15.06.2020
Как сберечь себе нервы и удачно закрыть сессию
Несмотря на все обстоятельства, несмотря на форму обучения, приходит конец учебного года. Для студентов это непростая пора, так как начинаются экзамены и зачеты, в авральном режиме закрываются всевозможные «хвосты» по учебе. Сложно в это время как студентам, так и преподавателям. Конец учебного года – время, насыщенное стрессом. А стресс плохо влияет не только на психику человека, но и на физическое состояние. Не зря говорят, что все болезни от нервов. Все, да не все… Но частично это правда. Например, ученые доказали, что гастрит чаще возникает у людей, которые много переживают, но эмоции держат в себе. Хотелось бы порекомендовать несколько полезных идей о том, как сберечь себе нервы и удачно закрыть сессию.
1. Не стоит надумывать худшее. Прокручивая негативный сценарий развития событий в голове, мы по умолчанию настраиваем себя на негатив. На уровне подсознания, не осознавая происходящего, мы сделаем всё, чтобы получился тот самый сценарий, который мы себе представили. Вот, думает студент - «Мне попадется билет, который я не выучил», прокрутив эту мысль в голове энное количество раз – пошла команда на исполнение. Поэтому нужно настраивать себя на позитивный сценарий, процесс программирования сработает точно так же, как и в первом случае, но с позитивным решением ситуации.
2. При накопившемся стрессе нужно уметь от него избавляться. Желательно в активной форме. Можно заняться спортом, ведь при активных тренировках в организме выделяется гормон эндорфин, он же гормон радости. Соответственно, после тренировки негативные эмоции исчезают. Кто не любит работать активно, может заняться йогой: правильное дыхание, расслабление и асаны помогут снять напряжение. Любые дыхательные практики на успокоение положительно влияют на нервную систему.
3. Не нужно преувеличивать масштаб бедствия. Накручивая себя от того, что сдадите экзамен на 2, вы угнетаете нервную систему еще больше. Скажу от лица всех преподавателей на Земле: никто не хочет вас завалить и занизить оценку, мы хотим, чтобы вы получили знания в нужном объеме и смогли применить их на практике. Педагоги очень часто помогают своим ученикам или студентам наводящими вопросами или подсказками. И при самом плохом варианте развития событий в любом случае будут дополнительные дни для пересдачи.
4. Если перед вами стоит задача подготовки к диплому или сложному экзамену, научитесь разделять одну большую задачу на много маленьких. Желательно все их записывать и по факту выполнения вычеркивать. Получится неплохая визуализация работы проделанной и предстоящей. Это поможет здраво оценить весь объем того, что нужно сделать.
5. Помним про режим труда и отдыха. Если вы просидите над учебником три часа зубря несколько тем, толку будет не много. Рациональное время для хорошего восприятия информации от 30-45 минут, именно поэтому 40-45 минут идет академический час. После этого времени мозг перестает воспринимать поступающую информацию и не успевает «раскладывать по полочкам» уже имеющуюся. Поэтому лучше прерваться минут на 10-15, попить чаю или сделать легкую разминку.
6. Возвращаться к любой задаче лучше со «свежей головой». Если какая-то тема, чертеж или расчет не идет у вас сегодня вечером, это не значит, что он не пойдет завтра. В такой ситуации мы получаем ступор и перестаем здраво рассуждать, лучше отложить сложные расчеты и задачи на следующий день. Утром пик мозговой деятельности, и скорее всего вы справитесь с задачей, которая не далась вам вчера.
7. Не откладывайте всё на последний день. Тотальная ошибка студентов – это отложить на потом подготовку к экзамену. Время идет быстро, и этот самый последний день наступает тоже быстро. Выучить и посчитать всё уже нет времени, бессонная ночь и очередной удар по нервной системе.
8. Во время сессии обязательно нужно полноценно питаться, избегать диет и голодания. С едой в организм поступают полезные питательные вещества, положительно влияющие на работу мозга. Также нужно пить суточную норму воды 1,5 – 2 литра. Вода улучшает кровоток в организме, а это положительно влияет на всю его деятельность.
9. Не бойтесь обращаться за помощью. Друзья и близкие люди всегда поддержат, как минимум добрым словом!
Автор статьи: педагог-психолог Шкеда И.С.