25.11.2024
Картина мира Альфреда Шнитке
В открытой лекции «Полистилистика как картина мира Альфреда Шнитке», посвященной 90-летию со дня рождения крупнейшего композитора и теоретика музыки советского периода — Альфреда Гарриевича Шнитке, и состоявшейся 20 ноября в аудитории 1242, доцент кафедры филологии и истории искусств, кандидат искусствоведения Вениамин Егорович Смотров рассказал о его уникальном творческом методе — полистилистике.
Лектор представил обзор творчества Шнитке, выделил его основные периоды и изложил ключевые события жизни композитора.
Альфред Шнитке занимает уникальное положение в музыкальном искусстве XX века. Это плодовитый композитор, оставивший огромное наследие, включающее в себя не только симфоническую, оперную, камерно-инструментальную, вокальную, балетную, хоровую и фортепианную музыку, но и музыку, предназначенную для кинематографа («Восхождение», «Маленькие трагедии», «Спорт, спорт, спорт» и многие другие отечественные фильмы). Деятельность Шнитке в качестве кинокомпозитора была особенно плодотворной и составила важнейшую веху в истории киномузыки.
В своем творчестве Шнитке синтезирует в одном произведении стили, принадлежащие разным эпохам. И хотя черты этого метода нередко встречались в музыке до него, именно Шнитке дал ему определение и стал самым ярким представителем данного направления во второй половине XX века. Лектор раскрыл заложенные композитором идеи на примере его фортепианных сочинений, которые сам исполнил во время открытой лекции: Сюиту в старинном стиле и Сонату для фортепиано №1. Помимо этого, В.Е. Смотров продемонстрировал фрагменты важнейших симфонических и вокальных произведений Шнитке.
Лекция В.Е. Смотрова нашла живой отклик, вызвала дискуссию, в которой приняли участие доценты кафедры филологии и истории искусств Елена Александровна Евдокимова, Маргарита Анатольевна Дмитриева и Анна Сергеевна Суриковаи. После живого звучания музыки у аудитории сложилось полное понимание феномена полистилистики.
Автор текста Г.Г. Осипова
Фото - А.С. Сурикова
Г. Г. Осипова,
Зав. кафедрой филологии и истории искусств