28.10.2024
Международный день анимации: праздник волшебства и творчества
Каждый год 28 октября мы погружаемся в чарующий мир анимации, отмечая Международный день анимации, зовущий найти в себе ребенка, радующегося движущимся картинкам. Этот праздник объединяет как профессионалов в области анимации, так и всех любителей мультфильмов, давая возможность вспомнить те моменты ностальгии, знакомые каждому с детства. Анимация для детей — это всегда захватывающие приключения и удивительные истории, а для взрослых — воспоминания детства.
На самом деле анимация - это не просто красивые движущиеся и говорящие картинки. За каждым кадром стоит огромный труд художников, аниматоров, режиссеров и звукорежиссеров, сценаристов, операторов и многих других профессионалов. Анимационные фильмы несут в себе важные культурные, моральные и образовательные функции, оставляя глубокий след в наших сердцах.
В нашем институте готовят уникальных специалистов на кафедре режиссуры мультимедиа и анимационного фильма. Абитуриенты могут выбирать между двумя специализациями: "Режиссёр мультимедиа " и "Режиссёр анимации и компьютерной графики ".
Роль режиссера анимационного фильма весьма разнообразна и трудоемка. Он — как дирижер в большом оркестре — от него зависит качество конечного продукта. Нужно понимать драматургию, владеть навыками рисунка, а также уметь работать с камерой и актерами. В то же время, направление цифровых медиа предоставляет студентам возможность познать искусство создания интерактивных медиа: от компьютерных игр до интерактивной рекламы.
Первые попытки оживить неподвижные изображения относятся к древним цивилизациям. Особое место в этом процессе занял Древний Китай с его «Театром теней». Позже, с XVII до конца XIX века, необыкновенно популярным был «волшебный фонарь», который проецировал изображения на экран.
Однако настоящий поворотный момент в истории анимации произошел 28 октября 1892 года в Париже, когда французский художник и изобретатель Эмиль Рейно впервые представил на суд публики движущиеся картинки, используя свой праксиноскоп. Эта дата и стала днем рождения анимационного кино.
Россия внесла свой уникальный вклад в развитие анимации. В 1906 году Александр Ширяев, балетмейстер из Санкт-Петербурга, создал первый кукольный мультфильм, показывая на экране танцы миниатюрных куколок. В Советском Союзе анимация тоже нашла своё отражение, начиная с 20-х годов, когда студия «Культкино» выпускала анимационные фильмы на серьезные темы. Настоящей жемчужиной советской анимации стал «Союзмультфильм», открывшийся в 1936 году. Он подарил нам такие классические ленты, как «Конек-Горбунок», «Мойдодыр», «Аленький цветочек», и этими советскими мультфильмами восхищался сам Уолт Дисней!
Чем же мог так впечатлить мультфильм «Конек-горбунок» в 1947 году мэтра мировой анимации? На этот вопрос нам ответила Ольга Рыбалко, выпускница нашего вуза 2009 г. по специальности «Режиссёр анимации и компьютерной графики», ныне - доцент кафедры режиссуры мультимедиа и анимационного фильма. С 2003 года она работала на студии анимационного фильма «Мельница» в рамках проектов «Алёша Попович», «Добрыня Никитич», «Кот и лиса», а позже - ведущим аниматором на проекте «Илья Муромец», с 2008 года - режиссёр детского сериала «Лунтик».
«Честно признаться, я эту историю не изучала. Знаю, как факт — не более. Но, возможно, в этом случае мне будет даже легче рассуждать», — поделилась своими мыслями Ольга Рыбалко. «Думаю, как раз-таки этим, в числе прочего, и прежде всего: самобытностью. В 40-е годы в США были популярны такие фильмы, как «Том и Джерри», истории с Микки-Маусом, Плуто, Дональдом и т. д. То есть веселые истории и погони. Из сказок, разве что, Белоснежка и семь гномов и Бэмби. «Конек-горбунок» развернул собой, как бы это сказать… крестьянскую человеческую жизнь — жизнь людей, которую посетило чудо. Как зрителя, человека, это могло поразить и вдохновить? Все хотят чуда в обычной жизни».
«Как художника — поражают визуальные стилистические решения. Всё, что можно увидеть в кадре, вдохновлено русскими росписями, лубочным творчеством, ремеслом народной игрушки. Достоверность пространства: природы и быта. Деликатность и тщательная проработка фонов, цветосочетаний. Ведь очень тщательная подготовка к съемкам была!» — продолжила она. «Как режиссера — ритм фильма и общая картина, когда ничего не “вываливается”. Работа с музыкой, которая органично окутывает визуальный ряд и создает глубину образа. Как аниматора, я думаю, его могла впечатлить работа с движениями людей и лошадей. Слышала, что Дисней был любителем лошадей — и эти животные прекрасны в мультфильме!».
«Первое явление кобылицы с переливающейся гривой меня поражает и сейчас, в век любых спецэффектов. И особенно удивительно — как это, в 40-е годы! Честно сказать, я не знаю точно, использовался ли ротоскоп в этом фильме. С этой техникой наши аниматоры знакомы давно: раньше, чем студия Дисней — то есть, она была вполне доступна во время создания Конька, но очевидных признаков использования не вижу! Если и было такое, то на очень высоком интуитивно-профессиональном уровне», — отметила Ольга Рыбалко. Она подчеркнула: «Отдельно хочу отметить работу с мимикой и эмоциями персонажей: очень точная и тонкая работа, что также требует невероятной наблюдательности при работе над персонажем и кропотливости и аккуратности при воплощении».
Выход "Конька-Горбунка" в значительной мере обозначил поворотный момент в истории анимации, как отечественной, так и мировой. Именно после его триумфа студия Диснея начала активно создавать сказочные истории, такие как: "Золушка", "Алиса в стране чудес", "Питер Пэн" и "Спящая красавица". Интересно отметить, что параллельно с этим в диснеевских фильмах все чаще стали появляться лошади, как, например, в фильмах "Время мелодий" (1948), "Ветер в ивах" (1949), "Золушка" (1950) и "Спящая красавица" (1959). Хотя прямое влияние "Конька-Горбунка" на эти изменения остается под вопросом, его появление действительно совпало с периодом активного эксперимента и использования ротоскопа для создания более реалистичных анимаций. Интересно, что, несмотря на успехи в техническом исполнении, Дисней, похоже, не стремился к самобытности, которую успешно тарнслировали наши мультфильмы, что особенно очевидно на фоне глубоких народных корней и популярности произведений, таких как современные «Богатыри». Успех этих анимационных фильмов в нашей стране говорит о важности национальной идентичности и уникального художественного подхода, которые признаются и уважаются нашим зрителем. Иван Петрович Иванов-Вано выразил это лучше всех, подчеркивая, что истинное искусство мультипликации заключается не в копировании реальности, а в создании ярких и выразительных образов, что в полной мере отражает мастерство и уникальность советского мультфильма «Конек-Горбунок».
Международный день анимации ежегодно отмечается в 104 странах мира. В России этот день знаменуется открытием Большого фестиваля мультфильмов, в рамках которого проводятся встречи с создателями, мастер-классы и показы редких лент из коллекции Госфильмофонда и наши студенты ежегодно в нем принимают участие и занимают призовые места.
Интересные факты об анимации: Первый мультперсонаж в истории – динозавр Герти, появившийся на экране в 1910 году.
● Известно, что Владимир Высоцкий должен был озвучивать Волка в «Ну, погоди!», однако роль досталась Анатолию Папанову.
● Уолт Дисней получил 8 Оскаров за «Белоснежку и 7 гномов» – один большой и семь маленьких.
● Чебурашка получил свои знаменитые большие уши, чтобы не напоминать медвежонка.
● Изначально кот из «Трое из Простоквашино» должен был носить имя Тараскин, но стал Матроскиным.
Международный день анимации – это не просто праздник профессионалов, это день, который объединяет всех, кого волнует красивая, яркая, а иногда и поучительная история, рассказанная на экране. Мультфильмы остаются неизменной частью нашей жизни, принося радость и вдохновение всем и каждому.
Интервью наших преподавателей в эфире Радио Sputnik Санкт-Петербург слушайте по ссылке