Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

25.06.2020

Факультет дополнительного образования провёл онлайн-разговоры с известными мастерами кино

В мае и июне 2020 г. в рамках «Марафона бесплатных онлайн-лекций» факультет дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения провёл ряд встреч с выдающимися и признанными мастерами кинематографа – Виктором Мережко, Александром Сокуровым и Игорем Масленниковым. Разговоры получились полезными и принесли массу позитивных эмоций спикерам и участникам.

Дистанционные встречи позволили широкой аудитории подчерпнуть знания в области кино, в том числе и той части зрителей, которые находятся в других городах. Модератором онлайн-разговоров с профессионалами кинематографа выступила декан факультета дополнительного образования СПбГИКиТ Екатерина Сазонова. Главной темой стало кинообразование – как начинающему режиссёру пробиться в большое кино, как выбрать учебное заведение и мастера, какие личностные качества важны для успеха в кино? Каждый мастер получил множество вопросов от слушателей, связанных с его собственными работами, историей успеха и просьбы дать рекомендации тем, кто только пробует снимать своё кино или писать кинодраматургические произведения.

15 мая прошёл онлайн-разговор с Виктором Мережко – советским, российским сценаристом, кинорежиссёром, драматургом, писателем, актёром, телеведущим, заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом России. Будучи сторонником живого общения, он попросил участников встречи включить камеры и микрофоны.

Именно сценарий является фундаментом кинопроизведения. Виктор Иванович напутствовал молодым кинодраматургам, что при выборе профессии важно не отступать от выбранного пути и продолжать развиваться, преодолевая трудности:

– Кино и драматургия – это не только интуиция, но ещё и ремесло. Этой профессии необходимо учиться. Конечно, когда вы ремеслом овладеете по-настоящему, высшие силы начнут помогать вам складывать сюжеты и вы будете входить в те «миры», о которых сейчас даже не думаете.

Виктор Иванович пишет по пять-шесть страниц текста ежедневно для создания сценария. И сравнивает кинодраматурга с хорошим спортсменом, который если оставляет занятия спортом, то деградирует. Призвания недостаточно: необходимо овладевать профессией. Виктор Мережко рассказал о начале своего профессионального пути, первых успехах и отметил, что для успешного трудоустройства нужно пробиваться своим умом и упорством. Кино – это не только искусство, а ещё и идеология.
При написании сценария необходимо учесть многие факторы, грамотно продумать конфликты и характеры персонажей:

– При написании сценария, если вы на первых трёх страницах вы не завяжете конфликт, сюжет, то дальше ничего не получится, – отметил Виктор Мережко.

Однако мало придумать, важно ещё и правильно записать свои идеи. Какой сценарий востребован на современном кинорынке: литературный или «американский»? В учебных заведениях часто преподают оба вида, чтобы полноценно развить навыки будущих кинодраматургов. В мировом кинематографе распространена американская система записи сценария, которая строится по форме пьесы и содержит диалоги и обозначения ключевых действий героев. Однако Виктор Иванович записывает свои работы в форме литературного сценария. Многие из них изданы, потому что записаны в форме прозы, хотя являются драматургическими произведениями. Он пояснил, что в отличие от драматургии, проза не предусматривает конфликтных ситуаций. В завершение онлайн-разговора Виктор Иванович ответил на вопросы слушателей.

28 мая состоялся онлайн-разговор с Александром Сокуровым – известным российским режиссёром, народным артистом России, неоднократным лауреатом отечественных и международных кинофестивалей, мастером режиссёрской мастерской в СПбГИКиТ.

Самый частый вопрос задавали о том, будет ли Александр Николаевич набирать новых слушателей в мастерскую. К сожалению, ответ мастера категоричен: другой набор он не планирует, а новых слушателей в действующую мастерскую не принимает. При этом мастер открыт для диалога на публичных лекциях и мастер-классах, поэтому у всех желающих есть возможность перенять необходимые знания и опыт у признанного режиссёра:

– Всё зависит от желания человека, насколько страстно он хотел бы учиться. Я не случайно это слово использую, потому что это очень важно. Всякое обучение – сложное, режиссёрское и художественное учение – очень сложное. Поэтому страсть, и боль, и сила – если она в вас есть, вы преодолеете всё. Велико желание – не обращайте внимание ни на какие ограничения, ни на какие условности – идите и делайте то, что вы считаете нужным.

Размышляя о том, какую киношколу будущим режиссёрам выбрать, Александр Сокуров отметил, что высшие учебные заведения в отличие от коммерческих школ, дают более полную и основательную программу, несут общественно-профессиональную ответственность. При этом в первую очередь рекомендует абитуриентам слушать своё сердце, идти к тем педагогам и мастерам, которые им интересны.
Основная трудность для начинающих режиссёров, операторов, сценаристов заключается в получении доверия крупных кинокомпаний. Как правило, сотрудничество начинается с небольших денег и заказа на короткометражную или документальную кинокартину. Бывает и по-другому:

– Если ваш дипломный фильм или курсовой уже являет собой художественный убедительный результат, и вы можете после окончания вуза обеспечить себе хорошие контакты с продюсерскими силами, телевизионными структурами. Если Вы поработаете над сценарием и так далее, и так далее. В нашей мастерской, которая была в Нальчике, работать над сценарием своей будущей жизни начинали уже на четвёртом курсе. И после окончания института при готовности сценария мы получали гранты министерства культуры и можно было уже серьёзно работать. Но это только для тех, кто не ленив и хорошо, качественно работает и учится. Качественная работа и качественное обучение избавляет от тех трудностей, о которых мы говорим, – рассказал Александр Сокуров.

Мастер согласился с распространённым мнением, что кинооператорам проще начать карьеру, чем режиссёру. Ведь ответственность за оператора-дебютанта возьмёт на себя именно режиссёр. Помогает дебютировать и современная съёмочная техника, которая упрощает работу кинооператора. Многие при выборе для себя кинопрофессии размышляют о том, чтобы начать обучение самостоятельно, отказавшись от обучения в школах и вузах. Александр Николаевич поделился, что при самостоятельном становлении велик риск допустить много ошибок и замедлить своё развитие. Режиссёры-мастера помогают своим ученикам в становлении и жизненном, и профессиональном:

– Если у вас долговременные планы, вы хотите связать с режиссурой всю свою оставшуюся жизнь, это звучит, наверное, как-то громко, то нужно думать о формировании фундаментальных навыков и фундаментального умения. По традиции, которая существует в мировой культуре и искусстве, наибольшего совершенства достигают те, кто прошёл школу. Это касается живописи, литературы, архитектуры, то есть всего. Там, где за вашей спиной есть труд, школа и систематической обучение, систематическая работа, там всегда качество результата становится необратимым, – поделился Александр Сокуров.

Также Александр Николаевич ответил на вопросы, связанные с режиссурой, взаимодействием с коллегами на съёмочной площадке, работе над сценарием, поделился опытом режиссёра и педагога. При этом можно выделить основные качества, которые помогут освоить одну из самых востребованных профессий – быть трудолюбивым, образованным и открытым для восприятия нового опыта и инструментов выражения своих мыслей.

23 июня прошла творческая встреча с Игорь Фёдоровичем Масленниковым – кинорежиссёром, сценаристом, продюсером, народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии России, президентом петербургской студии «Троицкий мост», руководителем «Высших режиссёрских курсов» СПбГИКиТ, автором книг.

Игорь Масленников сразу предупредил участников встречи, что поставит эксперимент и постарается не использовать иностранные слова.

Размышляя на самый частый вопрос – как стать режиссёром и в каком возрасте лучше осваивать эту заманчивую кинопрофессию, мастер отметил:

– Режиссура бывает разная. Бывает режиссура диктаторская, когда человек придумывает свою конструкцию, фильм и категорически настаивает на том, чтобы сделать именно так и ни в коем случае по-другому, и ни на что не соглашается. Это способ кукольного театра, когда всё зависит от основного придумщика этого дела. Есть великие режиссёры, которые являются такими «диктаторами». Но я исповедую совсем другую режиссуру – консолидирующую, коллективную. Я считаю, что хорошие режиссёры, а у меня были хорошие учителя: Григорий Павлович Козинцев, Иосиф Ефимович Хейфиц, Юрий Александрович Товстоногов, это всё люди, которые умели организовать фильм, то есть собрать хорошую группу, собрать хороших актёров, заразить их этой идеей. И с тем, чтобы все поучаствовали в этом фильме старались сделать так, чтобы им казалось, что они тоже соучастники этого дела. Вот это с моей точки зрения самая симпатичная и приветливая режиссура, которая и даёт какие-то большие результаты. Основная режиссура как раз такая. С самого начала определись для себя – кем ты хочешь быть в этой профессии: диктатором или участником интересного, общего процесса.

Ремесло режиссёра непростое и требует многих умений. Режиссёр должен уметь разбираться в человеческих характерах, объяснить персонажа актёру, а также обладать литературными способностями в написании сюжета, создании в нём интриги. Игорь Фёдорович посоветовал не браться за сценарии, в которых нет живой истории и живых персонажей, потому что необходимы настоящие характеры и порекомендовал обязательно формулировать детали истории и финал до того, как начнутся съёмки.

В продолжение встречи мастер поделился наблюдениями, что в цивилизационном мире заканчивается эра печатных книг и начинается время цифровых технологий. Со времён Древней Греции театр являлся соборным зрелищем и объединял огромное количество людей, а впоследствии эту традицию продолжил и кинематограф, особенно во времена распространения широкоформатного кино. Сегодня же многие кинозрители смотрят фильмы на экране мобильных устройств, что является совершенно другой формой киноискусства. Клиповое и рекламное мышление сделали более востребованными короткометражные фильмы.

Игорь Фёдорович поделился историями создания своих фильмов, в том числе о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. А также подчеркнул, что для успешного кино необходимы ирония и юмор.

Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ благодарит каждого из мастеров за проведённые онлайн-разговоры и выражает надежду на продолжение образовательных бесед в стенах вуза!

Автор: Екатерина Гатаулина

Новости

20.09.2024

Поздравляем ректора Екатерину Сазонову с днем рождения

От коллектива и студентов наилучшие пожелания.

20.09.2024

Факультет дополнительного образования подводит итоги лета

Лето  прекрасный шанс получить реальные знания о кинопрофессиях: дети и подростки абсолютно солидарны в этом вопросе с педагогами факультета дополнительного образования.

19.09.2024

Итоги работы молодежного музейного Медиацентра «Ленинград»

Подведены первые итоги работы молодежного музейного медиацентра «Ленинград». Основанный в 2023 году в партнерстве с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда и АНО «АртМедиа», при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 



19.09.2024

Посетители выставки «Мой Петербург» познакомились с творчеством студентов ГИКИТ

Мультипликация завораживает зрителей с самого момента своего появления: в ожившем рисунке и впрямь есть что-то необыкновенное. Многие хотят познакомиться с анимацией поближе и, конечно, узнать о секретах создания анимационного кино. Такая возможность представилась посетителям выставки «Мой Петербург» в последний день ушедшего лета.

18.09.2024

В Петербурге прошел ежегодный литературный фестиваль имени Анны Ахматовой

Ахматовский фестиваль «Тайны ремесла» объединил литераторов и читателей. Институт кино и телевидения стал партнёром и одной из площадок для литературных дискуссий.

17.09.2024

Фильм Марии Стрельцовой «Неглект» завоевывает сердца зрителей на фестивале KIN в Ереване

Короткометражный фильм «Неглект» режиссера Марии Стрельцовой (мастерская Виктора Васильева и Валентина Захарова) участвует в основной конкурсной программе фестиваля женского кино KIN в Ереване в начале ноября.

16.09.2024

Вальс на колесах: особенный бал для детей в Санкт-Петербурге

Вот уже десятый год подряд, студенты ГИКИТ воплощают мечту детей с ограниченными возможностями здоровья, помогая устраивать для них «особенный» бал.

13.09.2024

В ГИКИТ завершилась «Адаптация первокурсников»

В течение четырех дней в парке 300-летия Санкт-Петербурга и на площадке «Высотный город» в ТЦ «Питерлэнд» первокурсники разных факультетов под руководством студентов старших курсов и преподавателей проходили фотокросс, психологические тренинги, состязания в настольных играх и занимались активным отдыхом в веревочном парке.

13.09.2024

Министр культуры РФ Ольга Любимова посетила ГИКИТ и приняла участие в работе заседания Попечительского совета

11 сентября наш институт вписал новую значимую страницу в свою летопись. В этот день министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова посетила вуз с рабочим визитом и приняла участие в ежегодном заседании Попечительского совета. Событие стало динамичным диалогом, наполненным перспективными идеями и значимыми решениями, выходящими за рамки формальности.

13.09.2024

День открытых дверей детских курсов. Для юных талантов и их воплощения мечты

Особенно радостным и познавательным для многих детей и их родителей стал долгожданный День открытых дверей, организованный факультетом дополнительного образования

12.09.2024

В ГИКИТ провели форум по коммуникациям Student Baltic Weekend

Student Baltic Weekend (SBW) — студенческая конференция в области PR, маркетинга и рекламы, которая много лет собирает сотни студентов по всей России. Мероприятие включено в программу международного форума по коммуникациям «Baltic Weekend».

11.09.2024

Не стало экс-ректора ГИКИТ Александра Белоусова

Александр Антонович Белоусов проработал в отрасли кинематографии почти 40 лет, с 1997 по 2010 – занимал пост ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

11.09.2024

Дебютные фильмы выпускников ГИКИТ – в коммерческом прокате

Впервые в истории вуза полнометражная дебютная драма выпускников ГИКИТ «Лапин» вышла в прокат. 5 сентября картину впервые показали в кинотеатре «Родина» на дневном сеансе. Уже 12 сентября в прокат выйдет дебютный фильм «110». Производство этих картин стало возможным благодаря стопроцентному финансированию Министерства культуры по результатам питчинга.

10.09.2024

В ГИКИТ стартовала «Адаптация»

9 сентября, в День рождения ГИКИТ, в Приморском парке Победы и ТЦ «Питерленд» стартовала программа адаптациии первокурсников. Это - серия командообразующих мероприятий для первокурсников, которые помогают ребятам влиться в новый этап жизни.

09.09.2024

9 сентября ГИКИТ исполняется 106 лет

Первый кинематографический вуз нашей страны – Высший институт фотографии и фототехники – был создан в 1918 году, когда новому государству понадобились квалифицированные фотографы и инженерные умы, которые смогли бы развивать печатное дело.

08.09.2024

8 сентября – День памяти жертв блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда, которая унесла жизни почти миллиона человек.

06.09.2024

Представители ГИКИТ приняли участие во Всероссийском фестивале «МедиаБУМ»

Фестиваль состоялся 31 августа в парке 300-летия Санкт-Петербурга. Студенты и сотрудники института кино и телевидения подготовили площадку, на которой погружали участников фестиваля в мир кино.

05.09.2024

В ГИКИТ прошло ежегодное собрание сотрудников и профессорско-преподавательского состава

В ГИКИТ прошло традиционное ежегодное собрание профессорско-преподавательского состава, на котором были подведены важнейшие итоги работы коллектива и обозначены планы института на грядущий учебный год.

04.09.2024

Фестиваль «Детский ПитерКит» вошел в государственный реестр конкурсов и олимпиад

V Все­рос­сий­ский фес­ти­валь детс­ко­го ко­рот­ко­мет­ражно­го ки­но «Детс­кий Пи­тер­Кит» вклю­чили в ре­естр кон­курсов и олим­пи­ад «Та­лант и ус­пех». Те­перь школь­ни­ки, за­няв­шие при­зовые мес­та в фес­ти­вале, бу­дут вклю­чены в го­сударс­твен­ный ин­форма­ци­он­ный ре­сурс об ода­рен­ный де­тях.

04.09.2024

Представители ГИКИТ приняли участие в выставке «Цифровая палитра – 4»

В Санкт-Пе­тер­бург­ском Со­юзе ху­дож­ни­ков в Ки­ноза­ле Лек­то­рия СПбСХ прош­ла еже­год­ная выс­тавка циф­ро­вого и тех­но­логи­чес­ко­го ис­кусс­тва «Циф­ро­вая па­лит­ра – 4». Сре­ди участ­ни­ков – сту­ден­ты и сот­рудни­ки ху­дожест­вен­ных ву­зов Санкт-Пе­тер­бурга, в том чис­ле ГИ­КИТ. Ор­га­низа­тора­ми выс­тавки ста­ли пре­пода­вате­ли на­шего ву­за.

04.09.2024

Медиафестиваль: Владислав Лукинов раскрыл секреты нейросетей для видеоконтента

Вла­дис­лав Лу­кинов, стар­ший пре­пода­ватель ка­фед­ры ауди­ови­зу­аль­ных сис­тем и тех­но­логий, выс­ту­пил в ка­чест­ве спи­кера на Мос­ковс­ком Ме­ди­афес­ти­вале.

03.09.2024

В ГИКИТ начался новый учебный год

В ки­нокон­церт­ном за­ле ГИ­КИТ сос­то­ял­ся боль­шой празд­ник для сту­ден­тов и сот­рудни­ков. Ко Дню зна­ний твор­ческие кол­лекти­вы ву­за под­го­тови­ли кон­церт­ную прог­рамму, пер­во­курс­ни­кам тор­жест­вен­но вру­чили сту­ден­ческие би­леты и поз­на­коми­ли их с мас­те­рами и сту­ден­чески­ми со­об­щест­ва­ми.

03.09.2024

Профессор ГИКИТ – лауреат всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»

Кон­курс «Зо­лотые Име­на Выс­шей Шко­лы» в 2024 го­ду не толь­ко вы­явил луч­ших из луч­ших в об­ласти выс­ше­го об­ра­зова­ния и на­уки, но и по­казал объ­еди­ня­ющую си­лу про­фес­си­ональ­ных ди­ало­гов и об­ме­на опы­том сре­ди пре­пода­вате­лей, уче­ных и предс­та­вите­лей влас­ти. В этом го­ду в но­мина­ции «За вклад в на­уку и выс­шее об­ра­зова­ние» по­беди­телем стал за­веду­ющий ка­фед­рой ауди­ови­зу­аль­ных сис­тем и тех­но­логий про­фес­сор Алек­сандр Ива­нович Хо­дано­вич.

03.09.2024

ГИКИТ представили на Международном фестивале «Кремний» в Сибири

III Меж­ду­народ­ный фес­ти­валь на­уч­но­го и ин­дуст­ри­аль­но­го ки­но стар­то­вал 29 ав­густа в Но­воси­бирс­ке. Наш вуз предс­та­вил ди­рек­тор Цент­ра неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния и по­выше­ния ква­лифи­кации твор­ческих и уп­равлен­ческих кад­ров в сфе­ре куль­ту­ры – Алек­сей За­хожий.

03.09.2024

ГИКИТ на «ТехноАрт»: научные открытия и культурные инициативы

Ве­дущие уче­ные, де­яте­ли куль­ту­ры и предс­та­вите­ли уни­вер­си­тетов со всей стра­ны соб­ра­лись на Все­рос­сий­ском фес­ти­вале на­уки и ис­кусс­тва «Тех­но­Арт», что­бы об­ме­нять­ся опы­том и вдох­но­вить друг дру­га на но­вые свер­ше­ния. Наш инс­ти­тут предс­та­вил про­рек­тор по учеб­ной и на­уч­ной ра­боте Па­вел Да­нилов.

30.08.2024

Завершились съемки дебютного полнометражного фильма выпускницы ГИКИТ Анны Волконской «Социализация»

Съ­ем­ки стар­то­вали в на­чале ав­густа и про­ходи­ли при пол­ном фи­нан­си­рова­нии Ми­нис­терс­тва куль­ту­ры РФ. В ми­нув­шем го­ду этот де­бют­ный про­ект пол­но­мет­ражно­го филь­ма вы­пуск­ни­цы мас­терс­кой Конс­тан­ти­на Ло­пушанс­ко­го по­лучил стоп­ро­цент­ное го­сударс­твен­ное фи­нан­си­рова­ние ми­нис­терс­тва куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­дера­ции по ре­зуль­та­там пит­чинга.

29.08.2024

В ГИКИТ стартовали съемки первого полнометражного дипломного фильма «Сверхновая»

Впер­вые в ис­то­рии рос­сий­ско­го ки­нема­тог­ра­фа Ми­нис­терс­тво куль­ту­ры пре­дос­та­вило грант на соз­да­ние дип­ломно­го ки­но для вы­пуск­ни­ков 2025 го­да. Этот но­ваторс­кий шаг зна­мену­ет со­бой но­вый этап в раз­ви­тии оте­чест­вен­но­го ки­но, отк­ры­вая две­ри мо­лодым твор­цам в мир боль­шо­го ки­нема­тог­ра­фа.

28.08.2024

В День российского кино в ИА «Интерфакс» провели пресс-конференцию о сотрудничестве «Ленфильма» и ГИКИТ

Учас­тие в пресс-кон­фе­рен­ции при­няли предс­та­вите­ли ру­ководс­тва Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­сударс­твен­но­го инс­ти­тута ки­но и те­леви­дения, ге­нераль­ный ди­рек­тор ки­нос­ту­дии АО «Лен­фильм» Эду­ард Су­воров, пред­се­датель со­вета ди­рек­то­ров ки­нос­ту­дии и пред­се­датель по­печи­тель­ско­го со­вета ГИ­КИТ Фе­дор Бон­дарчук. На по­вест­ке дня – съ­ем­ки учеб­ных филь­мов в па­виль­онах «Лен­филь­ма», вза­имо­дей­ствие с ки­нос­ту­ди­ей Цент­ра про­тоти­пиро­вания ГИ­КИТ и дру­гие пла­ны.

27.08.2024

Фильмы выпускников ГИКИТ покажут на Международном фестивале мусульманского кино в Казани

В фес­ти­валь­ную прог­рамму вош­ли филь­мы участ­ни­ков и по­беди­телей меж­ду­народ­но­го ки­нофес­ти­валя «Пи­тер­КиТ» прош­лых лет.

26.08.2024

Студенты ГИКИТ посетили Академию «Меганом» в Крыму

В рам­ках об­ра­зова­тель­но­го за­ез­да ре­бята по­сеща­ли лек­ции от экс­пер­тов и соз­да­вали ме­ди­акон­тент.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»