Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

28.10.2024

Международный день анимации: праздник волшебства и творчества

Каждый год 28 октября мы погружаемся в чарующий мир анимации, отмечая Международный день анимации, зовущий найти в себе ребенка, радующегося движущимся картинкам. Этот праздник объединяет как профессионалов в области анимации, так и всех любителей мультфильмов, давая возможность вспомнить те моменты ностальгии, знакомые каждому с детства. Анимация для детей — это всегда захватывающие приключения и удивительные истории, а для взрослых — воспоминания детства.

На самом деле анимация - это не просто красивые движущиеся и говорящие картинки. За каждым кадром стоит огромный труд художников, аниматоров, режиссеров и звукорежиссеров, сценаристов, операторов и многих других профессионалов. Анимационные фильмы несут в себе важные культурные, моральные и образовательные функции, оставляя глубокий след в наших сердцах.

В нашем институте готовят уникальных специалистов на кафедре режиссуры мультимедиа и анимационного фильма. Абитуриенты могут выбирать между двумя специализациями: "Режиссёр мультимедиа " и "Режиссёр анимации и компьютерной графики ".

Роль режиссера анимационного фильма весьма разнообразна и трудоемка. Он — как дирижер в большом оркестре — от него зависит качество конечного продукта. Нужно понимать драматургию, владеть навыками рисунка, а также уметь работать с камерой и актерами. В то же время, направление цифровых медиа предоставляет студентам возможность познать искусство создания интерактивных медиа: от компьютерных игр до интерактивной рекламы.

Первые попытки оживить неподвижные изображения относятся к древним цивилизациям. Особое место в этом процессе занял Древний Китай с его «Театром теней». Позже, с XVII до конца XIX века, необыкновенно популярным был «волшебный фонарь», который проецировал изображения на экран.

Однако настоящий поворотный момент в истории анимации произошел 28 октября 1892 года в Париже, когда французский художник и изобретатель Эмиль Рейно впервые представил на суд публики движущиеся картинки, используя свой праксиноскоп. Эта дата и стала днем рождения анимационного кино.

 Россия внесла свой уникальный вклад в развитие анимации. В 1906 году Александр Ширяев, балетмейстер из Санкт-Петербурга, создал первый кукольный мультфильм, показывая на экране танцы миниатюрных куколок. В Советском Союзе анимация тоже нашла своё отражение, начиная с 20-х годов, когда студия «Культкино» выпускала анимационные фильмы на серьезные темы. Настоящей жемчужиной советской анимации стал «Союзмультфильм», открывшийся в 1936 году. Он подарил нам такие классические ленты, как «Конек-Горбунок», «Мойдодыр», «Аленький цветочек», и этими советскими мультфильмами восхищался сам Уолт Дисней!

Чем же мог так впечатлить мультфильм «Конек-горбунок» в 1947 году мэтра мировой анимации?  На этот вопрос нам ответила Ольга Рыбалко, выпускница нашего вуза 2009 г. по специальности «Режиссёр анимации и компьютерной графики», ныне - доцент кафедры режиссуры мультимедиа и анимационного фильма. С 2003 года она работала на студии анимационного фильма «Мельница» в рамках проектов «Алёша Попович», «Добрыня Никитич», «Кот и лиса», а позже - ведущим аниматором на проекте «Илья Муромец», с 2008 года - режиссёр детского сериала «Лунтик».

«Честно признаться, я эту историю не изучала. Знаю, как факт — не более. Но, возможно, в этом случае мне будет даже легче рассуждать», — поделилась своими мыслями Ольга Рыбалко. «Думаю, как раз-таки этим, в числе прочего, и прежде всего: самобытностью. В 40-е годы в США были популярны такие фильмы, как «Том и Джерри», истории с Микки-Маусом, Плуто, Дональдом и т. д. То есть веселые истории и погони. Из сказок, разве что, Белоснежка и семь гномов и Бэмби. «Конек-горбунок» развернул собой, как бы это сказать… крестьянскую человеческую жизнь — жизнь людей, которую посетило чудо. Как зрителя, человека, это могло поразить и вдохновить? Все хотят чуда в обычной жизни».

«Как художника — поражают визуальные стилистические решения. Всё, что можно увидеть в кадре, вдохновлено русскими росписями, лубочным творчеством, ремеслом народной игрушки. Достоверность пространства: природы и быта. Деликатность и тщательная проработка фонов, цветосочетаний. Ведь очень тщательная подготовка к съемкам была!» — продолжила она. «Как режиссера — ритм фильма и общая картина, когда ничего не “вываливается”. Работа с музыкой, которая органично окутывает визуальный ряд и создает глубину образа. Как аниматора, я думаю, его могла впечатлить работа с движениями людей и лошадей. Слышала, что Дисней был любителем лошадей — и эти животные прекрасны в мультфильме!».

«Первое явление кобылицы с переливающейся гривой меня  поражает и сейчас, в век любых спецэффектов. И особенно удивительно — как это, в 40-е годы! Честно сказать, я не знаю точно, использовался ли ротоскоп в этом фильме. С этой техникой наши аниматоры знакомы давно: раньше, чем студия Дисней — то есть, она была вполне доступна во время создания Конька, но очевидных признаков использования не вижу! Если и было такое, то на очень высоком интуитивно-профессиональном уровне», — отметила Ольга Рыбалко. Она подчеркнула: «Отдельно хочу отметить работу с мимикой и эмоциями персонажей: очень точная и тонкая работа, что также требует невероятной наблюдательности при работе над персонажем и кропотливости и аккуратности при воплощении».

Выход "Конька-Горбунка" в значительной мере обозначил поворотный момент в истории анимации, как отечественной, так и мировой. Именно после его триумфа студия Диснея начала активно создавать сказочные истории, такие как: "Золушка", "Алиса в стране чудес", "Питер Пэн" и "Спящая красавица". Интересно отметить, что параллельно с этим в диснеевских фильмах все чаще стали появляться лошади, как, например, в фильмах "Время мелодий" (1948), "Ветер в ивах" (1949), "Золушка" (1950) и "Спящая красавица" (1959). Хотя прямое влияние "Конька-Горбунка" на эти изменения остается под вопросом, его появление действительно совпало с периодом активного эксперимента и использования ротоскопа для создания более реалистичных анимаций. Интересно, что, несмотря на успехи в техническом исполнении, Дисней, похоже, не стремился к самобытности, которую успешно тарнслировали наши мультфильмы, что особенно очевидно на фоне глубоких народных корней и популярности произведений, таких как современные «Богатыри». Успех этих анимационных фильмов в нашей стране говорит о важности национальной идентичности и уникального художественного подхода, которые признаются и уважаются нашим зрителем. Иван Петрович Иванов-Вано выразил это лучше всех, подчеркивая, что истинное искусство мультипликации заключается не в копировании реальности, а в создании ярких и выразительных образов, что в полной мере отражает мастерство и уникальность советского мультфильма «Конек-Горбунок».

Международный день анимации ежегодно отмечается в 104 странах мира. В России этот день знаменуется открытием Большого фестиваля мультфильмов, в рамках которого проводятся встречи с создателями, мастер-классы и показы редких лент из коллекции Госфильмофонда и наши студенты ежегодно в нем принимают участие и занимают призовые места.

Интересные факты об анимации: Первый мультперсонаж в истории – динозавр Герти, появившийся на экране в 1910 году.

●        Известно, что Владимир Высоцкий должен был озвучивать Волка в «Ну, погоди!», однако роль досталась Анатолию Папанову.

●        Уолт Дисней получил 8 Оскаров за «Белоснежку и 7 гномов» – один большой и семь маленьких.

●        Чебурашка получил свои знаменитые большие уши, чтобы не напоминать медвежонка.

●        Изначально кот из «Трое из Простоквашино» должен был носить имя Тараскин, но стал Матроскиным.

Международный день анимации – это не просто праздник профессионалов, это день, который объединяет всех, кого волнует красивая, яркая, а иногда и поучительная история, рассказанная на экране. Мультфильмы остаются неизменной частью нашей жизни, принося радость и вдохновение всем и каждому.

 Интервью наших преподавателей в эфире Радио Sputnik Санкт-Петербург  слушайте по ссылке  

Новости

02.11.2024

В ГИКИТ состоялось заседание философского клуба

Заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук, профессор, доктор философских наук Аркадий Русаков и кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и истории искусств Константин Махлак выступили в эфире международной христианской просветительской радиостанции «Радио Мария» на тему «Философия, культура и искусство». Передача состоялась в рамках обсуждения секции "Философия культуры: творческий и смысловой аспекты" VII Национальной научно-практической конференции "Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России"

01.11.2024

ГИКИТ провел конкурс перевода рекламного текста с иностранного языка

Кафедра иностранных языков Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения подвела итоги Всероссийского заочного конкурса перевода рекламного текста с иностранного языка

01.11.2024

В ГИКИТ создали мобильное приложение для Международного фестиваля «ПитерКИТ»

Кафедра аудиовизуальных систем и технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения презентовала новое мобильное приложение, предназначенное для участников и гостей Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Разработка призвана облегчить планирование времени и повысить комфорт пребывания на одном из главных культурных событий города

01.11.2024

В ГИКИТ прошла творческая встреча с актёром Федором Федотовым

У участников мероприятия была возможность задать актеру вопросы о его творческом пути, становлении карьеры, планах и ценностях, получить напутствия.

31.10.2024

В ГИКИТ обсудили вопросы детского кинообразования

На базе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения в рамках V Всероссийского фестиваля детского короткометражного кино «Детский ПитерКИТ» состоялся круглый стол по вопросам детского кинообразования с представителями киношкол Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло в онлайн-формате

31.10.2024

Представители ГИКИТ стали организаторами окружной медиашколы «Северо-Западная Точка сбора»

В период с 24 по 26 октября студенты и преподаватели ГИКИТ оказывали организаторскую и экспертную помощь в реализации образовательного проекта.

31.10.2024

Сегодня День рождения у Дмитрия Месхиева

На календаре радостная дата. 31 октября исполняется 61 год профессору кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, режиссёру, продюсеру, сценаристу, театральному деятелю, члену Европейской киноакадемии и Российской академии кинематографических искусств «Ника», Заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Дмитрию Месхиеву

30.10.2024

Работы студентов и выпускников ГИКИТ покажут на Дворцовой площади

Работы студентов и выпускников мастерских режиссуры мультимедиа ГИКИТ — в финале конкурса «Страна СВЕТА»

30.10.2024

В ГИКИТ стартовала VII Национальная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России»

На традиционном ежегодном мероприятии сотрудники Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения собрались с коллегами из других научных высших учебных заведений, специалистами в области кинопроизводства, мультимедийных технологий, реставрации, компьютерных графических технологий, дизайн-проектирования, конвергентной журналистики и медиакоммуникации

30.10.2024

ГИКИТ выступил на выставке «Марафон открытий»

Студенты кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения под руководством доцента Михаила Фатеева приняли участие в выставке фестиваля научных театров «Наука всем»

30.10.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс продюсера Даниила Костинского

Директор проекта «Ночь пожирателей рекламы» в России рассказал о том, как ценны в рекламной индустрии оригинальные идеи.

30.10.2024

Состоялся мастер-класс: «Целевая аудитория – алгоритмы оценки и расчёта»

О способах определения целевой аудитории студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказала доцент кафедры медиакоммуникационных технологий, маркетолог-аналитик Neva Fashion Week Ольга Степанцева. Занятие прошло в рамках проекта «МЕДИАСПИЧ»

28.10.2024

ГИКИТ на фестивале "Наука всем"

Студенты и преподаватели кафедры аудиовизуальных систем и технологий ГИКИТ стали экспонентами на Санкт-Петербургском фестивале научных театров «НАУКА ВСЕМ»

28.10.2024

Международный день анимации: праздник волшебства и творчества

Ольга Рыбалко поделилась мыслями о том, чем впечатлил Уолта Диснея мультфильм «Конек-Горбунок». Поздравляем с Международным днем анимации.

28.10.2024

Студенты ГИКИТ работают в новой учебной киностудии

Съемки учебных работ студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения проходят на базе киностудии с начала учебного года

28.10.2024

Стартовал V Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКИТ

Праздник искусства длиною в неделю по традиции открылся в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. В этом году на конкурс поступило 265 заявок

25.10.2024

В Учебном театре ГИКИТ состоялась премьера спектакля «Жить надо!»

19 октября в театре «По Правде» зритель увидел премьеру спектакля «Жить надо!» по рассказам Андрея Платонова в постановке Инны Провоторовой.

24.10.2024

Состоялась встреча с режиссером Айнуром Аскаровым

В рамках XXIV международного фестиваля студенческих фильмов студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения предоставилась уникальная возможность пообщаться с председателем жюри конкурса, режиссером Айнуром Аскаровым

23.10.2024

Алексей Алексеев провел мастер-класс «Рождение и воплощение замысла анимационного фильма»

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась встреча со знаменитым режиссером-аниматором Алексеем Алексеевым

22.10.2024

Состоялась официальная церемония закрытия первого этапа XXIV международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали победителей первого этапа знаменитого ПитерКИТа. Лучшим фильмом фестиваля признана картина «Искры в темноте» режиссера Владислава Емелина (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева, Валентина Захарова)

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 10

В ГИКИТ состоялся финальный кинопоказ первого этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV»

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 8

В рамках фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ программы №9 основного конкурса

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 8

В рамках первого этапа «ПитерКИТа» состоялся показ дебютных картин молодых режиссеров ГИКИТ

22.10.2024

В ГИКИТ прошел спецпоказ киноальманаха «СУЗДАЛЬ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ.ДОК»

В рамках фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ-2024» и лаборатории документального кино «Мой дом – Россия» в вузе прошёл мастер-класс и спецпоказ киноальманаха, созданного участниками кинолагеря под руководством режиссера Сергея Дебижева

22.10.2024

Состоялся мастер-класс Павла Перегудова «Применение передовых нейронных сетей для производства кино»

    О том, как далеко зашел искусственный интеллект в своем развитии и каково его положение в сфере кинематографа, студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказал известный продюсер Павел Перегудов. Встреча прошла в рамках XXIV международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 7

В рамках Программы №7 зрители смогли увидеть пять короткометражных фильмов. 

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 6

19 октября в рамках фестиваля «ПитерКИТ» показ анимационного студенческого кино.

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 5

Второй день кинопоказов Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV» закрывала Программа 5 основного конкурса. 

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 4

Почти экваторный четвертый показ, почти середина основной программы, прошел 18 октября 2024 года.

19.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 3

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»