10.05.2023
Фронтовые кинооператоры
В преддверии Дня Победы мы вспоминаем о героях-кинооператорах ВОВ, которые приближали этот день. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники, оставили нам бесценные свидетельства.
О фронтовых кинооператорах, часто бывших студентах ВГИКа и нашего вуза пойдёт речь в этой статье.
Фронтовые кинооператоры
Макаров Н.В. доцент кафедры режиссуры неигрового кино СПбГИКиТ.
Летописцы, хроникёры войны 1941—1945 годов. Благодаря им страна имеет обширный киноархив войны, который востребован сегодня и будет востребован будущими кинематографистами.
Вместе с солдатами, уходящими в бой, шли и фронтовые кинооператоры. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, с воды и воздуха.
Находясь на передовой вместе с солдатами, фронтовые операторы работали обычно парами, использовали кинокамеры ручные кинокамеры.
В первые дни войны ещё не было структуры по организации специальных фронтовых групп, но уже на пятый день в журнале кинохроники были первые сюжеты, снятые случайно оказавшимися в районе боевых действий операторами. Спустя три недели на важнейших участках фронта работало 16 киногрупп, насчитывавших более 90 операторов. Съёмки велись не только на фронтах, но и в партизанских отрядах — не только расположенных на территории страны, группы были переброшены через линию фронта и в другие страны. Всего же на фронтах работало около 260. Каждый 5-й погиб, каждый 2-й был ранен. Было снято 3,5 миллиона метров киноплёнки, создано более 500 номеров киножурналов и специальных выпусков, 100 документальных фильмов.
Во время Блокады Ленинграда кинооператоры снимали практически каждый день снимали осажденный город и людей. «Плачьте, но снимайте» – такой наказ «солдатам» с кинокамерами дал известный режиссер Александр Довженко. В блокированном городе их оставалось не больше 30. Почти все – вчерашние студенты нашего вуза (института киноинженеров). Документалистов мобилизовали и перевели на казарменное положение в декабре 1941. Чтобы защитить технику от налетов, прямо во дворе студии на Каменном острове вырыли траншеи и обшили их досками. Там хранили камеры, оптику, пленку. В феврале 1942 те, кто пережил первую блокадную зиму, начали работу над фильмом «Ленинград в борьбе». В кинотеатрах осажденного Ленинграда фильм показали уже в июне 1943 года.
Кинооператоры были разделены на фронтовые киногруппы таким образом, чтобы каждая снимала какой-то срез жизни города или фронта. Снимали бомбежки, работу пожарных, показывали жертв обстрелов, жизнь города, работу заводов - всё то, что происходило в городе, который фактически стал «горячей точкой». Сам собой режим съемки перешел из городского во фронтовой. Был снят уникальный сюжет о концерте Шостаковича в филармонии осаждённого города, премьере «Девятой симфонии».
Оружие фронтового кинооператора
Вот как пишет о съемках этого времени кинооператор и кинорежиссёр Ефим Учитель: «Одним из наших жестоких врагов был голод. После скудного пайка хлеба камера казалась неимоверно тяжелой. Для того, чтобы передвигаться с ней, пришлось приспособить санки сына. Однажды возле решетки Летнего сада я увидел умирающего человека. Я ничем не мог ему помочь. Но я запечатлел этот эпизод на пленку, чтобы он стал грозным напоминанием фашизму…» Этот кадр, как и многие другие вошёл в сборник киноматериалов, показанный на Нюрнбергском процессе.
У каждого «съемщика» было обмундирование и пистолет. Снимали с самолетов, из окопов, в любых условиях, и нередко – стоя в полный рост, рискуя стать мишенью для врага. По одному операторов работать не отпускали, обязательно рядом дежурил второй, потому что нередко человек с камерой, которую на место привозили на детских санках, падал в голодный обморок прямо во время работы.
Сегодня каждый день на Бухарестской 22 учащиеся СПбГИКиТ проходят мимо мемориального камня, где будет установлен памятник фронтовым кинооператорам, студентам нашего вуза…
Никто не забыт, ничто не забыто.