02.05.2024
В ГИКИТ подвели итоги кинофестиваля студенческих работ звукорежиссёров «INтонации»
С 22 по 27 апреля в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения прошел юбилейный десятый Международный кинофестиваль студенческих работ звукорежиссёров «INтонации». В юбилейную конкурсную программу вошли 59 работ из 22 стран.
В течение шестидневной программы юбилейного кинофестиваля участники и гости посетили конкурсные показы, мастер-классы от ведущих специалистов в мире кино и анимации, обсудили мировые тенденции в сфере звукорежиссуры.
Так, в первый фестивальный день, после торжественной церемонии открытия прошел показ и обсуждение фильма «Снегирь» четырехкратного лауреата премии «Золотой орел» 2024 года, режиссера Бориса Хлебникова. Звукорежиссер фильма – Максим Беловолов, выпускник ГИКИТ (в прошлом ЛИКИ), председатель коллегии жюри «INтонаций». Максим Беловолов рассказал о нюансах работы со звукорежиссурой фильма, а также поделился опытом, ответил на вопросы студентов и дал рекомендации.
«Даже в творческих профессиях без дисциплины не стать настоящим профессионалом. Нужно творить, не ожидая вдохновения, а каждый день по чуть-чуть», – поделился мастер.
Также делились опытом и давали ценные профессиональные рекомендации в ходе мастер-классов звукорежиссер записи музыки киностудии «Мосфильм» Геннадий Папин, советский и российский композитор, аранжировщик, хоровой дирижёр, музыкальный педагог, актёр, сценарист Юрий Потеенко; режиссёр, сценарист, преподаватель, режиссер дубляжа Гелена Пирогова; звукорежиссер и генеральный директор студии «Flysound» Андрей Бельчиков, который не только рассказал о тенденциях развития звукового оборудования, но и провел экскурсию по звуковому комплексу киностудии «Ленфильм».
Значимым событием фестиваля стал мастер-класс от зарубежного гостя, лауреата премии «Primetime Emmy» за работу над звуком в фильмах: «Подпольная империя», «Ночь» и «Свободное соло», шестикратного номинанта на премию «Emmy» Роланда Вайса.
«Языковой барьер - не помеха, если говоришь с людьми об искусстве. Главное - чтобы правильно почувствовали», – поделился он.
Со второго дня фестиваля начался показ конкурсных работ по номинациям. «Лучшее звуковое решение в неигровом фильме» и «Лучший звукорежиссерский дебют». На протяжении показов зрители могли проголосовать за понравившуюся картину.
В третий день фестиваля, кроме игровых фильмов, был представлен блок анимационных работ. Кроме работ отечественных киношкол, здесь были представлены фильмы из Перу, Японии, Франции и Китая. Четвертый фестивальный день был полностью посвящен игровому кино.
Жюри и организаторы отметили высокий уровень работ, поэтому выбор лучших давался непросто.
«Если в фильме есть хороший звук, а на фестиваль отбираются фильмы только с хорошим звуком, это говорит о том, что всё остальное – тоже на высоком уровне, поэтому могу сказать, что конкурсная программа нашего фестиваля очень интересна, и работа отборочной комиссии и жюри с каждым годом всё сложнее», – отметил заведующий кафедрой звукорежиссуры ГИКИТ Антон Смирнов.
На протяжении всего фестиваля работала студенческая пресс-служба, оперативно впускающая репортажи с места событий, информирующая об изменениях в программе, а студенческое радио «Голос КиТа» проводило прямые радиотрансляции с возможностью задать вопрос одному из спикеров.
Также велась трансляция показов и мастер-классов для тех, кто не мог лично присутствовать на фестивале.
Торжественная церемония закрытия фестиваля прошла в киноконцертном зале ГИКИТ. Партнеры фестиваля и члены жюри в качестве благодарности вручили подарки институту: от новых микрофонов до уникальных музыкальных инструментов.
Президент Гильдии звукорежиссеров Союза Кинематографистов Российской Федерации Алексей Батыгов отметил:
«Стоять на этой сцене для меня – добрая традиция. Десятый по счету фестиваль – это большая победа для организаторов. Спасибо команде за «INтонации».
В ходе церемонии награждения отметили не только победителей номинаций и обладателя гран-при. Партнеры фестиваля вручили спецпризы тем, кто в своих картинах привнес новый подход в звучании. Победителями стали:
- Специальный приз жюри имени Григория Франка «За самобытность звукового решения» - Михаил Житков за фильм «Сокровище», ГИКИТ, 5 курс, мастерская Юрия Кубицкого и Антона Семенова
- Специальный приз жюри имени Бориса Андреева «За выразительность звукового решения» - Глеб Аникейчик за фильм «Нойды. Северные ведьмы» ГИКИТ, 4 курс, Владимира Персова и Марины Шейнман
- Специальный приз жюри имени Елены Сладковской «За красоту и искренность интонаций» - Вероника Васильева за фильм «Почкование» ГИКИТ, 5 курс, мастерская Юрия Кубицкого и Антона Семенова
- Специальный приз жюри имени Алиакпера Гасан-Заде «За поиск абсолюта и его воплощения» - Софья Васёва за фильм «Здесь и сейчас» ГИТР 5 курс, мастерская Алексея Пожарова
- Специальный приз зрительских симпатий - Даниил Медведев и Василий Сегень за фильм «52 герца» ГИКИТ, 4 курс, Владимира Персова и Марины Шейнман
- Приз за лучшее музыкальное решение фильма - Михаил Житков за фильм «Evermore» ГИКИТ, 5 курс, мастерская Юрия Кубицкого и Антона Семенова
- Приз за лучший звукорежиссерский дебют - Анна Жбанова за фильм «Дорога слов» ГИКИТ, 3 курс, мастерская Сергея Варцана и Игоря Терехова
- Приз за лучшую работу звукорежиссера в анимационном фильме - Мария Сергеева за фильм «Цмок» ГИКИТ, 3 курс, мастерская Сергея Варцана и Игоря Терехова
- Приз за лучшую работу звукорежиссера в неигровом фильме - Charllote Muller за фильм «Истории с усами» Венгрия, SZFE school
- Приз за лучшую работу звукорежиссера в игровом фильме - Варвара Быкова за фильм «Ничего не было» ВГИК им. С.А. Герасимова, 5 курс, мастерская Кирилла Василенко
- Гран-при – Даниил Медведев и Василий Сегень за фильм «52 герца» ГИКИТ, 4 курс, Владимира Персова и Марины Шейнман
По сюжету фильма-победителя режиссера Анны Лычкиной «52 герца», бывший моряк Иван хочет вернуться домой, но таксистка Оля везет его против воли к дальней родственнице. Эта поездка меняет их жизнь.
52 герца – это частота, на которой издает звуки неизвестный вид кита, она регулярно отслеживается в различных местах океана с 1980-х годов. Эта частота гораздо выше, чем у синего кита или финвала, которого этот кит больше всего напоминает по маршрутам своих миграций. Данный кит, вероятно, единственный в мире с пением на такой частоте, поэтому его часто называют самым одиноким китом в мире.
Съемки проходили в Кольском районе Мурманской области, в селе Териберка. Для звукорежиссеров, как и для большинства из команды, киноэкспедиция была в новинку. Как пояснили Даниил Медведев и Василий Сегень, почти весь звук в фильме – чистовой.
«Так получилось, что мы оба одновременно согласились работать над проектом, не договариваясь. Наверное, это судьба. Работа объемная, и делать ее одному было бы сложно. А так все получилось. Если говорить о результате, то мы им довольны», – поделились обладатели гран-при Даниил Медведев и Василий Сегень.