06.05.2022
СВЯЗЬ ВРЕМЕН

СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Студенты-киноведы мастерской профессора А.А.Артюх Илья Мазуров и Михаил Кехман продолжают открывать новые фильмы в петербургских кинотеатрах. Накануне Дня Победы они побывали в Доме кино, где посмотрели удивительный фильм Ефима Грабоя «Война Раи Синициной», названного лучшим дебютным документальным фильмом в Израиле в 2020 году. Израиль славится своим документальным кино, и эта картина – не исключение. Она личная, умная и очень важная, учитывая то обстоятельство, что война сегодня - парадигма современности.
В центре внимания – заглавная героиня фильма: 94-летняя ветеранка Второй Мировой войны Рая Борисовна Синицина. Уроженка Ленинграда, Рая ушла на войну, успев только закончить 10-й класс, и до сих пор несет в себе воспоминания о войне как о чем-то очень страшном, чему трудно подобрать другое слово, несмотря на то, что с тех пор прошло много лет, и ее нынешняя жизнь в израильском городе Холон на первый взгляд кажется спокойной и упорядоченной.
Фильм построен как длительное наблюдение и доверительное общение 30-летнего режиссера и участника мировой войны. Мы много узнаем о Рае, включая то, что она вырастила дочку одна, является членом клуба ветеранов, жизнелюбива, красива и энергична, несмотря на свой возраст, умеет играть на виолончели, правда, 30 лет этим не занималась, хранит поздравление Путина с благодарностью за Победу, настоящий патриот Израиля, защищающий ветеранов, без которых бы этого государства могло и не быть… Она – живой очевидец, диалог с которым позволяет возникнуть и кадрам Монумента героическим защитникам Ленинграда, и Средиземноморским пейзажам мирного неба, способного обернуться грозным дождем… Когда-то теоретик документального кино Билл Николс разделял документалистику на два основных типа: кино социальной репрезентации (social representation) и кино, удовлетворяющее желание (wish-fulfillment). «Война Раи Синициной» нарушает четкие границы каждого из этих типов документального кино, вторгаясь в пограничную зону, вбирая черты обоих типов. В итоге выходит, что опыт общения двух представителей разного поколения с участием кинокамеры оборачивается для старшего - терапией и возможностью не стареть душой, а для младшего – мечтой о том, как выстоять и не утратить жизнелюбие даже тогда, когда мир может ввергнуться в подлинный ад.
Профессор кафедры драматургии и киноведения
Артюх А.А.