18.11.2022
Гульнара Сарсенова: «Мне хочется, чтобы после фильмов хотелось жить»
Продюсер Гульнара Сарсенова провела в Институте кино и телевидения мастер-класс в рамках кинофестиваля «ПитерКиТ». Она рассказал о своей судьбе в кино, поделилась секретами участия в крупных фестивалях и высказала мнение о современных казахстанских фильмах.
«Я кинопродюсер, но училась на режиссера художественных фильмов. Я мечтала стать кинорежиссером с самого детства, со школы. Это было советское время, Караганда, Казахстан, 1970-е годы. Все девочки вокруг хотели быть киноактрисами. В 9-ом классе я написала письмо во ВГИК. Они мне ответили, прислали большую книгу, которую я зачитала до дыр – “Правила поступления на режиссерский факультет”. Нужно было знать историю мирового и советского кино, драматургию и так далее. Но самое ужасное было в том, что для поступления требовался стаж работы два года, а я хотела идти к ним сразу после школы», – поделилась воспоминаниями продюсер.
Гульнару Сарсенову это не остановило. Закончив школу с золотой медалью, она пошла на «Казахфильм» работать «хлопушкой». Спустя время Гульнара Сарсенова стала ассистентом режиссера, потом поступила во ВГИК. Но так и не закончила его, потому что перешла на Высшие режиссерские курсы к Татьяне Михайловне Лиозновой.
«Это легендарная женщина-режиссер, которая сняла “Семнадцать мгновений весны”, “Мы, нижеподписавшиеся”, “Карнавал” и многие другие фильмы. Как-то она сказала: “Девочка, зачем тебе такая ужасная профессия – режиссер. Мы все одиноки, вот посмотри на меня – я живу только кино”. А я ответила, что хочу так жить. Но, в конце концов, родители взбунтовались и забрали меня», – сказала продюсер.
После этого Гульнара Сарсенова экстерном закончила факультет журналистики Казахстанского университета, получив специальность «телевизионный журналист». Затем закончила аспирантуру, защитила диссертацию, преподавала, вышла замуж. Занималась бизнесом и достигла в этом больших успехов, однако этого ей было мало:
«У меня были контракты с 68 мировыми фирмами, которые выпускали люксовую парфюмерию, косметику и одежду. Но потом мне стало скучно. Я продала бизнес и в 2005 году пришла в кино. Мне повезло, потому что в это время россияне искали партнеров в Казахстане, чтобы снять фильм Сергея Бодрова-старшего “Монгол”. Я попросилась к ним и спустя 25 лет вернулась в кино. Но уже продюсером»
У Гульнары Сарсеновой большой и успешный опыт участия в крупных мировых кинофестивалях – ее картины неоднократно выдвигались на премию «Оскар», получали награды Международного Каннского фестиваля. В ходе мастер-класса она рассказала, как следует поступить кинематографисту, если он решит повторить ее путь:
«Продюсеру необходимо вместе с режиссером найти иностранного дистрибьютора – европейского или американского. Дистрибьютеры предоставляют работы отборщикам кинофестивалей. Кроме того, в России были очень хорошие фирмы, которые помогали представить работы на кинофестивалях класса “А” и в прокате. Многие из них сейчас перебазировались за рубеж, чтобы продолжать успешно работать в мировом пространстве. Никто не отменял и частные контакты».
Гульнару Сарсенова отметила, что современное казахстанское кино любят на международных кинофестивалях. По ее мнению, зрителей в нем привлекает аутентичность и особая национальная культура.
«Им нравятся юрты, бескрайние степи, горы, протяжные мелодии, интересные музыкальные инструменты. Но я прилагаю все усилия, чтобы среди кинокартин, которые отбирают фестивали, было как можно меньше так называемой “черной социальности”. Мне хочется, что после фильмов хотелось жить. После некоторых казахстанских фильмов, которые показывают на международных фестивалях, жить совсем не хочется. Да, они хорошо сделаны, использован рэп на казахском языке, но слишком все в них беспросветно», – сказала продюсер.