Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

25.11.2021

В Санкт-Петербурге состоялась первая межрегиональная конференция «Региональные ресурсы кинопроизводства»

Со 2 по 11 ноября в Санкт-Петербургском Государственном институте кино и телевидения прошли творческие встречи, открытые мастер-классы и экскурсии в рамках первой межрегиональной конференции «Региональные ресурсы кинопроизводства» при реализации проекта «Межрегиональный кинорезерв творческой молодёжи». В Северную столицу приехали представители кинокомиссий и региональных киносообществ Новгородской, Калининградской, Ульяновской, Архангельской, Челябинской областей, Республики Карелия и Краснодарского края. Молодые кинематографисты посетили мероприятия по обмену опытом с участием известных режиссёров, а для тех, кто не смог приехать в Санкт-Петербург, были организованы онлайн-трансляции ключевых встреч. 

2 ноября состоялась творческая встреча с Игорем Фёдоровичем Масленниковым. Советский  и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер затронул проблемы современной киноиндустрии, поделился своим мнением о том, каким должно быть хорошее кино, кроме того мэтр рассказал, как, с кем и почему создавались его кинокартины. 

Отвечая на вопросы, Игорь Фёдорович сумел охватить все актуальные проблемы кинематографа наших дней, акцентируя внимание на том, что многое из творческого процесса уходит безвозвратно. По мнению режиссёра: «Эпоха соборного кино закончилась», на смену пришли новые законы, стирающие всякое ощущение глубины:

— Удивительное обеднение смысла. Сейчас нам показывают кино говорящих голов. Кроме того, фильмы стали очень говорливы. Искусство должно быть высокоморальное, только тогда можно надеяться, что человечество сохранится и не вернется к дикости. 

В каждом произведении должна присутствовать точка зрения автора, его отношение, восприятие, желательно с иронией. Игорь Масленников акцентирует, что «через иронию легче понять замысел автора».

Гости и слушатели мастер-класса интересовались тем, как правильно обозначить задачи в команде. Мастер рассказал о взаимоотношениях с коллегами на съёмочной площадке, опираясь на свой собственный опыт работы с операторами, звукорежиссёрами и сценаристами. Когда речь зашла о редактировании сценария, Игорь Фёдорович отметил, что особое внимание нужно обращать на моральные уроки:

— Настоящая редактура должна стоять на страже совершенствования человека. Редактор ищет моральный урок в замысле, который приносит сценарист.

Говоря о морали, народный артист упомянул, что она должна сочетаться с жанром. Для Игоря Фёдоровича в фильмах важен юмор. Рассказывая о любимом жанре, мастер вспомнил первые работы своих студентов, которые снимали анекдот и характер. Так ребята учились видеть занятных людей вокруг себя.

Завершилась творческая встреча тем, что гости узнали о работе Игоря Федоровича над книгой под названием «Вишня на торте», которая будет посвящена второй половине биографии режиссёра. Люди с восторгом и благодарностью слушали советы народного артиста, после встречи многие не торопились покинуть зал. 

9 ноября для участников конференции была организована экскурсия в одну из самых крупных киностудий Санкт-Петербурга «Кинополис». Участникам конференции показали съёмочные павильоны с действующими декорациями и рассказали о возможностях установленной аппаратуры. Гости увидели оборудованные площадки для пост-продакшна, где осуществляется редакция, монтаж, озвучивание и обработка отснятого материала. 

Вечером этого же дня состоялась встреча с Сергеем Михайловичем Овчаровым – советским и российским кинорежиссёром, сценаристом, Почётным профессором СПбГИКиТ, преподавателем кафедры режиссуры игрового кино. 

В начале встречи Сергей Михайлович отметил важность работы сценариста в творческом процессе. Режиссёр считает, что среди русских классиков много замечательных сценаристов, хотя никто из них таковым не являлся. По мнению мастера, сценарист одна из самых ответственных и тяжёлых профессий:

— Драматурга или сценариста не будет, и что мы будем делать? Ничего не будет. Режиссёру нечего делать, актёру нечего произносить, естественно, нашим кинооператорам нечего снимать. 

Вопросы из зала затрагивали разные области кинематографа, от поиска идеи до реализации замысла. Слушателей также интересовала тема первых шагов на пути освоения режиссуры. Сергей Михайлович отметил, что в профессии режиссёра мало просто чувствовать, от интереса нужно сгорать:

— «Я почувствовала, что мне интересна режиссура,» — мало. «Я не могу без этого жить!» — вот что должно быть. Должна быть влюблённость на всю жизнь.

Режиссёр также озвучил, что стоит бояться нехватки знаний. Ощущение верности процесса и понимание кинематографических тонкостей придёт со временем. Самое главное в профессии — наличие жизненного опыта:

— Если при поступлении вас спрашивают: «Что с вами было?». А вы отвечаете: «Ничего не было,» - как человек будет снимать кино о других людях, когда он свою личную жизнь мимо пропустил?

По мнению Сергея Михайловича, жизненный опыт — это внимание к тому, как мы живём и что с нами происходит:

— Есть люди, вокруг которых что-то происходило, но они вообще этого не видели. В вакууме жили. Если ты не эмоциональный человек, режиссёром ты не будешь. Нужно быть романтичным, сострадательным человеком, нервные окончания должны быть на поверхности. Без этого режиссуры не будет.

Кинорежиссёр убеждён, что в профессии важно твёрдое понимание своих ощущений. Отвечая на многочисленные вопросы, Сергей Овчаров рассказал о трудностях при создании своих картин и о том, как многие факторы определяют успех. 

На встрече не упустили и тему вдохновения, которая волнует каждого творческого человека. По мнению мастера: «Вдохновение - это победа над бытом». Обучая своих первокурсников, Сергей Михайлович давал им задание на тему «Как быт не дал сделать вам те задания, которые я дал».

Во время мастер-класса были раскрыты важные темы как для начинающих режиссёров, так и для опытных кинематографистов. В завершении Сергей Михайлович дал советы региональным кинематографистам, акцентируя внимание на том, что самое важное в создании шедевра – это замысел и азарт автора. 

10 ноября состоялся круглый стол по вопросам развития регионального кинопроизводства. С приветственным словом выступила Сазонова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент и декан факультета дополнительного образования:

— Я рада приветствовать наших партнёров из Краснодара, Калининграда, Новгорода, Петрозаводска, Ульяновска, а также слушателей, которые прошли обучение и приехали сюда познакомиться с нашим городом и вузом. За время реализации проекта мы достигли значимых результатов, которыми можем гордиться. Порядка 100 человек получили дипломы специалистов съёмочной группы по разным кинопрофессиям в регионах: второй режиссёр, помощник режиссёра, гафер, ассистент костюмера, локейшен-менеджер и другие. Создана база данных, где продюсеры смогут найти участников проекта и пригласить их на работу. Уже поступило более 100 заявок на следующий год. Проект состоялся, он важен и нужен киноотрасли. Хочу озвучить слова благодарности тем, кто поддержал проект и сделал возможным его реализацию. 

Координатор Молодежного центра Союза кинематографистов Гульфия Шарипова представила гостям интернет-платформу MovieStart - ресурс, на котором специалисты киноотрасли имеют возможность не только презентовать себя как профессионала, но и разместить информацию о своём проекте и найти необходимую поддержку и помощь, принять участие в питчингах и грантах: 

— Одна из главных задач кинорезерва - обучение специалистов в регионах и создание единой базы для того, чтобы, например, кинематографисты из Петербурга, которые планируют снять фильм в Калининграде, могли в любой момент найти себе помощников, продюсеров, вторых режиссёров и других.

Исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Михайлович Якунин, принявший участие в круглом столе, поделился своими мыслями о развитии киноотрасли:

— Наша задача, чтобы региональное кино стало федеральным. Это то, к чему мы идём как представители союза кинематографистов, как представители киносообщества, и наше движение направлено на это. От представителей региональных кинокомиссий хотелось бы услышать, как должно развиваться региональное кино не только в рамках региона, но и в целом.  

После выступления Дмитрия Якунина состоялись презентации представителей региональных кинокомиссий. Участники рассказали о своих успехах, обозначили концепции дальнейшего развития и озвучили существующие региональные проблемы. 

В завершении собрания и. о. заведующего кафедры режиссуры мультимедиа и анимации, доцент Ефимова Ольга Владимировна, рассказала о возможностях и современных направлениях обучения в Санкт-Петербургском государственной институте кино и телевидения.

После круглого стола состоялась экскурсия на киностудии «Ленфильм». Гости посетили монтажно-тонировочный комплекс и увидели своими глазами сектор звукотехники и сектор видеомонтажа. Сотрудники киностудии показали действующие павильоны и строящиеся декорации. Участники прошлись по выставочным стендам, посвященным известным фильмам, и узнали историю становления «Ленфильма». 

Заключительным событием конференции стала творческая встреча с известным российским режиссёром, сценаристом, оператором, лауреатом отечественных и международных кинофестивалей Александром Николаевичем Сокуровым, посвященная вопросам регионального кинообразования и кинопроизводства. 

В начале встречи слушатели имели возможность посмотреть работы учеников мастера, снятые в Нальчике и в Санкт-Петербурге. К встрече с Александром Николаевичем поступило более 250 вопросов, многие из которых повторялись. Часто задаваемые темы озвучила декан факультета Сазонова Екатерина Владимировна.

Основываясь на богатом жизненном опыте, Александр Николаевич ответил на вопрос о ключевых качествах режиссёра:

— Важное качество – склонность к кинообразованию. Прекращает режиссёр развиваться, и у него исчезает перспектива, если он перестаёт читать. Связь с литературой, жесточайшая неразрывная связь с литературой. Постоянное фундаментальное чтение. Это является важнейшей внутренней базой для развития. Художественность кинематографу может обеспечить только ресурс литературной культуры. Это сказывается на выборе сценария, на формировании темы и на дальнейшем развитии кинематографического произведения. Наши наставники – это писатели.

По мнению мэтра российского кинематографа, путей становления режиссёра много, главное то, с какой кинематографической идеей человек идёт в эту профессию.

Александр Сокуров считает, что с разными поколениями и с разными социальными национальными группами работать нужно по-разному. На примере своих мастерских, как педагог он отметил, что использует разные методики преподавания. Главный принцип – сохранение личности человека:

— Сберегать личность, дать все возможности молодым людям развивать своё собственное внутреннее начало, не скрывать никаких желаний. Снимать, говорить, о чём хотели бы говорить. Иногда это бывают темы крайне опасные для публичного предъявления. 

Гостям было интересно, как же пробиться в киноиндустрии будучи молодым, начинающим кинематографистом. Александр Николаевич считает, что есть два пути:

— Или есть человек, который поверил в вас, который помогает вам. Идёт первым, а вы за ним. Или вдруг вы смогли создать сценарий, который побивает каждого человека, и он вдруг понимает, что в его руках какое-то сокровище. Предъявление сценария является первым этапом борьбы за будущий фильм. 

Детский кинематограф, производство фильмов в регионах, продвижение молодых специалистов – это лишь малая часть тем, которые удалось обсудить на творческой встрече. В завершении мастер-класса, Александр Николаевич отметил, какие первые шаги может совершить начинающий режиссёр:

— Важно учиться. Чем интереснее замысел, тем его сложнее донести до других людей. Сложность современного режиссёра заключается в том, что визуальных произведений миллионы, конкуренция гигантская. Для того, чтобы можно было рассказать свою историю, нужно уметь её рассказать. Понимать, как ты можешь это сделать. 

Перед отъездом домой, 12 ноября участники конференции побывали на экскурсии в кинокомпании «Триикс Медиа» и в деталях узнали о внутренней работе студии. 

Так прошла первая межрегиональная конференция «Региональные ресурсы кинопроизводства» в Санкт-Петербургском Государственном институте кино и телевидения.  Факультет дополнительного образования выражает благодарность каждому за активное участие в проведенных мероприятиях и желает, чтобы региональное кинопроизводство процветало. Мы постараемся сделать ещё больше новых интересных мероприятий и будем рады видеть гостей в стенах нашего вуза в следующем году.

#ресурсцентр #Росмолодежь #ВКМП #росмолгрант #РоссияСтранаВозможностей #НЛСК
 

Автор: Ксения Екатернюк

Новости

28.03.2025

В ГИКИТ наградили победителей конкурса «Цифровая палитра» среди школьников

28 марта в ГИКИТ прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса компьютерной графики и дизайна «Цифровая палитра», который совместно проводят ГИКИТ и РГПУ им. А. И. Герцена.

27.03.2025

В ГИКИТ выбрали лучших студентов-кураторов

Лучшим куратором академической группы стала второкурсница направления «продюсерство» Анна Коновалова, а лучшим куратором студенческого сообщества – также будущий продюсер, студентка четвертого курса Анита Ракшина

27.03.2025

С Всемирным днем театра!

Сердечно поздравляю вас с Всемирным днем театра!

27.03.2025

"Плевако": Интервью с Саввой Минаевым, автором сценария лучшего сериала "Ники-2024"

Сериал "Плевако" стал настоящим событием в мире российского телевидения, получив признание критиков и завоевав любовь зрителей. Мы поговорили с одним из сценаристов проекта, чтобы узнать, как создавался образ легендарного адвоката и какие трудности возникали в процессе работы над историческим экшен-детективом.

26.03.2025

Профессор ГИКИТ Александр Филиппов удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РФ

Указ Президента РФ о присвоении почетного звания профессору кафедры операторского искусства ГИКИТ опубликован на официальном сайте правовой информации.

26.03.2025

Студентки ГИКИТ триумфально выступили на конкурсе "МедиаПрофи", взяв сразу четыре награды!

Студентки кафедры телевидения ГИКИТ произвели фурор на Всероссийском конкурсе "МедиаПрофи", организованном РГПУ им. Герцена!

25.03.2025

Режиссеры мастерской Виктора Татарского представили вторые курсовые фильмы

В программу открытого показа мастерской режиссуры игрового кино Виктора Татарского «Семейные ценности» вошло четыре короткометражных фильма.

25.03.2025

День открытых дверей в ГИКИТ: более 200 абитуриентов познакомились с факультетом медиатехнологий

ГИКИТ распахнул двери для будущих студентов! Встреча прошла в теплой атмосфере и вдохновила абитуриентов на поступление!

25.03.2025

ГИКИТ на XXX Открытом Российском Международном Фестивале анимационного кино «Суздальфест».

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ под руководством Ольги Ефимовой представила авторский мастер-класс Анастасии Збаразской, мультфильмы студентов, а также провела презентацию вуза для будущих абитуриентов.

24.03.2025

Встреча с мечтой: как ГИКИТ распахнул двери для юных талантов.

Знакомство с историей вуза, рассказ о курсах подготовки и посещение спектакля «Синяя птица» в учебном театре.

24.03.2025

Константин Лопушанский: главное – давать раскрыться личности студента

Профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения, известный отечественный режиссер Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве».

21.03.2025

"Синяя птица" надежды: благотворительный спектакль для особенных зрителей

В учебном театре состоялся особенный показ спектакля "Синяя птица" по мотивам пьесы Мориса Метерлинка.

21.03.2025

Толстовский дом как источник вдохновения для молодых кинематографистов

22 марта в программе «Пульс города» на телеканале «Санкт-Петербург» молодые режиссеры из ГИКИТ поделятся своими мыслями о поиске кинолокаций.

21.03.2025

Гордость и триумф: студент ГИКИТ покоряет международный кинофестиваль

Студент кафедры режиссуры документального фильма ГИКИТ Митрий Грудский (мастерская Сергея Дебижева и Виктора Васильева) триумфально заявил о себе на международном кинофестивале «Свидание с Россией. Сибирский характер», получив диплом "За лучший дебют" за свой фильм "Он помнит всё" о военной фотокорреспонденции времен Великой Отечественной войны.

20.03.2025

На фестиваль «INтонации – 2025» подано 503 заявки

С 13 по 17 мая Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения станет площадкой для XI Международного кинофестиваля студенческих работ звукорежиссеров «INтонации» – единственного в нашей стране фестиваля, полностью посвященного искусству звука в кино.

 

19.03.2025

Студенты ГИКИТ рассказали о кинохронике блокадного Ленинграда на конференции ВГИК

С 13 по 15 марта 2025 года прошла Международная молодёжная научно-практическая конференция, центральной темой которой стала «Великая Отечественная война в киноискусстве XX–XXI столетий».

18.03.2025

Сразу две работы студентов кафедры телевидения стали победителямипрестижного конкурса «Россия, устремленная в будущее»!

Студенты кафедры телевидения ГИКИТ вновь доказали свой высокий профессионализм, завоевав призовые места на Региональном этапе VIII открытого конкурса студенческих проектов «Россия, устремленная в будущее».

18.03.2025

От студенческой скамьи – к большому кино: выпускник ГИКИТ снимет военную драму при поддержке Минкультуры.

Выпускник факультета дополнительного образования ГИКИТ, Руслан Тихомиров, получил грант от Министерства культуры РФ на создание полнометражного фильма "Ушедшие в метель"!

18.03.2025

В ГИКИТ прошел открытый показ вторых режиссерских курсовых фильмов «Аллонимы»

Студенты мастерской режиссуры игрового кино Константина Лопушанского и Ратмира Лутфуллина представили зрителям четыре фильма.

18.03.2025

София Ухова - призер Международного конкурса научных работ молодых исследователей

Студентка 2 курса София Ухова кафедры медиакоммуникационных технологий завоевала бронзу.

18.03.2025

В Институте ожила поэзия Победы: студенты представили мини-фильмы в стихах

В институте состоялась съемка мини-фильмов в стихах в рамках вузовского проекта "Лики победы-голоса", посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

17.03.2025

Участники «Мистер и Мисс Студенчество-2025» рассказали о своих героических предках и земляках

В рамках заданий конкурса красоты и таланта финалисты 14 студентов, прошедших во второй этап, представили на суд жюри тематические презентации.

14.03.2025

Доцент кафедры ГИКИТ обучает ораторскому мастерству сотрудников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий Арина Маркова провела обучающий семинар для представителей прокуратуры

13.03.2025

Документалисты ГИКИТ представили дипломные проекты

5 марта в ГИКИТ прошла первая защита проектов дипломных фильмов студентов мастерской режиссуры неигрового кино Александра Маркова и Марии Поприцак.

12.03.2025

Студенты кафедры звукорежиссуры создают аудиокнигу "Не убит подо Ржевом" к 80-летию Победы

В преддверии 80-летия Победы стартовал масштабный проект по созданию аудиокниги "Не убит подо Ржевом" по повести-были Сергея Микаэляна, участника Ржевской битвы и известного кинорежиссера. Проект, поддержанный сыном автора, реализует кафедра звукорежиссуры ГИКИТ. Цель – патриотическое воспитание молодежи и увековечивание памяти о подвиге советского народа. В год Защитника Отечества, объявленного Президентом России, аудиокнига станет важным вкладом в сохранение исторической правды.

12.03.2025

Профессор ГИКИТ Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве»

Указ о награждении режиссера и профессора кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, разместили на официальном ресурсе правовой информации.

12.03.2025

Этимология русских слов студенты создают телепроект, пробуждающий интерес к родному языку

В лаборатории "Авторская телестудия" кипит работа над новым телепроектом "Этимология русских слов".
Студенты-медийщики под руководством опытного доцента создают серию увлекательных видеороликов для молодежи, раскрывающих тайны происхождения русских слов.
Первый ролик представят на Всероссийском конкурсе "Великий и могучий мой родной русский язык!". Проект объединил усилия кафедр телевидения, журналистики и актерского мастерства, чтобы создать яркий, образовательный и современный контент.

12.03.2025

Звуковой образ блокады Ленинграда в кинематографе

Первокурсники исследовали, как звук в фильмах о блокаде Ленинграда создает атмосферу ужаса и надежды. Анализ классики и современных картин, уникальные подходы и глубокое понимание темы – работы победителей (Анна Потёмкина, Ксения Быркова, Анна Мельник, Софья Игнатьева, Анастасия Мещерякова) стали ценным вкладом в
осмысление трагических событий. Узнайте, как звук в кино помогает прочувствовать боль и героизм блокадного города.

11.03.2025

Экскурсии в мир кинотехники: студенты погружаются в историю отечественного кинематографа

Студенты направлений «Реставрация» и «Народная художественная культура» посетили музей отечественной кинотехники.

10.03.2025

Студенты мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина показали зрителям первые курсовые

В киноконцертном зале ГИКИТ состоялся открытый показ первых курсовых работ мастерской режиссуры игрового кино Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина «Трудно быть».

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен