Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.08.2020

"СК-Новости" опубликовали интервью с выпускником СПбГИКиТ Ильей Северовым

Илья Северов – молодой, перспективный режиссер. В его фильмографии несколько короткометражных и две полнометражные картины. Северов готов поделиться с читателями опытом, с чего начинать дебютанту и как добиться своего первого полного метра

– Илья, где вы учились?

– В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения у замечательного мастера Константина Сергеевича Лопушанского. Это был определенный этап в моей жизни. Вообще, у меня три высших образования и все так или иначе связаны с моей основной профессией.

– Какие?

– Первое образование – актерское, чтобы лучше чувствовать психологию исполнителя. Очень хотел понять, как достигнуть того или иного состояния. Если можешь добиваться чего-то от себя, можешь добиваться этого и от других – золотое правило. Сразу после актерского курса пошел получать образование режиссера кино и телевидения. В Санкт-Петербурге окончил курсы, тоже по классу режиссуры.
Еще можно было бы пойти на грим, на костюм, художником в Мухинское училище. Вариантов много, я выбрал свои.

В учебных работах часто бывает, что студент выступает как сценарист, режиссер, оператор, актер. И у меня так было. Я уже жалею, что везде вставлял свою фамилию. Семь-восемь раз она мелькала в титрах. Но так у всех режиссеров, которые делают короткометражки. Все делаем сами. И потом, когда в Интернете нажимаешь на «Поиск», мелькаешь в разных ипостасях. Я еще и бутерброды готовил группе – что ж, теперь еще записать себя и в повара?

– Наверняка во многом благодаря этому и была протоптана дорожка к первому полноценному полнометражному фильму-дебюту...

– Я попал на «Ленфильм» в 2012 году. Киностудия планировала запустить дебют. Режиссера для этого проекта искали долго. Многие знакомые ходили на встречу с продюсерами. И я пошел; ответил на какие-то вопросы, на том и расстались. Уже начал забывать о встрече. Месяца через полтора знакомая актриса говорит мне: пойдем, мол, на «Ленфильм», познакомлю тебя с перспективными продюсерами. Так я снова оказался в том же кабинете, перед теми же людьми. Поговорили еще раз. Меня попросили показать диплом – короткий метр. Прошел еще месяц, на этот раз меня разыскал наш мастер Лопушанский. «Ленфильм» ищет режиссера для дебюта, – сказал он мне. – Илья, приходи». Пошел в третий раз. Собрался весь наш курс. Но меня тут же «вычислили» и встретили со смешками... Ну, как говорится, не мытьем, так катаньем... Вскоре после третьего захода мне позвонили и попросили зайти. В торжественной тишине сообщили, что долго думали, несколько раз пересматривали мой диплом и решили остановить выбор на мне. Впрочем, предупредили: остановились на моей кандидатуре не потому, что я продемонстрировал гениальность, – просто почувствовали, что есть потенциал. Стали искать идеи для дебюта, и это длилось очень долго. В итоге остановились на моем сценарии фильма «Развод по собственному желанию». Признаюсь, после третьей встречи на «Ленфильме» я думал, что с Санкт-Петербургом у меня ничего не получится, собирался ехать в Москву. Дал себе два месяца на переезд. И вот за этот короткий срок все и случилось. Первой большой постановки я ждал больше шести лет.

– Как складывались отношения со съемочной группой?

– Мне повезло с командой. Оператором был Сергей Валентинович Астахов, который снимал картину «Влюблен по собственному желанию». Фильм «Развод по собственному желанию» – вольное продолжение этого фильма, ставшего уже классикой. Астахову сценарий понравился, и он согласился участвовать в проекте. Работой художников руководил блистательный Владимир Светозаров, ему помогали замечательные студенты Сергей Зайков и Алексей Падерин. С актерами также сложились хорошие отношения, хотя кастинг был долгим. Зато какие звезды пришли – Наталья Суркова, Константин Юшкевич, Юрий Гальцев!..

Основная проблема дебютантов – тебе никто не доверяет. Всем кажется, что с позиции своего опыта они лучше тебя знают, как нужно. Задача режиссера – пропускать все это через свой внутренний фильтр и выстраивать некую свою реальность, свое мироощущение. Если со стороны в этот процесс кто-то начинает вмешиваться, то так режиссера нетрудно и сломать.

С одной стороны, на «Разводе...» мне повезло. А вот с другой... На «Ленфильме» давно к тому времени не снимали дебюты. И решили по примеру советских времен создать художественный совет. Сценарий, костюмы и множество других параметров представлялись на суд некой комиссии, худсовету, который высказывал свое мнение. Скажу прямо: испытание не из легких. Но сейчас даже благодарен этой школе. За всеми обсуждениями и спорами я понял, где мои идеи правильные, а где есть слабые места, которые требуют доработки. Пройдя этот тренинг на «Ленфильме», я получил хороший опыт, что помогло мне в дальнейшем.

После «большого» фильма либо ты продолжаешь свою карьеру в кино, либо на этом останавливаешься. После участия в выборгском фестивале «Окно в Европу», где я получил приз, мне позвонил редактор Киностудии им. Горького и предложил снимать картину «Я свободен». Таким образом, благодаря одному фильму у меня появился шанс снять следующий. Важно делать шаги. Если ты идешь к своей цели, нужно снимать и профессионально расти.

– А как расти, если нет предложений?

– В любом случае моя профессия – режиссер полнометражного игрового кино. Все остальное – сопутствующее. Когда я занимаюсь съемками клипов, рекламы и всего остального, у меня одна цель – тренировать свои режиссерские мозги. К примеру, на съемках рекламы приходится работать с более сложными техническими решениями. В кино у режиссеров не всегда есть такие возможности – финансовые и технические, чтобы позволить себе воплотить что-то. Плюс к этому я смотрю, как ведет себя группа. С некоторыми ее членами в дальнейшем я уже снимал полнометражные игровые фильмы. С оператором фильма «Я свободен» Анной Рожецкой изначально познакомился на рекламе. Присмотрелся к ней, увидел, как она работает со светом, камерой, композицией кадра. Понял, что хочу с этим человеком снять полный метр. Похожим образом выбрал художника по костюмам Анастасию Скутарь. Мы тоже познакомились на рекламе. Я увидел, насколько она въедливая, творчески мыслит. В общем, ничего случайного не бывает.

– «Я свободен» – ваш новый фильм, выпуск которого планируется осенью. А не тяготит ли свобода режиссера, не страшно ли брать на себя ответственность?

– Ответственность – это самое прекрасное, что может быть. Это невероятное чувство удовлетворения, эмоционального подъема, когда понимаешь: то, что однажды родилось в голове, начинает обретать свою плоть и кровь на съемочной площадке. Я понимал, что мне доверяют, что мы с продюсерами на одной волне и разговариваем, и мыслим, и движемся в одну сторону. Было безумно интересно создавать эту картину.
Ведь о чем фильм? Это история трудного подростка Артема. Он все время молчит. Подспудно мы ощущаем: что-то произошло в его жизни в прошлом. Мама решает отправить его в лагерь на море, чтобы там он хоть как-то пришел в себя и вернулся к жизни. В лагере пересменка; осталось лишь несколько человек, которые ожидают приезда всех остальных. Кто-то решает подружиться с главным героем, кто-то влюбляется, кто-то становится его врагом. Это вкратце. А вообще кино о... Не буду говорить о чем кино. Сами посмотрите в кинотеатрах!

– Тогда расскажите об актерах.

– Кастинг длился более девяти месяцев. Кропотливо искали всех наших героев. Очень сложно было, потому что для сценария прописаны достаточно необычные персонажи с непростой судьбой. С одной стороны, это детское кино, возраст героев – 14–18 лет. С другой – темы, которые поднимаются в фильме, достаточно серьезные и неоднозначные. Исполнителей искали во многих городах, я посмотрел более 3,5 тысяч человек, с 1500 общался лично. Нашли, в конце концов, действительно талантливых ребят. Хотя с кем-то из героев определились почти сразу. К примеру, Глеба Калюжного мы встретили через месяц после старта кастинга.
Это замечательный актер, у него главная роль в фильме «14+», да и после него уже много картин. Когда я его увидел, понял, что главный герой у нас есть. Дальше стали подбирать всех остальных, актерский ансамбль. Был непростой путь, потому что это подростки. Среди них почти нет профессионалов. Понятно, что некоторые учатся в актерских студиях, при театрах. Но все равно это дети. Они только-только осознают, чего хотят и не хотят и кем в дальнейшем будут.

Некоторых приводили на кастинг родители. Смотрю, один парень сидит с кислым лицом. Спрашиваю: в чем дело? Он отвечает, что «достали» пробы, на которые все время его заставляет ходить мама. Я ему говорю: «Посиди три минуты, а маме скажи, что сделал все, как нужно». Он потом выбежал с криками, что это были лучшие пробы в его жизни. Если человек не хочет, зачем его заставлять?

В итоге мы нашли исполнителей в школе; одну девочку с первого курса Щепкинского училища, кого-то из Питера, кого-то из Москвы, кого-то из других регионов. Удалось всех собрать; добиться того, чтобы каждый был на своем месте, каждый был интересен, у каждого была своя изюминка. Нужно сказать «спасибо» продюсерам, которые готовы были ждать и понимали, что от кастинга зависит 80% успеха фильма.

Премьеры картины еще не было. У нас сейчас только фестивальные показы. Внесла свои коррективы эпидемиологическая ситуация, потому что мы планировали поучаствовать в фестивалях в апреле и мае. Все это пока перенеслось. У нас нет четкой даты премьеры, потому что сейчас плотный график выхода новинок, сдвинуты все релизы. За каждый день идет битва титанов.

– К чему вы стремитесь? Есть какая-то мечта, идея, особый фильм?

– У меня есть несколько идей. Сценарии, которые я вынашиваю долгие годы. Там есть и военная история, об одном Герое Советского Союза времен Великой Отечественной войны. Замыслов много. Вопрос, что из этого найдет созвучие с продюсерами. Потому что в первую очередь нужно выстраивать эти взаимоотношения: режиссер – продюсер. Думаю, рано или поздно я сниму эти фильмы.

– Что посоветуете молодым режиссерам?

– Всем творческим работникам посоветую одно: не бояться. Не бояться бить в одну цель, как бы тяжело и трудно ни было. Кто бы вам ни говорил, что вы не талантливы, что ваши идеи никого не интересуют. Если долго и планомерно бить в одну цель, так или иначе своего можно добиться. Хотите быть режиссером – разговаривайте, общайтесь, пишите, снимайте. Рано или поздно будете снимать то, что хочется. Снимайте рекламу, клипы. Вы найдете своих людей, которые в вас поверят. Вы найдете сотворцов, с которыми дальше пойдете и будете делать уже «большое» кино, если вы на это нацелены. Путь длиной в целую жизнь начинается с первого шага.

– Есть шансы для молодых кинематографистов?

– Да, и давно. С появлением новых технологий, того, что можешь снять, смонтировать и озвучить кино практически у себя дома, и для этого не требуются проявочные станции и все остальное, воплощать свои идеи стало гораздо проще. Если человек хочет снять свое кино, короткий или полный метр, то даже без наличия больших денег он может это организовать. Да, может, у него не будет дорогих и крутых локаций; может, не будут играть классные, дорогие актеры. Если человек хочет и идет к своей цели, то криво, косо, но у него получится. Да и продюсеры смогут оценить то, что не стоит денег. Грубо говоря, это монтаж, сила идеи, сценарий, диалоги. Режиссерские качества можно оценить при любом бюджете. Главное – двигаться вперед!

 

Текст: СК-Новости

Фото: Служба информации СПбГИКиТ

 

Новости

27.11.2024

Проекты выпускников ГИКИТ прошли во второй этап конкурса Министерства культуры РФ

25-26 ноября в Министерстве культуры состоялась очная защита дебютных, авторских и экспериментальных картин, а также фильмов социально значимой тематики. Дебютные проекты выпускников ГИКИТ прошли в следующий этап.

27.11.2024

Состоялся мастер-класс Даниила Сломакина

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс «Применение осветительного оборудования Aputure». Нюансами и секретами использования оборудования компании поделился мастер постановочной и репортажной фотографии Даниил Сломакин

27.11.2024

«Вдохновение и опыт»: творческая встреча с Юсупом Разыковым в рамках фестиваля «ПитерКИТ»

24 ноября в ГИКИТ прошла творческая встреча с режиссером Юсупом Разыковым в рамках 2 этапа международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Алиса Курнакина.

27.11.2024

В ГИКИТ состоялся круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?»

25 ноября в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКит» прошел круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?». Его модератором выступила креативный продюсер центра «Potential» Ирина Обидова. Студентка группы 1323 Екатерина Иванова подготовила статью о мероприятии.

27.11.2024

Состоялся круглый стол, посвященный производству дебютных фильмов

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов "ПитерКИТ" в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел круглый стол «Как снять дебют и выжить». Модератором выступила режиссер Ирина Обидова

26.11.2024

Цена последней цены в фильме Наура Гармелиа

Рецензию на полнометражный игровой фильм из конкурсной программы фестиваля «ПитерКиТ» подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Дарья Назаренко

26.11.2024

Обсуждение полнометражного фильма «Последняя цена»

24 ноября в рамках II этапа кинофестиваля «ПитерКиТ» состоялся показ дебютного полнометражного фильма выпускника ГИКИТ Наура Гармелиа «Последняя цена». Статью о мероприятии подготовила Арина Душкевич, группа 1423

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Степана Масычева

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс доцента кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма Степана Масычева «Сказочная графика. Создание авторского FullCG фильма»

26.11.2024

Мастер-класс продюсера Даниила Костинского в рамках лаборатории документального кино "Мой дом - Россия"

Продюсер поделился своими размышлениями о направлениях в контент-индустрии. По его мнению, студенты, учась в стенах института, уже являются контент-специалистами, потому что вкладываются в свою дальнейшую карьеру, снимая учебные работы, участвуя в фестивалях, занимаясь продвижением в соцсетях.

26.11.2024

Михаил Боярский поделился со студентами своим многолетним опытом работы в киноиндустрии.

Михаил Сергеевич также отметил важность студенческого кино. "Для меня студенческие фильмы - это встреча с будущим.

26.11.2024

Выпускники ГИКиТ триумфально победили на 44-ом Международном студенческом фестивале ВГИК

На этом престижном творческом конкурсе гран-при фестиваля заслуженно получил фильм под названием "ВСЕЛЕНИЕ". Проект, реализованный Софьей Чигировой, впечатлил жюри своей
оригинальной концепцией и мастерством исполнения. Оператором-постановщиком проекта выступил Владислав Бурлака, который окончил кафедру кинооператорского искусства ГИКИТ в 2023
году, обучаясь в мастерской у именитых педагогов Ивана Михайловича Багаева и Владимира Анатольевича Васильева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Хуже всех»

22 ноября в ГИКИТ под конец второго дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ, а затем и обсуждение фильма конкурса полнометражных фильмов.  Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 Ольга Земцева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Лапин»

23 ноября в киноконцертном зале ГИКИТ в конце третьего дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ полнометражного фильма «Лапин», а после продюсерская группа во главе с Наталией Людвиговной Гориной предоставила возможность задать вопросы из зала. Студент группы 1323 Всеволод Аничкин подготовил статью о мероприятии.

26.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Ольги Акоповой «Механизмы работы кинокомиссии»

21 ноября в малом киноконцертом зале ГИКИТ в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКиТ» прошел мастер-класс руководителя контент-студии «Юг.Кино» Ольги Акоповой. Студентка группа 1323 Елизавета Зенко подготовила заметку о прошедшем мероприятии.

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Евгении Казаковой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс генерального директора компании «Скатерть Студио» Евгении Казаковой под названием «Чувство локтя». Работа VFX студии. Принципы. Правила. Преимущества»

25.11.2024

Девятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября прошел просмотр девятой программы основного конкурса II этапа XXIV Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

25.11.2024

Восьмая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Восьмой показ студенческих фильмов в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» стал ярким событием, объединяющим талантливых молодых режиссёров и любителей кино. Программа охватила пять уникальных работ. Владислава Резунова, студентка группы 1323 кафедры медиакоммуникационных технологий, представляет подробный обзор фестиваля, отмечая ключевые моменты и впечатления от увиденного.

25.11.2024

Седьмая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ седьмой программы основного конкурса. Было представлено 5 фильмов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания!

25.11.2024

Шестая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

В программе 6 основного конкурса, показанной 23 ноября, приняли участие 6 фильмов, которые смогли вызвать искренний смех, рефлексию и горькие слезы.

25.11.2024

Пятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ пятой программы основного конкурса. Картины порадовали разнообразием тем и форматов: были представлены как анимационные, так и документальные фильмы.

25.11.2024

Четвертая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

22 ноября состоялся просмотр фильмов Программы 4 основного конкурса фестиваля «ПитерКИТ». Пять талантливых работ молодых режиссеров заставили зрителей испытать весь спектр эмоций.

25.11.2024

Третья программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Елизавета Кожина, студентка группы 1323 факультета медиатехнологий, подготовила заметку, в которой она делится своими впечатлениями о просмотренных фильмах.

25.11.2024

Вторая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Арина Душкевич, группа 1423, подготовила  статью о прошедшем показе второй программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». 

25.11.2024

Первая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Екатерина Целуйко, представляющая группу 1323, подготовила проникновенную статью о прошедшем показе первой программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». В этот знаменательный день зрители погрузились в атмосферу настоящего кинематографического торжества, когда на экраны вышла серия увлекательных студенческих короткометражных фильмов. Эти произведения стали своеобразными окнами в мир молодого поколения, отражая их уникальное восприятие жизни, актуальных проблем и глубоких эмоций. Екатерина предлагает детальный взгляд на самые яркие моменты фестиваля и раскрывает потенциал молодого кино, способного вдохновлять и удивлять стоящих за кулисами профессионалов и любителей искусства.

25.11.2024

Состоялся мастер-класса Виктора Медведчука

Мероприятие прошло в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF». Тема занятия - "Нарративный дизайнер: введение в профессию"

25.11.2024

Состоялся показ интерактивных работ

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» состоялся показ интерактивных работ. На шоукейсе были представлены компьютерные игры и VR-проекты

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

24.11.2024

Фильм «110» Ильи Михеева: долгий путь к диалогу поколений

Дарья Назаренко, студентка группы 1423, погрузилась в детали фильма и поделилась своими впечатлениями. В  рецензии она освещает ключевые моменты фильма «110» .

23.11.2024

Скончался Михаил Юрьевич Левитин

С глубочайшей скорбью вынуждены сообщить, что в пятницу, 22 ноября 2024 года, нас покинул Михаил Юрьевич Левитин.

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Максима Беспалого

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера Максима Беспалого

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен