13.05.2021
Анна Ганшина. Мастер-класс «Диалоги в киносценарии»
В июле в Петербурге ежегодно проходит фестиваль «Кинолес» – открытый смотр короткометражных фильмов, созданных молодыми российскими режиссерами. Помимо кинопоказов, «Кинолес» представляет образовательную программу, серию мастер-классов от профессионалов киноиндустрии, преподавателей ведущих киношкол России. Площадкой для проведения мастер-классов выбран зал учебного театра Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. 24 апреля здесь состоялся первый из восьми запланированных мастер-класс «Диалоги в киносценарии». Его провела доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ, сценарист Анна Алексеевна Ганшина
На встрече кинодраматург, редактор, автор текста и режиссер более 70 документальных и игровых проектов Анна Ганшина рассказала об основных принципах написания диалогов и работе над ними в киносценарии.
– Диалог в кино является одним из инструментов, которым мы должны пользоваться. Весь процесс обучения в киновузе или киношколе - это снабжение набором инструментов. Чем их больше, тем шире диапазон возможностей. Работая в каком-либо жанре, развивая идею, мы подбираем инструменты из тех, которыми владеем. Диалог в художественных произведениях, вообще и в сценарии в частности, довольно специфическое явление. Это не литературная и не повседневная речь, а подражание обыденной разговорной речи. Настоящий диалог, в который поверит зритель, это экономия речевых средств и простое построение предложений.
Анна Ганшина подчеркнула, что при создании диалога для фильма следует придерживаться определённых принципов. Основные требования к кинематографическому диалогу: краткость, лаконичность и ритмичность. В случае, когда эти требования нарушены, диалог получается затянутым, перегруженным и бессодержательным. Высказывания должны быть короткими и не всегда сразу открывать суть. В идеале - короткий быстрый разговор, по теме.
Следующие три важных принципа построения диалога, о которых узнали участники встречи: проявление характера, сообщение информации и развитие действия. Диалог в кино – не просто общение, это развитие сюжета и конфликта. Через разговор новую информацию может узнать и герой фильма, и зритель. Диалоги проявляют характер персонажа. Темы диалога, как правило, выполняют сюжетную функцию, вводят зрителя в обстановку действия и двигают это действие вперед. Хорошие диалоги раскрывают героев и историю. Они должны развивать сюжет, объяснять что-то зрителю, но при этом оставаться естественными.
Кроме того, слушатели узнали о разнице между текстом, подтекстом и контекстом, и о том, что заставляет зрителя погружаться в диалог, размышлять и разгадывать.
Свои пояснения Анна Алексеевна сопровождала демонстрацией сцен с диалогами из известных кинофильмов. Приведённые примеры анализировались и активно разбирались вместе с участниками встречи. Беседа получилась интересной, насыщенной и познавательной.
Текст: служба информации СПбГИКиТ
Фото: Николай Чертороев, студент кафедры режиссуры игрового кино