Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.05.2024

Рецензия на спектакль «Война и мир»

«Надо жить, надо любить, надо верить»

Спектакль, созданный в мастерской народной артистки России А.Я. Алексахиной, начинается с проекции экрана. На экране появляется видеоколлаж, демонстрирующий эмоциональные впечатления молодых актёров от прочитанного произведения. Зрителю передаются различные эмоции и чувства, такие как сопротивление, принятие, отторжение, радость и тихое признание романа писателя. Видео создаёт эффект неожиданности (остранение) перед каждым актом спектакля, который состоит из трёх частей. Благодаря данному приему зритель может наблюдать, как молодые актеры-современники воспринимают эту великую эпопею, преодолевая стандартные представления.

На протяжении всего сценического произведения режиссер Сергей Каргин и молодые актеры будут исследовать тему войны как разрушительной силы, необузданных и бессознательных аспектов человеческой жизни, противопоставляя ей понятие «мира» в контексте «гуманной, творческой вселенной». Они также будут рассматривать любовь и семью как духовные опоры, придающие человеку силу духа, находясь на перекрестке между войной и миром, жизнью и смертью.

Режиссёр представил свою сценическую интерпретацию великого произведения, вместив 4 тома с эпилогом в трехчасовую постановку. События, происходящие в жизни графа Пьера Безухова и героев трех аристократических семей (Болконские, Ростовы, Курагины) и обедневшей дворянской семьи Друбецких, являются основой сюжета спектакля. В спектакле отсутствуют батальные сцены, нет Наполеона, Александра I, Кутузова, но о них постоянно говорят.

Действие разворачивается в период с 1805 по 1813 год. Суть спектакля заключается не во внешних изменениях судеб героев, а в их духовных трансформациях на фоне войны, когда невозможно скрыть свою истинную сущность.  Конфликт в спектакле – это война, которая разворачивается внутри самого человека.

Мрак и свет играют ключевую роль в спектакле, создавая контрастное пространство сценографии. Серо-бежевая одежда сцены напоминает о цвете формы ополченцев 1812 года.  На небольшой пустой сцене учебного театра периодически появляются чёрные ширмы, которые разделяют мир живых и мертвых (художник - Борис Шаповалов). Эти сцены включают в себя трагическую смерть Лизы при родах, а также мрачную одержимость и неистовые страсти, связанные с наследством умирающего графа Безухова. В первом и во втором актах спектакля смешиваются серые и черно-белые тона с редкими яркими красками костюмов. Отмечу, что костюмы не привязаны к определенному времени. В спектакле важна вневременная условность костюмов.

Сценографический аскетизм представляет собой вызов для молодых актеров. Они не могут скрываться за декорациями, костюмами или реквизитом. В такой ситуации они должны полагаться только на свой сценический опыт, который мы наблюдаем на протяжении всего спектакля. Пространство сцены диктует способ существования актёра. Ведь способ существования актера является основой театральной правды на сцене. Роман Льва Толстого «Война и мир» служит развёрнутой метафорой, предполагающей как метод реалистической игры, так и экспрессивной, где важна пластическая точность выполнения роли.   

Музыка и свет гармонично сочетаются с общей картиной спектакля, создавая нужные акценты.

Весь спектакль пронизан особым колоритом, он элегантен и прост, при этом динамичен, музыкально-пластичен, и отличается детальностью и смысловым решением сцен. В спектакле все танцевально-пластические сцены были тщательно проработаны. Балетмейстеры Мария Кораблева и её ассистент Валентина Толубаева работали над постановкой танцев для спектакля. Они стремились воплотить концепцию «свободного танца» и наполнить его художественным смыслом. За сценическое движение и пластические решения отвечал педагог по пластике Максим Пахомов. Актеры во время спектакля проявляли невероятную гибкость и пластичность, используя свое тело как творческий инструмент. Телесность стала точной передачей мысли, продолжением эмоции актера в воплощении образа. А сценическая речь молодых актеров (речь - Татьяна Половец) полна выразительного звучания. Она - чёткая и объемная.  Наслаждаясь актёрскими работами, осознаёшь, сколько усилий вложили в них педагоги по актёрскому мастерству, такие как Надежда Андрианова и Александра Крымова.

Семья Болконских предстает в спектакле как семья строгих порядков, в которой царит напряженная суровая атмосфера.  Андрей Болконский, сын Николая Болконского, в исполнении Богдана Коршунова - незаурядная личность. Он красив, горд, жёсток, тщеславен и амбициозен. Его молодая жена Лиза (актриса - Эмилия Акберова) очаровательна и мила, но иногда может быть легкомысленной и капризной. Их отношения довольно холодные. Смерть Лизы при родах становится серьезным испытанием для Андрея, чувство вины и одиночества не покидают его. Встреча с Наташей Ростовой привнесла изменения в его жизнь.

Сцена старого князя Николая Болконского (артист - Георгий Ефанов) с сыном Андреем перед отправкой на войну оставляет удивительно теплые чувства. В его словах переданы огромная боль и любовь к сыну: «Помни одно, князь Андрей: если тебя убьют, мне, старику, будет очень больно. А если узнаю, что ты не ведешь себя как сын Николая Болконского, мне будет стыдно».

Создание возрастных ролей требует внутренней работы над образом, пластикой и речью, что невозможно без опыта. Актер Георгий Ефанов в большинстве сцен смог убедительно передать зрителю образ старого человека, отшельника-аристократа, отставного генерала русской армии. Княжна Мария, дочь Николая Болконского, исполненная Полиной Жуковой, воплощает в себе внутреннюю мягкую силу и трепетность.

Семья Ростовых занимает одно из центральных мест в спектакле и контрастирует с семьей Болконских. Ростовы отличаются щедростью и гостеприимством, они - хранители семейных традиций. Граф Илья Ростов, сыгранный Егором Шиманским, был добрым, щедрым и отзывчивым, но также расточительным. Его супруга Наталья (актриса - Дарья Воробьева), хозяйка дома, хотя любящая жена и мать, но в то же время не замечает истинных чувств своей воспитанницы Сони. Актриса Анна Стоянович сыграла Соню — её героиня была искренней, нежной и светлой. Образ Наташи Ростовой воплотила Алиса Рейфер. Наташа — любимица родных и близких. Её героиня прошла долгий путь от открытой и чистой девочки, которая постоянно держала куклу в руках и была влюблена в Бориса Друбецкого, до женщины, познавшей горе и потери. Ее характер стал твердым и цельным.

Борис Друбецкой, роль которого исполнил Никита Новосёлов, был детской любовью Наташи Ростовой. Актёр наделил свой образ нарциссическими качествами, он сложен и непредсказуем.

Красив и циничен Анатоль Курагин (актер - Юрий Щигорец), убедителен в своей деловой хватке Василий Курагин (Даниил Ходунов). На сцене Елизавета Осипова создала яркий образ Анны Павловны Шерер — хозяйки салона высшей петербургской знати. В этом образе актриса воплотила черты великосветского псевдопатриотизма, высокомерия и двуличия.

В спектакле участвуют 19 актёров, которые исполняют 32 роли. Некоторые актёры играют сразу нескольких персонажей. Каждая роль продумана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям, отражающим психологические особенности героев.

Спектакль «Война и мир» захватывает внимание зрителя и держит его в напряжении до последней минуты. На вопросы, поставленные в начале спектакля, каждый зритель ответит сам.

А мне хотелось бы завершить рецензию словами Пьера Безухова, обращенными к Андрею Болконскому: «Надо жить, надо любить, надо верить». Возможно, в этом кроются ответы. Жизнь, любовь и вера - самые ценные дары, которые человек получает по праву своего рождения, и их следует ценить и беречь.

 

Автор рецензии: Елена Дележа, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры РЦМиАФ, член СТД России

Новости

27.03.2025

В ГИКИТ выбрали лучших студентов-кураторов

Лучшим куратором академической группы стала второкурсница направления «продюсерство» Анна Коновалова, а лучшим куратором студенческого сообщества – также будущий продюсер, студентка четвертого курса Анита Ракшина

27.03.2025

С Всемирным днем театра!

Сердечно поздравляю вас с Всемирным днем театра!

27.03.2025

"Плевако": Интервью с Саввой Минаевым, автором сценария лучшего сериала "Ники-2024"

Сериал "Плевако" стал настоящим событием в мире российского телевидения, получив признание критиков и завоевав любовь зрителей. Мы поговорили с одним из сценаристов проекта, чтобы узнать, как создавался образ легендарного адвоката и какие трудности возникали в процессе работы над историческим экшен-детективом.

26.03.2025

Профессор ГИКИТ Александр Филиппов удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РФ

Указ Президента РФ о присвоении почетного звания профессору кафедры операторского искусства ГИКИТ опубликован на официальном сайте правовой информации.

26.03.2025

Студентки ГИКИТ триумфально выступили на конкурсе "МедиаПрофи", взяв сразу четыре награды!

Студентки кафедры телевидения ГИКИТ произвели фурор на Всероссийском конкурсе "МедиаПрофи", организованном РГПУ им. Герцена!

25.03.2025

Режиссеры мастерской Виктора Татарского представили вторые курсовые фильмы

В программу открытого показа мастерской режиссуры игрового кино Виктора Татарского «Семейные ценности» вошло четыре короткометражных фильма.

25.03.2025

День открытых дверей в ГИКИТ: более 200 абитуриентов познакомились с факультетом медиатехнологий

ГИКИТ распахнул двери для будущих студентов! Встреча прошла в теплой атмосфере и вдохновила абитуриентов на поступление!

25.03.2025

ГИКИТ на XXX Открытом Российском Международном Фестивале анимационного кино «Суздальфест».

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ под руководством Ольги Ефимовой представила авторский мастер-класс Анастасии Збаразской, мультфильмы студентов, а также провела презентацию вуза для будущих абитуриентов.

24.03.2025

Встреча с мечтой: как ГИКИТ распахнул двери для юных талантов.

Знакомство с историей вуза, рассказ о курсах подготовки и посещение спектакля «Синяя птица» в учебном театре.

24.03.2025

Константин Лопушанский: главное – давать раскрыться личности студента

Профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения, известный отечественный режиссер Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве».

21.03.2025

"Синяя птица" надежды: благотворительный спектакль для особенных зрителей

В учебном театре состоялся особенный показ спектакля "Синяя птица" по мотивам пьесы Мориса Метерлинка.

21.03.2025

Толстовский дом как источник вдохновения для молодых кинематографистов

22 марта в программе «Пульс города» на телеканале «Санкт-Петербург» молодые режиссеры из ГИКИТ поделятся своими мыслями о поиске кинолокаций.

21.03.2025

Гордость и триумф: студент ГИКИТ покоряет международный кинофестиваль

Студент кафедры режиссуры документального фильма ГИКИТ Митрий Грудский (мастерская Сергея Дебижева и Виктора Васильева) триумфально заявил о себе на международном кинофестивале «Свидание с Россией. Сибирский характер», получив диплом "За лучший дебют" за свой фильм "Он помнит всё" о военной фотокорреспонденции времен Великой Отечественной войны.

20.03.2025

На фестиваль «INтонации – 2025» подано 503 заявки

С 13 по 17 мая Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения станет площадкой для XI Международного кинофестиваля студенческих работ звукорежиссеров «INтонации» – единственного в нашей стране фестиваля, полностью посвященного искусству звука в кино.

 

19.03.2025

Студенты ГИКИТ рассказали о кинохронике блокадного Ленинграда на конференции ВГИК

С 13 по 15 марта 2025 года прошла Международная молодёжная научно-практическая конференция, центральной темой которой стала «Великая Отечественная война в киноискусстве XX–XXI столетий».

18.03.2025

Сразу две работы студентов кафедры телевидения стали победителямипрестижного конкурса «Россия, устремленная в будущее»!

Студенты кафедры телевидения ГИКИТ вновь доказали свой высокий профессионализм, завоевав призовые места на Региональном этапе VIII открытого конкурса студенческих проектов «Россия, устремленная в будущее».

18.03.2025

От студенческой скамьи – к большому кино: выпускник ГИКИТ снимет военную драму при поддержке Минкультуры.

Выпускник факультета дополнительного образования ГИКИТ, Руслан Тихомиров, получил грант от Министерства культуры РФ на создание полнометражного фильма "Ушедшие в метель"!

18.03.2025

В ГИКИТ прошел открытый показ вторых режиссерских курсовых фильмов «Аллонимы»

Студенты мастерской режиссуры игрового кино Константина Лопушанского и Ратмира Лутфуллина представили зрителям четыре фильма.

18.03.2025

София Ухова - призер Международного конкурса научных работ молодых исследователей

Студентка 2 курса София Ухова кафедры медиакоммуникационных технологий завоевала бронзу.

18.03.2025

В Институте ожила поэзия Победы: студенты представили мини-фильмы в стихах

В институте состоялась съемка мини-фильмов в стихах в рамках вузовского проекта "Лики победы-голоса", посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

17.03.2025

Участники «Мистер и Мисс Студенчество-2025» рассказали о своих героических предках и земляках

В рамках заданий конкурса красоты и таланта финалисты 14 студентов, прошедших во второй этап, представили на суд жюри тематические презентации.

14.03.2025

Доцент кафедры ГИКИТ обучает ораторскому мастерству сотрудников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий Арина Маркова провела обучающий семинар для представителей прокуратуры

13.03.2025

Документалисты ГИКИТ представили дипломные проекты

5 марта в ГИКИТ прошла первая защита проектов дипломных фильмов студентов мастерской режиссуры неигрового кино Александра Маркова и Марии Поприцак.

12.03.2025

Студенты кафедры звукорежиссуры создают аудиокнигу "Не убит подо Ржевом" к 80-летию Победы

В преддверии 80-летия Победы стартовал масштабный проект по созданию аудиокниги "Не убит подо Ржевом" по повести-были Сергея Микаэляна, участника Ржевской битвы и известного кинорежиссера. Проект, поддержанный сыном автора, реализует кафедра звукорежиссуры ГИКИТ. Цель – патриотическое воспитание молодежи и увековечивание памяти о подвиге советского народа. В год Защитника Отечества, объявленного Президентом России, аудиокнига станет важным вкладом в сохранение исторической правды.

12.03.2025

Профессор ГИКИТ Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве»

Указ о награждении режиссера и профессора кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, разместили на официальном ресурсе правовой информации.

12.03.2025

Этимология русских слов студенты создают телепроект, пробуждающий интерес к родному языку

В лаборатории "Авторская телестудия" кипит работа над новым телепроектом "Этимология русских слов".
Студенты-медийщики под руководством опытного доцента создают серию увлекательных видеороликов для молодежи, раскрывающих тайны происхождения русских слов.
Первый ролик представят на Всероссийском конкурсе "Великий и могучий мой родной русский язык!". Проект объединил усилия кафедр телевидения, журналистики и актерского мастерства, чтобы создать яркий, образовательный и современный контент.

12.03.2025

Звуковой образ блокады Ленинграда в кинематографе

Первокурсники исследовали, как звук в фильмах о блокаде Ленинграда создает атмосферу ужаса и надежды. Анализ классики и современных картин, уникальные подходы и глубокое понимание темы – работы победителей (Анна Потёмкина, Ксения Быркова, Анна Мельник, Софья Игнатьева, Анастасия Мещерякова) стали ценным вкладом в
осмысление трагических событий. Узнайте, как звук в кино помогает прочувствовать боль и героизм блокадного города.

11.03.2025

Экскурсии в мир кинотехники: студенты погружаются в историю отечественного кинематографа

Студенты направлений «Реставрация» и «Народная художественная культура» посетили музей отечественной кинотехники.

10.03.2025

Студенты мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина показали зрителям первые курсовые

В киноконцертном зале ГИКИТ состоялся открытый показ первых курсовых работ мастерской режиссуры игрового кино Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина «Трудно быть».

07.03.2025

Студенты ГИКИТ снялись в проекте «Культурный Код Россия 3.0: путь Победы»

Молодые актеры мастерской Анны Провоторовой ГИКИТ награждены благодарностями за участие в съемках проекта «Культурный Код Россия 3.0: путь Победы»

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен