Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

25.06.2020

Факультет дополнительного образования провёл онлайн-разговоры с известными мастерами кино

В мае и июне 2020 г. в рамках «Марафона бесплатных онлайн-лекций» факультет дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения провёл ряд встреч с выдающимися и признанными мастерами кинематографа – Виктором Мережко, Александром Сокуровым и Игорем Масленниковым. Разговоры получились полезными и принесли массу позитивных эмоций спикерам и участникам.

Дистанционные встречи позволили широкой аудитории подчерпнуть знания в области кино, в том числе и той части зрителей, которые находятся в других городах. Модератором онлайн-разговоров с профессионалами кинематографа выступила декан факультета дополнительного образования СПбГИКиТ Екатерина Сазонова. Главной темой стало кинообразование – как начинающему режиссёру пробиться в большое кино, как выбрать учебное заведение и мастера, какие личностные качества важны для успеха в кино? Каждый мастер получил множество вопросов от слушателей, связанных с его собственными работами, историей успеха и просьбы дать рекомендации тем, кто только пробует снимать своё кино или писать кинодраматургические произведения.

15 мая прошёл онлайн-разговор с Виктором Мережко – советским, российским сценаристом, кинорежиссёром, драматургом, писателем, актёром, телеведущим, заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом России. Будучи сторонником живого общения, он попросил участников встречи включить камеры и микрофоны.

Именно сценарий является фундаментом кинопроизведения. Виктор Иванович напутствовал молодым кинодраматургам, что при выборе профессии важно не отступать от выбранного пути и продолжать развиваться, преодолевая трудности:

– Кино и драматургия – это не только интуиция, но ещё и ремесло. Этой профессии необходимо учиться. Конечно, когда вы ремеслом овладеете по-настоящему, высшие силы начнут помогать вам складывать сюжеты и вы будете входить в те «миры», о которых сейчас даже не думаете.

Виктор Иванович пишет по пять-шесть страниц текста ежедневно для создания сценария. И сравнивает кинодраматурга с хорошим спортсменом, который если оставляет занятия спортом, то деградирует. Призвания недостаточно: необходимо овладевать профессией. Виктор Мережко рассказал о начале своего профессионального пути, первых успехах и отметил, что для успешного трудоустройства нужно пробиваться своим умом и упорством. Кино – это не только искусство, а ещё и идеология.
При написании сценария необходимо учесть многие факторы, грамотно продумать конфликты и характеры персонажей:

– При написании сценария, если вы на первых трёх страницах вы не завяжете конфликт, сюжет, то дальше ничего не получится, – отметил Виктор Мережко.

Однако мало придумать, важно ещё и правильно записать свои идеи. Какой сценарий востребован на современном кинорынке: литературный или «американский»? В учебных заведениях часто преподают оба вида, чтобы полноценно развить навыки будущих кинодраматургов. В мировом кинематографе распространена американская система записи сценария, которая строится по форме пьесы и содержит диалоги и обозначения ключевых действий героев. Однако Виктор Иванович записывает свои работы в форме литературного сценария. Многие из них изданы, потому что записаны в форме прозы, хотя являются драматургическими произведениями. Он пояснил, что в отличие от драматургии, проза не предусматривает конфликтных ситуаций. В завершение онлайн-разговора Виктор Иванович ответил на вопросы слушателей.

28 мая состоялся онлайн-разговор с Александром Сокуровым – известным российским режиссёром, народным артистом России, неоднократным лауреатом отечественных и международных кинофестивалей, мастером режиссёрской мастерской в СПбГИКиТ.

Самый частый вопрос задавали о том, будет ли Александр Николаевич набирать новых слушателей в мастерскую. К сожалению, ответ мастера категоричен: другой набор он не планирует, а новых слушателей в действующую мастерскую не принимает. При этом мастер открыт для диалога на публичных лекциях и мастер-классах, поэтому у всех желающих есть возможность перенять необходимые знания и опыт у признанного режиссёра:

– Всё зависит от желания человека, насколько страстно он хотел бы учиться. Я не случайно это слово использую, потому что это очень важно. Всякое обучение – сложное, режиссёрское и художественное учение – очень сложное. Поэтому страсть, и боль, и сила – если она в вас есть, вы преодолеете всё. Велико желание – не обращайте внимание ни на какие ограничения, ни на какие условности – идите и делайте то, что вы считаете нужным.

Размышляя о том, какую киношколу будущим режиссёрам выбрать, Александр Сокуров отметил, что высшие учебные заведения в отличие от коммерческих школ, дают более полную и основательную программу, несут общественно-профессиональную ответственность. При этом в первую очередь рекомендует абитуриентам слушать своё сердце, идти к тем педагогам и мастерам, которые им интересны.
Основная трудность для начинающих режиссёров, операторов, сценаристов заключается в получении доверия крупных кинокомпаний. Как правило, сотрудничество начинается с небольших денег и заказа на короткометражную или документальную кинокартину. Бывает и по-другому:

– Если ваш дипломный фильм или курсовой уже являет собой художественный убедительный результат, и вы можете после окончания вуза обеспечить себе хорошие контакты с продюсерскими силами, телевизионными структурами. Если Вы поработаете над сценарием и так далее, и так далее. В нашей мастерской, которая была в Нальчике, работать над сценарием своей будущей жизни начинали уже на четвёртом курсе. И после окончания института при готовности сценария мы получали гранты министерства культуры и можно было уже серьёзно работать. Но это только для тех, кто не ленив и хорошо, качественно работает и учится. Качественная работа и качественное обучение избавляет от тех трудностей, о которых мы говорим, – рассказал Александр Сокуров.

Мастер согласился с распространённым мнением, что кинооператорам проще начать карьеру, чем режиссёру. Ведь ответственность за оператора-дебютанта возьмёт на себя именно режиссёр. Помогает дебютировать и современная съёмочная техника, которая упрощает работу кинооператора. Многие при выборе для себя кинопрофессии размышляют о том, чтобы начать обучение самостоятельно, отказавшись от обучения в школах и вузах. Александр Николаевич поделился, что при самостоятельном становлении велик риск допустить много ошибок и замедлить своё развитие. Режиссёры-мастера помогают своим ученикам в становлении и жизненном, и профессиональном:

– Если у вас долговременные планы, вы хотите связать с режиссурой всю свою оставшуюся жизнь, это звучит, наверное, как-то громко, то нужно думать о формировании фундаментальных навыков и фундаментального умения. По традиции, которая существует в мировой культуре и искусстве, наибольшего совершенства достигают те, кто прошёл школу. Это касается живописи, литературы, архитектуры, то есть всего. Там, где за вашей спиной есть труд, школа и систематической обучение, систематическая работа, там всегда качество результата становится необратимым, – поделился Александр Сокуров.

Также Александр Николаевич ответил на вопросы, связанные с режиссурой, взаимодействием с коллегами на съёмочной площадке, работе над сценарием, поделился опытом режиссёра и педагога. При этом можно выделить основные качества, которые помогут освоить одну из самых востребованных профессий – быть трудолюбивым, образованным и открытым для восприятия нового опыта и инструментов выражения своих мыслей.

23 июня прошла творческая встреча с Игорь Фёдоровичем Масленниковым – кинорежиссёром, сценаристом, продюсером, народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии России, президентом петербургской студии «Троицкий мост», руководителем «Высших режиссёрских курсов» СПбГИКиТ, автором книг.

Игорь Масленников сразу предупредил участников встречи, что поставит эксперимент и постарается не использовать иностранные слова.

Размышляя на самый частый вопрос – как стать режиссёром и в каком возрасте лучше осваивать эту заманчивую кинопрофессию, мастер отметил:

– Режиссура бывает разная. Бывает режиссура диктаторская, когда человек придумывает свою конструкцию, фильм и категорически настаивает на том, чтобы сделать именно так и ни в коем случае по-другому, и ни на что не соглашается. Это способ кукольного театра, когда всё зависит от основного придумщика этого дела. Есть великие режиссёры, которые являются такими «диктаторами». Но я исповедую совсем другую режиссуру – консолидирующую, коллективную. Я считаю, что хорошие режиссёры, а у меня были хорошие учителя: Григорий Павлович Козинцев, Иосиф Ефимович Хейфиц, Юрий Александрович Товстоногов, это всё люди, которые умели организовать фильм, то есть собрать хорошую группу, собрать хороших актёров, заразить их этой идеей. И с тем, чтобы все поучаствовали в этом фильме старались сделать так, чтобы им казалось, что они тоже соучастники этого дела. Вот это с моей точки зрения самая симпатичная и приветливая режиссура, которая и даёт какие-то большие результаты. Основная режиссура как раз такая. С самого начала определись для себя – кем ты хочешь быть в этой профессии: диктатором или участником интересного, общего процесса.

Ремесло режиссёра непростое и требует многих умений. Режиссёр должен уметь разбираться в человеческих характерах, объяснить персонажа актёру, а также обладать литературными способностями в написании сюжета, создании в нём интриги. Игорь Фёдорович посоветовал не браться за сценарии, в которых нет живой истории и живых персонажей, потому что необходимы настоящие характеры и порекомендовал обязательно формулировать детали истории и финал до того, как начнутся съёмки.

В продолжение встречи мастер поделился наблюдениями, что в цивилизационном мире заканчивается эра печатных книг и начинается время цифровых технологий. Со времён Древней Греции театр являлся соборным зрелищем и объединял огромное количество людей, а впоследствии эту традицию продолжил и кинематограф, особенно во времена распространения широкоформатного кино. Сегодня же многие кинозрители смотрят фильмы на экране мобильных устройств, что является совершенно другой формой киноискусства. Клиповое и рекламное мышление сделали более востребованными короткометражные фильмы.

Игорь Фёдорович поделился историями создания своих фильмов, в том числе о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. А также подчеркнул, что для успешного кино необходимы ирония и юмор.

Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ благодарит каждого из мастеров за проведённые онлайн-разговоры и выражает надежду на продолжение образовательных бесед в стенах вуза!

Автор: Екатерина Гатаулина

Новости

27.11.2024

Проекты выпускников ГИКИТ прошли во второй этап конкурса Министерства культуры РФ

25-26 ноября в Министерстве культуры состоялась очная защита дебютных, авторских и экспериментальных картин, а также фильмов социально значимой тематики. Дебютные проекты выпускников ГИКИТ прошли в следующий этап.

27.11.2024

Состоялся мастер-класс Даниила Сломакина

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс «Применение осветительного оборудования Aputure». Нюансами и секретами использования оборудования компании поделился мастер постановочной и репортажной фотографии Даниил Сломакин

27.11.2024

«Вдохновение и опыт»: творческая встреча с Юсупом Разыковым в рамках фестиваля «ПитерКИТ»

24 ноября в ГИКИТ прошла творческая встреча с режиссером Юсупом Разыковым в рамках 2 этапа международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Алиса Курнакина.

27.11.2024

В ГИКИТ состоялся круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?»

25 ноября в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКит» прошел круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?». Его модератором выступила креативный продюсер центра «Potential» Ирина Обидова. Студентка группы 1323 Екатерина Иванова подготовила статью о мероприятии.

27.11.2024

Состоялся круглый стол, посвященный производству дебютных фильмов

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов "ПитерКИТ" в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел круглый стол «Как снять дебют и выжить». Модератором выступила режиссер Ирина Обидова

26.11.2024

Цена последней цены в фильме Наура Гармелиа

Рецензию на полнометражный игровой фильм из конкурсной программы фестиваля «ПитерКиТ» подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Дарья Назаренко

26.11.2024

Обсуждение полнометражного фильма «Последняя цена»

24 ноября в рамках II этапа кинофестиваля «ПитерКиТ» состоялся показ дебютного полнометражного фильма выпускника ГИКИТ Наура Гармелиа «Последняя цена». Статью о мероприятии подготовила Арина Душкевич, группа 1423

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Степана Масычева

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс доцента кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма Степана Масычева «Сказочная графика. Создание авторского FullCG фильма»

26.11.2024

Мастер-класс продюсера Даниила Костинского в рамках лаборатории документального кино "Мой дом - Россия"

Продюсер поделился своими размышлениями о направлениях в контент-индустрии. По его мнению, студенты, учась в стенах института, уже являются контент-специалистами, потому что вкладываются в свою дальнейшую карьеру, снимая учебные работы, участвуя в фестивалях, занимаясь продвижением в соцсетях.

26.11.2024

Михаил Боярский поделился со студентами своим многолетним опытом работы в киноиндустрии.

Михаил Сергеевич также отметил важность студенческого кино. "Для меня студенческие фильмы - это встреча с будущим.

26.11.2024

Выпускники ГИКиТ триумфально победили на 44-ом Международном студенческом фестивале ВГИК

На этом престижном творческом конкурсе гран-при фестиваля заслуженно получил фильм под названием "ВСЕЛЕНИЕ". Проект, реализованный Софьей Чигировой, впечатлил жюри своей
оригинальной концепцией и мастерством исполнения. Оператором-постановщиком проекта выступил Владислав Бурлака, который окончил кафедру кинооператорского искусства ГИКИТ в 2023
году, обучаясь в мастерской у именитых педагогов Ивана Михайловича Багаева и Владимира Анатольевича Васильева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Хуже всех»

22 ноября в ГИКИТ под конец второго дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ, а затем и обсуждение фильма конкурса полнометражных фильмов.  Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 Ольга Земцева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Лапин»

23 ноября в киноконцертном зале ГИКИТ в конце третьего дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ полнометражного фильма «Лапин», а после продюсерская группа во главе с Наталией Людвиговной Гориной предоставила возможность задать вопросы из зала. Студент группы 1323 Всеволод Аничкин подготовил статью о мероприятии.

26.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Ольги Акоповой «Механизмы работы кинокомиссии»

21 ноября в малом киноконцертом зале ГИКИТ в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКиТ» прошел мастер-класс руководителя контент-студии «Юг.Кино» Ольги Акоповой. Студентка группа 1323 Елизавета Зенко подготовила заметку о прошедшем мероприятии.

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Евгении Казаковой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс генерального директора компании «Скатерть Студио» Евгении Казаковой под названием «Чувство локтя». Работа VFX студии. Принципы. Правила. Преимущества»

25.11.2024

Девятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября прошел просмотр девятой программы основного конкурса II этапа XXIV Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

25.11.2024

Восьмая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Восьмой показ студенческих фильмов в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» стал ярким событием, объединяющим талантливых молодых режиссёров и любителей кино. Программа охватила пять уникальных работ. Владислава Резунова, студентка группы 1323 кафедры медиакоммуникационных технологий, представляет подробный обзор фестиваля, отмечая ключевые моменты и впечатления от увиденного.

25.11.2024

Седьмая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ седьмой программы основного конкурса. Было представлено 5 фильмов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания!

25.11.2024

Шестая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

В программе 6 основного конкурса, показанной 23 ноября, приняли участие 6 фильмов, которые смогли вызвать искренний смех, рефлексию и горькие слезы.

25.11.2024

Пятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ пятой программы основного конкурса. Картины порадовали разнообразием тем и форматов: были представлены как анимационные, так и документальные фильмы.

25.11.2024

Четвертая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

22 ноября состоялся просмотр фильмов Программы 4 основного конкурса фестиваля «ПитерКИТ». Пять талантливых работ молодых режиссеров заставили зрителей испытать весь спектр эмоций.

25.11.2024

Третья программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Елизавета Кожина, студентка группы 1323 факультета медиатехнологий, подготовила заметку, в которой она делится своими впечатлениями о просмотренных фильмах.

25.11.2024

Вторая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Арина Душкевич, группа 1423, подготовила  статью о прошедшем показе второй программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». 

25.11.2024

Первая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Екатерина Целуйко, представляющая группу 1323, подготовила проникновенную статью о прошедшем показе первой программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». В этот знаменательный день зрители погрузились в атмосферу настоящего кинематографического торжества, когда на экраны вышла серия увлекательных студенческих короткометражных фильмов. Эти произведения стали своеобразными окнами в мир молодого поколения, отражая их уникальное восприятие жизни, актуальных проблем и глубоких эмоций. Екатерина предлагает детальный взгляд на самые яркие моменты фестиваля и раскрывает потенциал молодого кино, способного вдохновлять и удивлять стоящих за кулисами профессионалов и любителей искусства.

25.11.2024

Состоялся мастер-класса Виктора Медведчука

Мероприятие прошло в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF». Тема занятия - "Нарративный дизайнер: введение в профессию"

25.11.2024

Состоялся показ интерактивных работ

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» состоялся показ интерактивных работ. На шоукейсе были представлены компьютерные игры и VR-проекты

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

24.11.2024

Фильм «110» Ильи Михеева: долгий путь к диалогу поколений

Дарья Назаренко, студентка группы 1423, погрузилась в детали фильма и поделилась своими впечатлениями. В  рецензии она освещает ключевые моменты фильма «110» .

23.11.2024

Скончался Михаил Юрьевич Левитин

С глубочайшей скорбью вынуждены сообщить, что в пятницу, 22 ноября 2024 года, нас покинул Михаил Юрьевич Левитин.

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Максима Беспалого

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера Максима Беспалого

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен