27.11.2024
Состоялся круглый стол, посвященный производству дебютных фильмов
В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов "ПитерКИТ" в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел круглый стол «Как снять дебют и выжить». Модератором выступила режиссер Ирина Обидова.
В дискуссии на актуальную для многих тему приняли участие: режиссер фильма «110» Илья Михеев, режиссер фильма «Хуже всех» Александра Кармаева, продюсер фильма «Лапин» Наталия Горина, продюсер фильма «Последняя цена» Андрей Апостолов, режиссер полнометражного дипломного фильма «Сверхновая» Евгений Третьяков, продюсер полнометражного дипломного фильма «Сверхновая» Елизавета Курлова.
Участники поделились своим опытом создания дебютных фильмов. У каждого за плечами своя история.
Так, например, продюсер Андрей Апостолов рассказал, что до фильма «Последняя цена» (режиссер Наур Гармелия) выпускал фильмы о судьбах иностранцев в России. Теперь же в его фильмографии появилась история об обратном. По сюжету российской драмы 2024 года русская семья живёт в полуразрушенном войной абхазском городке. Они выращивают на продажу фундук и надеются разбогатеть благодаря внезапной «ореховой лихорадке», взлёту цен на абхазские орехи. Но в посёлке появляется банда, ворующая орехи.
Как выяснилось, картина ждала своего выхода целых 6 лет. И подобный срок для Андрея Апостолова, отнюдь, не стоп-фактор. Наоборот, такие картины он считает более осмысленными, когда дебютант уверен в том, что делает. Смущает, когда присылают сразу три сценария. Как правило, там нет обжитой истории.
Достаточно развернутыми были комментарии опытного наставника, продюсера фильма «Лапин» Наталии Гориной.
По сюжету, после развода родителей 15-летний подросток Валя Лапин вынужден переехать с матерью в провинцию, где все ему претит. Но он знает, что лишь закончится учебный год — и он переедет к отцу в Канаду. Лапин принимает решение затаиться, выждать, просто существовать в ожидании переезда. Единственное, что он подпускает к себе из новой жизни — это бег. Ведь он помогает уйти от действительности.
Режиссерами выступила молодая супружеская пара - Влад Краснослободцев и Ася Олешкевич.
Что было важно для продюсера - сюжет сразу же лег на душу. Для нее история сразу стала прозрачной и внятной.
Опираясь на многолетний опыт в преподавании и продюсировании, Наталия Горина не могла не признать тот факт, что, к сожалению, по окончанию института многие забывают о том, чему учат всех кинематографистов – работать в команде. А в этом кроется успех.
Со своей стороны, режиссер фильма «110», выпускник вуза Илья Михеев, рассказал, что работу над картиной начал не сразу после окончания вуза. От идеи до питчинга прошел год. По его словам, это время было просто необходимо, чтобы отойти от диплома и понять для себя, что он хочет делать дальше.
Напомним, фильм «110» – один из трех дебютных проектов, получивших полное государственное финансирование после очного питчинга в Министерстве культуры. Режиссер картины – Илья Михеев, выпускник мастерской Константина Лопушанского 2021 года, генеральный продюсер – завкафедрой продюсирования кино и телевидения ГИКИТ Наталия Горина.
О сюжете. Непростые отношения известного в городе адвоката и ее почти взрослой дочери Алисы обостряет трагедия. Одноклассница героини кончает жизнь самоубийством, и пусть причина произошедшего — не секрет, школа стремится скрыть ее, потому что слишком многим не выгодна огласка. Оглушенная чувством вины, Алиса буквально теряет дар речи, а расследование приводит к опасным последствиям. И теперь ее мать должна сделать мучительный выбор, что же для нее важно на самом деле.
Режиссер фильма «Хуже всех» Александра Кармаева – выпускница кафедры игрового кино ВГИКа (мастерская Владимира Меньшова) призналась, что ей пришлось переписывать сценарий под себя.
По сюжету игровой картины, у Ксюши Субботиной скоро выпускной. А красавчик-одноклассник Погуляев, в которого она влюблена, так и не обращает на неё внимания, ведь Ксюша, как считают вокруг, толстая. После очередной порции насмешек Ксюша заводит блог. Отныне она — Жируха, королева кринжа, которая нещадно стебёт сама себя, а заодно и весь мир.
Александра уверена, что после дебюта нужно делать еще больше. И, как выразилась режиссер: «Важно бежать с теми, кто тебя сильнее». То есть не надо бояться в чем-то отставать, наоборот надо стремиться к сотворчеству с опытными и успешными кинематографистами.
И еще, по ее наблюдению, нужно готовить себя к продвижению – уметь работать с прокатчиками. Прокат стал для нее самым неожиданным направлением. Тем, с чем раньше она не сталкивалась. При этом, от грамотного маркетинга зависит наполняемость зрительных залов.
Режиссер полнометражного дипломного фильма «Сверхновая» Евгений Третьяков отметил, что для режиссера конечный результат никогда не будет идеален. А воспоминания о первой эмоции от чернового просмотра вообще вызывают у него недоумение – тогда казалоcь, как вообще такое можно снять. Несмотря на то, что за этим стоял ежедневный труд.
О модераторе:
Ирина Обидова - режиссер, продюсер, сценарист, креативный продюсер центра Potential.
Окончила кафедру режиссуры СПбГУКиТ.
С 2014 года - креативный продюсер Potential.
Участник школы креативности фестиваля Cannes Lions (2018).
В качестве режиссера сняла несколько коротких метров, к/м «Комета»; участник международных фестивалей, в т.ч. ММКФ и Social World Film Festival.
Режиссер полнометражного фильма «1000 дешевых зажигалок», 2022. Фильм - участник фестивалей «Окно в Европу», International Film Festival of India. Сценарий фильма (под названием «Взрывник номер два») - участник Berlinale Talents 2021.