22.11.2024
Состоялся мастер-класс Ольги Акоповой
Каковы тонкости организации съемочного процесса, как принимаются ключевые решения в вопросах финансирования проектов, какие возможности господдержки начинающих кинематографистов существуют в нашей стране - эти и другие вопросы студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения разбирали на мастер-классе продюсера, руководителя контент-студии «Юг.Кино», председателя Калининградской кинокомиссии Ольги Акоповой.
Тема занятия «Механизмы работы кинокомиссии» буквально всколыхнула молодую аудиторию. Так много звучало вопросов. Все прекрасно понимают, каким бы ни было творчество, продюсеры должны быть ориентированы на прибыль. И кинокомиссия, как выяснилось, – существенное подспорье в этом вопросе.
О принципах работы кинокомиссий Ольга Акопова рассказала на примере Калининградской области. И начала с системы рибейтов (от англ. rebate -скидка) – субсидий для кинокомпаний, возмещающих часть расходов, понесенных на съемки в конкретном регионе.
Система была запущена по поручению Правительства Российской Федерации в 2017 году. С 2018 года в Калининградской области можно получить от 20 до 40% рибейта для фильмов, а с 2022 года - до 20% для музыкальных клипов.
Размер субсидии определяется конкурсной комиссией из расчета: 20% от фактического объема понесенных затрат, связанных с производством фильмов и клипов по двум направлениям: «Национальный фильм» и «Иное аудиовизуальное произведение».
Повышающими критериями рибейтов являются:
+ 2% - фильм для второго мультиплекса; КПП от 30 до 50 дней;
+ 3% - фильм для первого мультиплекса; КПП от 51 дня; премьера в Калининградской области; стажировка на площадке для студентов; копродукция с зарубежной кинокомпанией;
+ 5% - фильм об истории, культуре, природе или архитектуре Калининградской области.
Критерии рибейтов на музыкальные клипы:
20% всех затрат на территории региона;
10 минут составляет максимальный хронометраж;
59.11 – требуемый ОКВЭД (только для кинокомпаний).
Податься на конкурс для получения рибейта может только юридическое лицо. Для участия необходимо подтвердить белый денежный оборот и предоставить удостоверение национального фильма.
Что касается кинокомиссии, то за 7 лет в Калининградской области поддержано 49 фильмов. Выплачено около 293 миллионов рублей. Комиссия работает по принципу единого окна и на безвозмездной основе, так как это - институт государственной поддержки кино. Сюда обращаются по разным вопросам, например, если для съемок необходимо перекрыть дорогу, получить спецтехнику, устроиться на ночлег … Достаточно просто сделать запрос.
Еще одно из направлений работы кинокомиссий – организация локейшн-туров для продюсеров и творческих групп. Они позволяют оценить привлекательность натурных локаций области и показать продюсерам, что здесь удобно снимать из-за небольших издержек на логистику и перемещения внутри региона.
Также в рамках господдержки на территории Калининградской области за семь лет обучен 61 специалист по таким направлениям как: гафер, второй режиссер, локейшн-менеджер, ассистент звукорежиссера. Это одновременно приносит пользу и местным жителям в плане трудоустройства, и предоставляет кинокомпаниям возможность не везти таких специалистов из других регионов.
Подводя итог занятия, Ольга Акопова отметила: «Хотелось предложить будущим кинематографистам иметь больше инструментов для реализации своих проектов. Важно понимать, что есть доступные и бесплатные государственные меры поддержки в виде кинокомиссий, потому что это является подспорьем. Менеджмент решает очень многое, и когда ты можешь приехать в регион, и тебя будут ждать компетентные люди, которые тебе ответят на вопрос, где тебе взять актеров, где поселить их; а также на каких локациях снимать, мне кажется, это очень помогает творческому замыслу, творческой реализации студентов и в целом профессионалов. Я очень благодарна аудитории за ее интерес. Я понимаю, что для людей, которые только входят в кинопроцесс, такой инструмент, как кинокомиссия или рибейт, может показаться чем-то странным, непонятным, не всегда до конца оформленным. Но при этом тема им как-будто была интересна, и они задавали живые, интересующие их вопросы».