08.11.2024
Состоялась творческая встреча с директором Кинотеки Республики Сербской Снежаном Лаловичем
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжаются Дни документального кино Республики Сербской. Знакомство с режиссером Снежаном Лаловичем стало очередным пунктом программы.
В основном творчество режиссера посвящено трагическим событиям на Балканах в 90-е. На Родине Снежан Лалович известен по таким фильмам, как «Новый эгзодус», «Мосты Танаки», «Печать братьев Любавич».
Рассказанное режиссером о событиях, описываемых в его творчестве, тесно перекликается с событиями, которые сегодня переживает весь мир, и Россия, в частности. А потому из зала звучало много вопросов. Особенно, от режиссеров документального кино, режиссеров телевидения, студентов направления «Телевидение», киноведов.
Так, например, студентам стало интересно, с какими техническими ограничениями приходилось сталкиваться при съемке в режиме боевых действий.
И, как выяснилось, были колоссальные проблемы с помещением и оборудованием. Съемка велась простейшими камерами, вроде VHS. Все имевшееся профессиональное оборудование в основном было задействовано либо политиками, либо на фронте.
Что касается локальных телеканалов, освещавших те события, проблема также была в том, что Сараево было разделено. Уже сложившиеся коллективы были вынуждены создавать свои собственные. То есть хорваты – свои, мусульмане – свои, сербы – свои.
Многие районы вообще были отключены от электричества. В качестве альтернативы выступало радио.
Уже позже появилась возможность освещать события гражданской войны в выпусках новостей и давать какую-то информацию с фронта. Основную часть аудитории составляли те, кто в них не участвовал. Задача была донести эти сводки до мировой общественности.
Отдельно прозвучал вопрос о роли журналистов – как лидеров общественного мнения в тот период.
В то время CNN было важнейшим информационным агентством в Югославии. И это накладывало свой отпечаток. Происходила дезинформация. Например, о количестве погибших. Так, по заключению наблюдателей комиссии ООН, из 6000 зафиксированных жертв снайперов было всего 1500 сербских и 4500 мусульмано-хорватских.
Немало было сказано и о последствиях войны для культуры, науки, экономики.
После распада Югославия стала резко развиваться, и были созданы многочисленные фирмы. В первую очередь, в сфере строительства, которые могли работать не только на территории Югославии.
Но поскольку многие производства были уничтожены, и после этого грянула приватизация, большинство фирм закрылось.
- А глобалисты нас убеждали, как это здорово - основывать малый и средний бизнес, и что огромные производства нам совершенно не нужны. И таким образом они полностью уничтожили экономику, поскольку малый и средний бизнес вообще не имел возможности конкурировать с западными гигантами. Мы попали в долговую кабалу банков, которая заметно замедлила развитие нашей экономики, и не достигли довоенного уровня. Поэтому у нас нет возможности снимать полнометражные фильмы, - поделился Снежан Лалович.
И ситуация, по его словам, еще крайне напряжена, в отличие от Европы, где устанавливаются монументы павшим солдатам в независимости от того, на какой стороне они воевали. До понимания общего горя между сербами и хорватами еще далеко. Сербию, например, достаточно много посещает деятелей культуры из Хорватии, а сербам въезд в Хорватию запрещен.
На вопрос же о том, почему не так много снято фильмов про жизнь сербской и югославской православной церкви, режиссер ответил, что необходим некий период дистанции между случившимися событиями и их осмыслением.
В завершение дня состоялся киносеанс с участием картин режиссера. Фильмы транслировались на сербском языке с русскими субтитрами. Аудитории показали два фильма: «Мосты Танаки» и «Печать братьев Любавич».