26.12.2023
В центре непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры ФДО ГИКиТ состоялось общественно-значимое мероприятие «Гранд-мастер-класс креативных профессий»
Осенью в центре непрерывного образования прошло масштабное общественно-значимое мероприятие, в рамках которого было организовано шесть онлайн и офлайн встреч с обзором современных профессий в сфере креативных индустрий в области искусства, современных медиа, а также производства цифрового контента. Мастер-классы стали источником вдохновения для многих участников, которые смогли узнать больше о креативных индустриях, а также оценить их потенциал для собственного развития и самовыражения.
Серию встреч открыла художник-постановщик студии «Союзмультфильм» Юлия Евдокимова с мастер-классом об основах создания анимационного сериала. Российский рынок анимационного кино растет, на экраны выходит все больше успешных проектов. Но как именно создавать эти проекты? На что опираться? Первое, на что следует обратить внимание, - это целевая аудитория:
«Создание мультипликационного сериала начинается с определения возрастной категории. Наши зрители маленькие и способны воспринимать определенный видеоряд с определенной смысловой нагрузкой. Очень важно учитывать это и не забывать, кому именно вы адресуете свою работу», - комментирует Юлия Евдокимова.
По мнению художника-постановщика, начинать следует с самых простых историй. Конечно, они должны соответствовать всем законам драматургии и содержать в себе основную идею, конфликт, героев с их взаимоотношениями. Однако необходимо также учитывать возрастную категорию зрителей, чтобы история была доступной и понятной для них.
Вместе с этим ключевой задачей при создании анимационного фильма остаётся художественное решение, состоящее из детальной проработки эмоций героев, пейзажей, локаций и цветовых решений. Мультфильмы – это изображение, которое должно вызывать интерес у зрителя.
«Чтобы сделать интересный пейзаж, можно применить один из моих любимых способов мозгового штурма. Берем, к примеру, слово «лес», к нему выстраиваем ряд ассоциаций. Потом же к этому ряду (безотносительно начального слова «лес») выстраиваем ещё ассоциации. Так можно получить дополнительные детали, которые сделают наш лес не просто традиционной картинкой «кусты-деревья», а самобытным и занимательным пейзажем. Этот способ мозгового штурма хорош еще и тем, что он подходит и для коллективной, и для индивидуальной работы», - говорит Юлия Евдокимова.
В завершении встречи спикер отметила, что анимация – процесс сложный и прийти к результату можно только с помощью самостоятельной непрерывной практики.
Второй мастер-класс по актёрскому мастерству «Тренинг как основа развития актёрского мастерства» провёл Заслуженный артист России, актёр театра, кино и дубляжа Евгений Иванов. Внимание, воображение, память – верные друзья артиста. Развить навыки актерского мастерства можно через выполнение упражнений «Я в предлагаемых обстоятельствах». Тренинги для актера сравнимы с тренировками для спортсмена. Они требуют физической подготовки, фантазии, способности проживать ситуации и таланта перевоплощаться в персонажей на сцене.
«Это тяжелый, ежедневный, кропотливый, каторжный, физический и духовный труд. Для тренинга нужно полное включение, абсолютная вера в то, что актер делает», - уточняет Евгений Иванов.
Гости с первых минут активно включались с процесс, выполняя актёрские задачи. Участники продемонстрировали свои таланты, вовлекаясь в интересные предлагаемые обстоятельства и изображая то медленно тающую свечу, то великих путешественников, оказавшихся во дворце.
На мастер-классе креативного продюсера департамента детских и молодёжных программ киностудии им. Горького Ирины Шепелевой «Развитие всестороннего подхода к медиа продукту в современных условиях» участники погрузились в мир творчества и узнали, как следует подходить к созданию аудиовизуального произведения. В рамках мероприятия ведущий эксперт открыла секреты успешного развития новых медиа и трансритейлинга в современных условиях быстро меняющегося мира. Будущие кинематографисты стали участниками насыщенного диалога, полного практических советов. Встреча оказалась полезной для построения успешной карьеры в индустрии медиапродуктов.
С мастер-классом «Многозадачность современного продюсера» выступила Горина Наталия Людвиговна – председатель художественного совета СПбГИКиТ, заведующий кафедрой продюсирования кино и телевидения СПбГИКиТ, исполнительный продюсер известных фильмов и сериалов.
Процесс создания креативного проекта в деятельности продюсера состоит их нескольких этапов, о которых подробно рассказала Наталия Людвиговна. Прежде всего, продюсер сталкивается с задачей формирования самого проекта. Это включает в себя разработку идеи, определение замысла и обозначение жанровых и форматных предпочтений, которые должны быть характерны для данного проекта.
Создание идеи является ключевым шагом в работе продюсера. Это требует творческого подхода и глубокого анализа рынка, чтобы оригинальное и привлекательное предложение выделялось среди множества других проектов. Продюсер должен иметь ясное представление о целевой аудитории и принять во внимание их предпочтения и ожидания.
Проектная деятельность предполагает использование формулы SMART. Она является полезным инструментом для определения ключевых аспектов и целей проекта. Эта формула помогает определить, достаточно ли информации для реализации конкретной идеи, а также наличие необходимых ресурсов для ее осуществления. Кроме того, она помогает ответить на вопросы о возможности создания фильма. После завершения предварительных этапов, следующим важным шагом станет подбор профессиональных авторов, талантливого сценариста, опытного режиссёра, искусного оператора и творческого художника-постановщика, которые вместе создадут неповторимую картину проекта.
При этом невероятно важно иметь чёткое представление о бюджете и определение всех статей затрат. Только так мы сможем достичь желаемого результата, поэтапно распределяя финансовые средства и осуществляя контроль над расходами. Но сбор группы профессионалов лишь полдела. Также необходимо составить детальный календарный план работ. Именно через точное определение сроков и этапов создания проекта мы сможем эффективно организовать работу и добиться своих целей.
Таким образом, этап выбора авторов, определение бюджета и статей затрат, а также сбор группы и разработка календарного плана работ - являются неотъемлемыми частями процесса создания объемного проекта. Тщательное проведение этих шагов поможет нам достичь высоких результатов и создать аудиовизуальное произведение, оставляющее незабываемый след в сердцах зрителей.
Заключительный мастер-класс провела хореограф-постановщик Анна Белич «Метод Пины Бауш как путь к метафоре».
Пина Бауш – легендарная немецкая танцовщица и хореограф, автор нового театрального жанра – танцтеатр, объединяющий пластическую (танцевальную) и визуальную (творческую) выразительности. Основные приёмы, организующие её постановки – это соотношение «безумного» (естественного) и духовного начала, протекающего в каждом человеке.
Участники мастер-класса смогли узнать, как работают ключевые принципы метода на практике, особое внимание было уделено перспективам и возможностям метода Пины Бауш в условиях различных видов современного искусства. Мероприятие посетили будущие актеры драмы и кино, танцовщики, режиссеры, хореографы, пластические актеры, вокалисты. Тренинг оказался не только информативным, но и вдохновляющим для всех участников, ведь полученные знания и навыки можно применять и дальше в собственной творческой практике.
Анна Белич специализируется на постановке хореографии и пластики для драматического и музыкального театра в технике Декру. Создала более 50 постановок: «Фантазии в стиле Ренессанс», «Офелия», «Катерина Измайлова», «Поллианна» и многие другие.
Общественно-значимое мероприятие стало уникальной площадкой для обмена опытом и взаимного обучения в стенах СПбГИКиТ. Встречи состоялись в рамках реализации Национального проекта «Культура» Федерального проекта «Творческие люди». Федеральный проект «Творческие люди» направлен на повышение квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. Для этого на базе образовательных учреждений культуры и искусства РФ с 2019 года создаются Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. Центр в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения был создан в январе 2023 года и стал двадцатым в стране.