеров, снимавших о космосе. Знаменитый голливудский постановщик спецэффектов, обладатель премии "Оскар" Роберт Скотак, отдавая дань уважения учителю, опубликовал в журнале American Cinematographer статью под названием "Клушанцев – мастер русской фантастики".
Пришло время и нам отдать должное великому режиссеру. Вскоре фильм будет представлен на кинофестивалях, а затем выйдет в прокат.
Новую документальную картину можно будет увидеть уже в этом году.