Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.05.2024

Рецензия на спектакль «Война и мир»

«Надо жить, надо любить, надо верить»

Спектакль, созданный в мастерской народной артистки России А.Я. Алексахиной, начинается с проекции экрана. На экране появляется видеоколлаж, демонстрирующий эмоциональные впечатления молодых актёров от прочитанного произведения. Зрителю передаются различные эмоции и чувства, такие как сопротивление, принятие, отторжение, радость и тихое признание романа писателя. Видео создаёт эффект неожиданности (остранение) перед каждым актом спектакля, который состоит из трёх частей. Благодаря данному приему зритель может наблюдать, как молодые актеры-современники воспринимают эту великую эпопею, преодолевая стандартные представления.

На протяжении всего сценического произведения режиссер Сергей Каргин и молодые актеры будут исследовать тему войны как разрушительной силы, необузданных и бессознательных аспектов человеческой жизни, противопоставляя ей понятие «мира» в контексте «гуманной, творческой вселенной». Они также будут рассматривать любовь и семью как духовные опоры, придающие человеку силу духа, находясь на перекрестке между войной и миром, жизнью и смертью.

Режиссёр представил свою сценическую интерпретацию великого произведения, вместив 4 тома с эпилогом в трехчасовую постановку. События, происходящие в жизни графа Пьера Безухова и героев трех аристократических семей (Болконские, Ростовы, Курагины) и обедневшей дворянской семьи Друбецких, являются основой сюжета спектакля. В спектакле отсутствуют батальные сцены, нет Наполеона, Александра I, Кутузова, но о них постоянно говорят.

Действие разворачивается в период с 1805 по 1813 год. Суть спектакля заключается не во внешних изменениях судеб героев, а в их духовных трансформациях на фоне войны, когда невозможно скрыть свою истинную сущность.  Конфликт в спектакле – это война, которая разворачивается внутри самого человека.

Мрак и свет играют ключевую роль в спектакле, создавая контрастное пространство сценографии. Серо-бежевая одежда сцены напоминает о цвете формы ополченцев 1812 года.  На небольшой пустой сцене учебного театра периодически появляются чёрные ширмы, которые разделяют мир живых и мертвых (художник - Борис Шаповалов). Эти сцены включают в себя трагическую смерть Лизы при родах, а также мрачную одержимость и неистовые страсти, связанные с наследством умирающего графа Безухова. В первом и во втором актах спектакля смешиваются серые и черно-белые тона с редкими яркими красками костюмов. Отмечу, что костюмы не привязаны к определенному времени. В спектакле важна вневременная условность костюмов.

Сценографический аскетизм представляет собой вызов для молодых актеров. Они не могут скрываться за декорациями, костюмами или реквизитом. В такой ситуации они должны полагаться только на свой сценический опыт, который мы наблюдаем на протяжении всего спектакля. Пространство сцены диктует способ существования актёра. Ведь способ существования актера является основой театральной правды на сцене. Роман Льва Толстого «Война и мир» служит развёрнутой метафорой, предполагающей как метод реалистической игры, так и экспрессивной, где важна пластическая точность выполнения роли.   

Музыка и свет гармонично сочетаются с общей картиной спектакля, создавая нужные акценты.

Весь спектакль пронизан особым колоритом, он элегантен и прост, при этом динамичен, музыкально-пластичен, и отличается детальностью и смысловым решением сцен. В спектакле все танцевально-пластические сцены были тщательно проработаны. Балетмейстеры Мария Кораблева и её ассистент Валентина Толубаева работали над постановкой танцев для спектакля. Они стремились воплотить концепцию «свободного танца» и наполнить его художественным смыслом. За сценическое движение и пластические решения отвечал педагог по пластике Максим Пахомов. Актеры во время спектакля проявляли невероятную гибкость и пластичность, используя свое тело как творческий инструмент. Телесность стала точной передачей мысли, продолжением эмоции актера в воплощении образа. А сценическая речь молодых актеров (речь - Татьяна Половец) полна выразительного звучания. Она - чёткая и объемная.  Наслаждаясь актёрскими работами, осознаёшь, сколько усилий вложили в них педагоги по актёрскому мастерству, такие как Надежда Андрианова и Александра Крымова.

Семья Болконских предстает в спектакле как семья строгих порядков, в которой царит напряженная суровая атмосфера.  Андрей Болконский, сын Николая Болконского, в исполнении Богдана Коршунова - незаурядная личность. Он красив, горд, жёсток, тщеславен и амбициозен. Его молодая жена Лиза (актриса - Эмилия Акберова) очаровательна и мила, но иногда может быть легкомысленной и капризной. Их отношения довольно холодные. Смерть Лизы при родах становится серьезным испытанием для Андрея, чувство вины и одиночества не покидают его. Встреча с Наташей Ростовой привнесла изменения в его жизнь.

Сцена старого князя Николая Болконского (артист - Георгий Ефанов) с сыном Андреем перед отправкой на войну оставляет удивительно теплые чувства. В его словах переданы огромная боль и любовь к сыну: «Помни одно, князь Андрей: если тебя убьют, мне, старику, будет очень больно. А если узнаю, что ты не ведешь себя как сын Николая Болконского, мне будет стыдно».

Создание возрастных ролей требует внутренней работы над образом, пластикой и речью, что невозможно без опыта. Актер Георгий Ефанов в большинстве сцен смог убедительно передать зрителю образ старого человека, отшельника-аристократа, отставного генерала русской армии. Княжна Мария, дочь Николая Болконского, исполненная Полиной Жуковой, воплощает в себе внутреннюю мягкую силу и трепетность.

Семья Ростовых занимает одно из центральных мест в спектакле и контрастирует с семьей Болконских. Ростовы отличаются щедростью и гостеприимством, они - хранители семейных традиций. Граф Илья Ростов, сыгранный Егором Шиманским, был добрым, щедрым и отзывчивым, но также расточительным. Его супруга Наталья (актриса - Дарья Воробьева), хозяйка дома, хотя любящая жена и мать, но в то же время не замечает истинных чувств своей воспитанницы Сони. Актриса Анна Стоянович сыграла Соню — её героиня была искренней, нежной и светлой. Образ Наташи Ростовой воплотила Алиса Рейфер. Наташа — любимица родных и близких. Её героиня прошла долгий путь от открытой и чистой девочки, которая постоянно держала куклу в руках и была влюблена в Бориса Друбецкого, до женщины, познавшей горе и потери. Ее характер стал твердым и цельным.

Борис Друбецкой, роль которого исполнил Никита Новосёлов, был детской любовью Наташи Ростовой. Актёр наделил свой образ нарциссическими качествами, он сложен и непредсказуем.

Красив и циничен Анатоль Курагин (актер - Юрий Щигорец), убедителен в своей деловой хватке Василий Курагин (Даниил Ходунов). На сцене Елизавета Осипова создала яркий образ Анны Павловны Шерер — хозяйки салона высшей петербургской знати. В этом образе актриса воплотила черты великосветского псевдопатриотизма, высокомерия и двуличия.

В спектакле участвуют 19 актёров, которые исполняют 32 роли. Некоторые актёры играют сразу нескольких персонажей. Каждая роль продумана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям, отражающим психологические особенности героев.

Спектакль «Война и мир» захватывает внимание зрителя и держит его в напряжении до последней минуты. На вопросы, поставленные в начале спектакля, каждый зритель ответит сам.

А мне хотелось бы завершить рецензию словами Пьера Безухова, обращенными к Андрею Болконскому: «Надо жить, надо любить, надо верить». Возможно, в этом кроются ответы. Жизнь, любовь и вера - самые ценные дары, которые человек получает по праву своего рождения, и их следует ценить и беречь.

 

Автор рецензии: Елена Дележа, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры РЦМиАФ, член СТД России

Новости

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

24.11.2024

Фильм «110» Ильи Михеева: долгий путь к диалогу поколений

Дарья Назаренко, студентка группы 1423, погрузилась в детали фильма и поделилась своими впечатлениями. В  рецензии она освещает ключевые моменты фильма «110» .

23.11.2024

Скончался Михаил Юрьевич Левитин

С глубочайшей скорбью вынуждены сообщить, что в пятницу, 22 ноября 2024 года, нас покинул Михаил Юрьевич Левитин.

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Максима Беспалого

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера Максима Беспалого

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Ольги Акоповой

Каковы тонкости организации съемочного процесса, как принимаются ключевые решения в вопросах финансирования проектов, какие возможности господдержки начинающих кинематографистов существуют в нашей стране - эти и другие вопросы студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения разбирали на мастер-классе продюсера, руководителя контент-студии «Юг.Кино», председателя Калининградской кинокомиссии Ольги Акоповой

22.11.2024

Награждены победители Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино»

В рамках II этапа XXIV Международного Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась церемония награждения победителей Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино» и спецпоказ лучших экранизаций поэтических произведений конкурса

22.11.2024

В ГИКИТ стартовал второй этап фестиваля «ПитерКИТ»

В киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоялась торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».  Всего поступило 460 заявок из 60 киношкол разных стран

21.11.2024

Состоялся мастер-класс Сергея Касатова

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся мастер-класс учредителя студии «Location 360», локейшн-менеджера и исполнительного продюсера Сергея Касатова на тему «Работа продюсера с онлайн-платформами»

21.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Дмитрия Кабанова

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» прошел мастер-класс директора по связям с индустрией и международным B2B «Роскино» Дмитрия Кабанова «Продвижение российского кино за рубежом».

19.11.2024

Состоялся мастер-класс Оксаны Ларичевой

18 ноября в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках лаборатории документального кино «Мой дом – Россия» прошел мастер-класс проректора по воспитательной работе и художественно-творческой деятельности Оксаны Ларичевой

18.11.2024

Выпускники ГИКИТ — победители и призеры 44-го Международного студенческого фестиваля ВГИК

Короткометражный игровой фильм «Вселение» режиссера Софьи Чигировой получил ГРАН-ПРИ по итогам второго этапа фестиваля, а документальная картина «RAPA» режиссера Саши Козьмы отмечена на специальным дипломом профессионального жюри.

15.11.2024

Преподаватель ГИКИТ отмечен благодарностью Минобрнауки РФ

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий награжден благодарственным письмом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

15.11.2024

21 ноября откроется второй этап Международного фестиваля «ПитерКИТ»

В четверг, 21 ноября, в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоится торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

15.11.2024

Фотоснимки преподавателя ГИКИТ представили публике Петербурга и Краснодара

Сразу на двух выставках – в Северной столице и Краснодаре - в эти дни можно увидеть работы преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры Аллы Никитенко

14.11.2024

29 ноября стартует студенческий форум «PRКИТ – 2024»

XVI Всероссийский форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

21 ноября стартует Digital Media Art Festival

Международный молодёжный фестиваль цифрового медиаискусства «DMAF» по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

Состоялся Чемпионат молодых лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ»

Подведены итоги конкурса, организованного Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения совместно с Федеральным агентством по делам молодежи

12.11.2024

Выпускник ГИКИТ продемонстрировал мастерство 3D-мэппинга на фестивале «Чудо света»

Тимофей Вишневский - выпускник кафедры режиссуры цифровых медиа Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - принял участие в создании архитектурного 3D-мэппинга на Инженерный домик в рамках фестиваля "Чудо Света". Мероприятие проходило с 2 по 4 ноября на территории Петропавловской Крепости

12.11.2024

ГИКИТ представили на  Минском международном кинофестивале «Liстапад»

Программу наших фильмов представила заведующая кафедрой драматургии и киноведения Светлана Ивановна Мельникова.

12.11.2024

«Они люди – так и судите же их по-человечески»: Савва Минаев о сериале «Плевако»

Состоялась премьера сериала «Плевако», где сценаристом выступил преподаватель ГИКИТ

12.11.2024

В ГИКИТ состоялось первое заседание студенческого конструкторского бюро

В рамках мероприятия было рассмотрено 5 проектов от студентов технических специальностей. Модератором встречи выступил доцент кафедры аудиовизуальных систем и технологий Денис Соколов

11.11.2024

Состоялся показ фильмов Ратмира Лутфуллина

Старший преподаватель кафедры режиссуры игрового кино представил две короткометражных картины: «Малыш Сванте» (2018 года) и «Никого нет дома» (2024 год)

11.11.2024

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой покажут в Канаде

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой (мастерская Антона Кальченко) отобран на международный анимационный фестиваль Le plus petit festival d'animation au monde, который состоится в городе Хантингдон, провинция Квебек, Канада 18 января

11.11.2024

Короткометражные фильмы студентов ГИКИТ отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

Короткометражные фильмы студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева и Валентины Захаровой) отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

08.11.2024

Состоялась творческая встреча с директором Кинотеки Республики Сербской Снежаном Лаловичем

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжаются Дни документального кино Республики Сербской. Знакомство с режиссером Снежаном Лаловичем стало очередным пунктом программы

07.11.2024

В ГИКИТ состоялся первый показ в рамках Дней документального кино Республики Сербской

Мероприятие приурочено к знаковому для вуза событию – подписанию договора о профессиональном сотрудничестве с Кинотекой Республики Сербской. Заключение документа засвидетельствовали представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Комитета по культуре, Комитета по внешним связям, гости из Республики Сербской, Татарстана и Южной Осетии

06.11.2024

Студенты ГИКИТ посетили Москву

На днях студенты четвёртого курса мастерской Сергея Варцана и Игоря Терехова кафедры звукорежиссуры ГИКИТ, в рамках прохождения творческо-производственной практики посетили студии и «киноместа» города Москвы

06.11.2024

ГИКИТ представили на I съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

Председатель совета молодых ученых, доцент кафедры аудиоизуальных систем и технологий Денис Соколов посетил I съезд советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

06.11.2024

Представители ГИКИТ — призеры международного конкурса научных работ по сравнительному обществознанию России и Китая

Второе место заняли кандидаты исторических наук, доценты ГИКИТ Сергей Виватенко и Татьяна Сиволап с работой по новейшей истории китайских ВУЗов.

06.11.2024

Перед студентами ГИКИТ выступил управляющий директора Private Banking «Банк Санкт-Петербург» Дмитрий Аксенов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс, посвященный финансовой грамотности. Основным посылом занятия стал коммерческий потенциал творческих проектов. Организатором мероприятия выступила кафедра проектной деятельности в медиаиндустрии

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен