29.02.2024
Киномузыка: феномен аудиовизуального синтеза
Киномузыка: феномен аудиовизуального синтеза
27 февраля 2024 года в СПбГИКиТ состоялся внутривузовский конкурс творческих студенческих работ «Киномузыка: феномен аудиовизуального синтеза. Анализ музыкального решения фильма».
Конкурс был организован кафедрой филологии и истории искусств и проходил в дистанционном формате под руководством заведующей кафедрой, кандидата искусствоведения, доцента Г. Г. Осиповой. Студенческие работы оценивало жюри в составе: кандидат искусствоведения, доцент, композитор В. Е. Смотров (председатель жюри), кандидаты наук, доценты кафедры филологии и истории искусств – историк литературы М. А. Дмитриева, музыковед Н. В. Данилова, киновед С. В. Хлыстунова.
Цель конкурса – осмысление студентами феномена киномузыки как важнейшей составляющей аудиовизуального синтеза – выдвинула перед его участниками целый ряд задач. Среди них – умение анализировать музыкальную драматургию в режиссерской концепции фильма; развитие навыков искусствоведческого подхода в оценке выдающихся явлений отечественного и мирового кинематографа; сравнение методик работы режиссера и композитора над саундтреками; и как результат стимулирование обучающихся к изложению на высоком профессиональном уровне собственных мыслей и идей.
В конкурсе принимали участие студенты-драматурги 4 курса группы 1037, используя приобретенный опыт изучения дисциплины «Музыка в кино». Общее количество присланных на конкурс работ – 12. Для финала были отобраны 6 лучших студенческих исследований.
Перед жюри стояла нелегкая задача: уровень работ был достаточно высок, поэтому было решено дать 2 первых места, 2 вторых и столько же третьих. Председатель жюри В. Е. Смотров отметил вкус в выборе режиссеров и фильмов для анализа – и прежде всего знаковых произведений мирового кинопроцесса и авторов, сотрудничавших с выдающимися композиторами 2-й половины ХХ столетия и нашими современниками. Разбиралась музыка такого мэтра, как основатель хоррор-мьюзик Бернард Херманн («Головокружение» А. Хичкока), с одной стороны, и современного хип-хоп-дуэта The Dust Brothers – с другой. Отдельная тема работ – цитата и компиляция в киномузыке. Такой метод исключительного цитирования (в отличие от оригинальной музыки, написанной к фильму приглашенным композитором) был характерен для Лукино Висконти (музыка Малера в «Смерти в Венеции»), Стенли Кубрика (Бетховен в «Заводном апельсине»), его предпочитает Квентин Тарантино, обращаясь при этом не к высокой академической традиции, а к массовым музыкальным субкультурам.
В лучших образцах анализа подробно квалифицирован каждый звучащий эпизод в его эмоциональном воздействии на зрителя, определены разнообразные функции музыки в ее связи с изображением, темы-лейтмотивы, и как результат – сформулирована и объяснена режиссерская концепция музыки (что порой непросто определить даже самому режиссеру). М. А. Дмитриева отметила почти грамотность изложения текста и на удивление хороший авторский слог – что похвально для будущих сценаристов.
В выборе лауреатов жюри руководствовалось критериями полноты в раскрытии заявленной темы, тщательности в отборе фактологии и структурировании материала, оригинальности и литературного достоинства текста, а также присутствия ярко выраженной авторской позиции.
В итоге результаты конкурса распределились следующим образом:
1-е место:
Семенова Ульяна, студентка 4 курса специальности «Драматургия», гр. 1037 за работу «Анализ музыкального решения фильма: Дж. Демме. «Молчание ягнят»»;
Стрельцова Дарина, студентка 4 курса специальности «Драматургия», гр. 1037 за работу «Анализ музыкального решения фильма: К. Тарантино. «Убить Билла»».
2-е место:
Фомина Виктория, студентка 4 курса специальности «Драматургия», гр. 1037 за работу «Анализ музыкального решения фильма: Л. Висконти. «Смерть в Венеции»»;
Петухов Максим, студентка 4 курса специальности «Драматургия», гр. 1037 за работу «Анализ музыкального решения фильма: Д. Финчер. «Бойцовский клуб»».
3-е место:
Курбанова Тамара, студентка 4 курса специальности «Драматургия», гр. 1037 за работу «Анализ музыкального решения фильма: С. Кубрик. «Заводной апельсин»»;
Рогова Ираида, студентка 4 курса специальности «Драматургия», гр. 1037 за работу «Анализ музыкального решения фильма: А. Хичкок. «Головокружение»».
Поздравляем победителей конкурса!
Г. Г. Осипова,
заведующая кафедрой филологии и истории искусств,
куратор конкурса