22.03.2023
Михаил Баркан рассказал об истории реалити-шоу
Заведующий кафедрой режиссуры телевидения Института кино и телевидения Михаил Баркан провел в пространстве «Лофт» мастер-класс «Реалити. От психологического триллера к развлекательному шоу». Он рассказал об эволюции жанра и своем участии в его становлении на российском телевидении.
Михаил Баркан – режиссер-постановщик телевизионных программ документального и художественного кино (Первый канал, РТР, НТВ). Режиссер-постановщик телекомпании «ВИD» (1998–2003), главный режиссер Санкт-Петербургского филиала ВГТРК (2003), работал арт-директором ТРК «Пятый канал» (2003–2008). Также он является академиком Академии российского телевидения и лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 год.
По словам эксперта, важнейшим событием для формирования жанра реалити стал оглушительный успех шоу Survivor («Выживший») на Американском телевидении в 2000 году: «Ни у одной программы не было таких рейтингов! К настоящему моменту создано уже более сорока сезонов этого шоу – и это о многом говорит».
Михаил Баркан отметил, что одной из причин популярности Survivor стала система голосования – кому из участников предстоит уйти: «В реальной жизни у меня может быть сосед, которого я вынужден терпеть. А здесь я могу его вышвырнуть. Соответственно, задача каждого обитателя острова заключалась в том, чтобы его не удалили. Значит надо выкручиваться, искать варианты. И мы таким образом получаем нормальный человеческий социум».
Кроме того, авторы Survivor поделили 16 участников на два племени. До середины шоу, в котором было 13 эпизодов, племена «воевали» между собой. Победа в спортивном соревновании давала возможность племени не идти на совет и не удалять человека. В середине участники должны были объединиться, но теперь каждый из них играл сам за себя. При этом сохранялся основной принцип игры – им нужно было налаживать коммуникацию с окружающими.
По словам Михаила Баркана, когда проект Survivor был куплен для запуска на российском телевидении, авторы оригинального шоу сразу же оговорили, что, по сути, они продают только правила. И это было правдой.
«Невозможно в полном смысле купить реалити-шоу. Ты можешь купить только правила игры. Потому что основа реалити – это люди, твои участники. И они тебе предложат каждый раз такие новые коллизии, которые не может предусмотреть production bible», – отметил Михаил Баркан.
Запись трансляции мастер-класса «Реалити. От психологического триллера к развлекательному шоу» доступна в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте» кафедры режиссуры телевидения СПбГИКиТ.