Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

25.06.2020

Факультет дополнительного образования провёл онлайн-разговоры с известными мастерами кино

В мае и июне 2020 г. в рамках «Марафона бесплатных онлайн-лекций» факультет дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения провёл ряд встреч с выдающимися и признанными мастерами кинематографа – Виктором Мережко, Александром Сокуровым и Игорем Масленниковым. Разговоры получились полезными и принесли массу позитивных эмоций спикерам и участникам.

Дистанционные встречи позволили широкой аудитории подчерпнуть знания в области кино, в том числе и той части зрителей, которые находятся в других городах. Модератором онлайн-разговоров с профессионалами кинематографа выступила декан факультета дополнительного образования СПбГИКиТ Екатерина Сазонова. Главной темой стало кинообразование – как начинающему режиссёру пробиться в большое кино, как выбрать учебное заведение и мастера, какие личностные качества важны для успеха в кино? Каждый мастер получил множество вопросов от слушателей, связанных с его собственными работами, историей успеха и просьбы дать рекомендации тем, кто только пробует снимать своё кино или писать кинодраматургические произведения.

15 мая прошёл онлайн-разговор с Виктором Мережко – советским, российским сценаристом, кинорежиссёром, драматургом, писателем, актёром, телеведущим, заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом России. Будучи сторонником живого общения, он попросил участников встречи включить камеры и микрофоны.

Именно сценарий является фундаментом кинопроизведения. Виктор Иванович напутствовал молодым кинодраматургам, что при выборе профессии важно не отступать от выбранного пути и продолжать развиваться, преодолевая трудности:

– Кино и драматургия – это не только интуиция, но ещё и ремесло. Этой профессии необходимо учиться. Конечно, когда вы ремеслом овладеете по-настоящему, высшие силы начнут помогать вам складывать сюжеты и вы будете входить в те «миры», о которых сейчас даже не думаете.

Виктор Иванович пишет по пять-шесть страниц текста ежедневно для создания сценария. И сравнивает кинодраматурга с хорошим спортсменом, который если оставляет занятия спортом, то деградирует. Призвания недостаточно: необходимо овладевать профессией. Виктор Мережко рассказал о начале своего профессионального пути, первых успехах и отметил, что для успешного трудоустройства нужно пробиваться своим умом и упорством. Кино – это не только искусство, а ещё и идеология.
При написании сценария необходимо учесть многие факторы, грамотно продумать конфликты и характеры персонажей:

– При написании сценария, если вы на первых трёх страницах вы не завяжете конфликт, сюжет, то дальше ничего не получится, – отметил Виктор Мережко.

Однако мало придумать, важно ещё и правильно записать свои идеи. Какой сценарий востребован на современном кинорынке: литературный или «американский»? В учебных заведениях часто преподают оба вида, чтобы полноценно развить навыки будущих кинодраматургов. В мировом кинематографе распространена американская система записи сценария, которая строится по форме пьесы и содержит диалоги и обозначения ключевых действий героев. Однако Виктор Иванович записывает свои работы в форме литературного сценария. Многие из них изданы, потому что записаны в форме прозы, хотя являются драматургическими произведениями. Он пояснил, что в отличие от драматургии, проза не предусматривает конфликтных ситуаций. В завершение онлайн-разговора Виктор Иванович ответил на вопросы слушателей.

28 мая состоялся онлайн-разговор с Александром Сокуровым – известным российским режиссёром, народным артистом России, неоднократным лауреатом отечественных и международных кинофестивалей, мастером режиссёрской мастерской в СПбГИКиТ.

Самый частый вопрос задавали о том, будет ли Александр Николаевич набирать новых слушателей в мастерскую. К сожалению, ответ мастера категоричен: другой набор он не планирует, а новых слушателей в действующую мастерскую не принимает. При этом мастер открыт для диалога на публичных лекциях и мастер-классах, поэтому у всех желающих есть возможность перенять необходимые знания и опыт у признанного режиссёра:

– Всё зависит от желания человека, насколько страстно он хотел бы учиться. Я не случайно это слово использую, потому что это очень важно. Всякое обучение – сложное, режиссёрское и художественное учение – очень сложное. Поэтому страсть, и боль, и сила – если она в вас есть, вы преодолеете всё. Велико желание – не обращайте внимание ни на какие ограничения, ни на какие условности – идите и делайте то, что вы считаете нужным.

Размышляя о том, какую киношколу будущим режиссёрам выбрать, Александр Сокуров отметил, что высшие учебные заведения в отличие от коммерческих школ, дают более полную и основательную программу, несут общественно-профессиональную ответственность. При этом в первую очередь рекомендует абитуриентам слушать своё сердце, идти к тем педагогам и мастерам, которые им интересны.
Основная трудность для начинающих режиссёров, операторов, сценаристов заключается в получении доверия крупных кинокомпаний. Как правило, сотрудничество начинается с небольших денег и заказа на короткометражную или документальную кинокартину. Бывает и по-другому:

– Если ваш дипломный фильм или курсовой уже являет собой художественный убедительный результат, и вы можете после окончания вуза обеспечить себе хорошие контакты с продюсерскими силами, телевизионными структурами. Если Вы поработаете над сценарием и так далее, и так далее. В нашей мастерской, которая была в Нальчике, работать над сценарием своей будущей жизни начинали уже на четвёртом курсе. И после окончания института при готовности сценария мы получали гранты министерства культуры и можно было уже серьёзно работать. Но это только для тех, кто не ленив и хорошо, качественно работает и учится. Качественная работа и качественное обучение избавляет от тех трудностей, о которых мы говорим, – рассказал Александр Сокуров.

Мастер согласился с распространённым мнением, что кинооператорам проще начать карьеру, чем режиссёру. Ведь ответственность за оператора-дебютанта возьмёт на себя именно режиссёр. Помогает дебютировать и современная съёмочная техника, которая упрощает работу кинооператора. Многие при выборе для себя кинопрофессии размышляют о том, чтобы начать обучение самостоятельно, отказавшись от обучения в школах и вузах. Александр Николаевич поделился, что при самостоятельном становлении велик риск допустить много ошибок и замедлить своё развитие. Режиссёры-мастера помогают своим ученикам в становлении и жизненном, и профессиональном:

– Если у вас долговременные планы, вы хотите связать с режиссурой всю свою оставшуюся жизнь, это звучит, наверное, как-то громко, то нужно думать о формировании фундаментальных навыков и фундаментального умения. По традиции, которая существует в мировой культуре и искусстве, наибольшего совершенства достигают те, кто прошёл школу. Это касается живописи, литературы, архитектуры, то есть всего. Там, где за вашей спиной есть труд, школа и систематической обучение, систематическая работа, там всегда качество результата становится необратимым, – поделился Александр Сокуров.

Также Александр Николаевич ответил на вопросы, связанные с режиссурой, взаимодействием с коллегами на съёмочной площадке, работе над сценарием, поделился опытом режиссёра и педагога. При этом можно выделить основные качества, которые помогут освоить одну из самых востребованных профессий – быть трудолюбивым, образованным и открытым для восприятия нового опыта и инструментов выражения своих мыслей.

23 июня прошла творческая встреча с Игорь Фёдоровичем Масленниковым – кинорежиссёром, сценаристом, продюсером, народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии России, президентом петербургской студии «Троицкий мост», руководителем «Высших режиссёрских курсов» СПбГИКиТ, автором книг.

Игорь Масленников сразу предупредил участников встречи, что поставит эксперимент и постарается не использовать иностранные слова.

Размышляя на самый частый вопрос – как стать режиссёром и в каком возрасте лучше осваивать эту заманчивую кинопрофессию, мастер отметил:

– Режиссура бывает разная. Бывает режиссура диктаторская, когда человек придумывает свою конструкцию, фильм и категорически настаивает на том, чтобы сделать именно так и ни в коем случае по-другому, и ни на что не соглашается. Это способ кукольного театра, когда всё зависит от основного придумщика этого дела. Есть великие режиссёры, которые являются такими «диктаторами». Но я исповедую совсем другую режиссуру – консолидирующую, коллективную. Я считаю, что хорошие режиссёры, а у меня были хорошие учителя: Григорий Павлович Козинцев, Иосиф Ефимович Хейфиц, Юрий Александрович Товстоногов, это всё люди, которые умели организовать фильм, то есть собрать хорошую группу, собрать хороших актёров, заразить их этой идеей. И с тем, чтобы все поучаствовали в этом фильме старались сделать так, чтобы им казалось, что они тоже соучастники этого дела. Вот это с моей точки зрения самая симпатичная и приветливая режиссура, которая и даёт какие-то большие результаты. Основная режиссура как раз такая. С самого начала определись для себя – кем ты хочешь быть в этой профессии: диктатором или участником интересного, общего процесса.

Ремесло режиссёра непростое и требует многих умений. Режиссёр должен уметь разбираться в человеческих характерах, объяснить персонажа актёру, а также обладать литературными способностями в написании сюжета, создании в нём интриги. Игорь Фёдорович посоветовал не браться за сценарии, в которых нет живой истории и живых персонажей, потому что необходимы настоящие характеры и порекомендовал обязательно формулировать детали истории и финал до того, как начнутся съёмки.

В продолжение встречи мастер поделился наблюдениями, что в цивилизационном мире заканчивается эра печатных книг и начинается время цифровых технологий. Со времён Древней Греции театр являлся соборным зрелищем и объединял огромное количество людей, а впоследствии эту традицию продолжил и кинематограф, особенно во времена распространения широкоформатного кино. Сегодня же многие кинозрители смотрят фильмы на экране мобильных устройств, что является совершенно другой формой киноискусства. Клиповое и рекламное мышление сделали более востребованными короткометражные фильмы.

Игорь Фёдорович поделился историями создания своих фильмов, в том числе о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. А также подчеркнул, что для успешного кино необходимы ирония и юмор.

Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ благодарит каждого из мастеров за проведённые онлайн-разговоры и выражает надежду на продолжение образовательных бесед в стенах вуза!

Автор: Екатерина Гатаулина

Новости

06.02.2025

ГИКИТ стали партнером кинофестиваля в Горном университете

Представители ГИКИТ выступили партнёрами на внутреннем IX кинофестивале «Золотые молоточки» в Горном университете.

05.02.2025

В ГИКИТ откроется новая мастерская актеров музыкально-драматического театра и кино

В 2025 году курс в ГИКИТ набирают заслуженный артист РФ, актер театра и кино Евгений Александров и режиссёр, театральный педагог Даниил Эстрин.

04.02.2025

Кино ГИКИТ доступно на платформе «Ноль Плюс»

Анимационные фильмы студентов и выпускников кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма теперь доступны на платформе «Ноль Плюс»

03.02.2025

Студентка ГИКИТ возглавила информационную комиссию в Молодёжном парламенте Санкт-Петербурга

Студентка 3 курса направления «Реклама и связи с общественностью» ГИКИТ Дарья Кутузова стала руководителем информационной комиссии в Молодёжном парламенте Санкт-Петербурга при Законодательном собрании.

31.01.2025

2 февраля – День окончания Сталинградской битвы

2 февраля 1943 года завершилось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны – Сталинградская битва

30.01.2025

Форум «Красуйся, град Петров!» стартовал в Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге, в стенах киноконцертного зала ГИКИТ, взошла звезда 45-го Международного Анимационного Форума «Красуйся, град Петров!».

30.01.2025

ГИКИТ приобрел систему АНТИДРОН для бойцов СВО

На собранные студентами и сотрудниками ГИКИТ средства для бойцов СВО купили ценное оборудование

29.01.2025

В ГИКИТ прошли открытые мастер-классы для школьников

На факультете дополнительного образования ГИКИТ прошла серия профориентационных мастер-классов для детей и подростков. Гостями вуза стали ребята из школ Санкт-Петербурга.

28.01.2025

Разработка студента ГИКИТ – в полуфинале Всероссийского инженерного конкурса

Дипломный проект студента выпускного курса профиля «Аудиовизуальная техника» Тимофея Иванова вышел в полуфинал Всероссийского инженерного конкурса Минобрнауки РФ.

28.01.2025

Фильм выпускницы ГИКИТ «Вселение» отмечен на кинофестивале в Сербии

Режиссер Софья Чигирова получила специальное упоминание жюри, а оператор фильма Владислав Бурлака – награду за лучшую операторскую работу

27.01.2025

81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда: память о подвиге, который нельзя забыть

23.01.2025

В ГИКИТ наградили психологов-практикантов из вузов России

В ГИКИТ наградили лучших студентов-психологов из вузов России, проходивших практику на базе нашего института.

22.01.2025

2025: Год защитника Отечества - память, патриотизм и единство поколений

Министерство культуры России поддержало инициативу президента, объявив тему «Герои» для акции «Ночь музеев». Наш вуз активно будет реализовывать патриотические проекты, выставки, мероприятия, включая проект «Лики Победы», и проект «Молодежный музейный центр «Ленинград»».

22.01.2025

Студенты мастерской Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой защитили первые курсовые

12 первых курсовых проектов второкурсников мастерской режиссуры игрового кино Татьяны Мельниковой и Антона Сиверса успешно прошли защиту.

21.01.2025

Девять курсовых фильмов мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина успешно прошли защиту

У третьекурсников кафедры режиссуры игрового кино прошла защита первых курсовых фильмов. Один из десяти проектов отправлен на доработку.

20.01.2025

Актеры первого курса показали творческий «Процесс»

Студенты ГИКИТ мастерской народной артистки РФ Анны Алексахиной сдали зачет по актерскому мастерству.

20.01.2025

АНО "АВТОР" объявляет об изменениях в социальных программах "+1" и "Путь в кино"

17.01.2025

Студент ГИКИТ – в финале «Art masters»

Студент кафедры продюсирования кино и телевидения мастерской Надежды Сабельниковой Кирилл Копырин прошел в финал всероссийского чемпионата творческих компетенций.

16.01.2025

Фильм «52 герца» получил главный приз премии «Мурманская волна»

Премия «Мурманская волна» вручена фильму «52 герца» на кинофестивале «Северный Характер». Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова приветствовала гостей и участников.

16.01.2025

Медийщики из Якутии проходят обучение в ГИКИТ

Сотрудники якутской телерадиокомпании  «Саха» проходят обучение на факультете дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

15.01.2025

В ГИКИТ обучают ораторскому искусству работников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий ГИКИТ Арина Маркова провела мастер-класс по основам публичных выступлений для сотрудников прокуратуры со всей России.

14.01.2025

Студент ГИКИТ снял фильм о крупнейшей лавандовой плантации в Китае

Студент кафедры кинооператорского искусства, мастерской Николая Волкова и Сергея Ландо, Олег Фрига  принял участие в международной кинолаборатории «Looking China», в рамках которой снял документальный фильм о самой большой плантацией лаванды в Китае.

14.01.2025

Фильм ГИКИТ «Соколики» – победитель номинаций фестиваля «КиноКот»

Документальная картина преподавателя и выпускницы ГИКИТ Юлии Макаровой победила в двух номинациях международного фестиваля «КиноКот».

13.01.2025

С начала года на киностудии «Ленфильм» сняли четыре проекта студентов ГИКИТ

Учебная киностудия ГИКИТ продолжает работу на «Ленфильме». Съемки в павильонах известной киностудии стартовали с начала учебного года

13.01.2025

Более сотни жителей Ульяновской области увидели лучшие фильмы фестиваля «ПитерКИТ» 2024

В преддверии Международного дня кино Ульяновская область стала площадкой для демонстрации лучших работ первого этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

10.01.2025

Преподаватель ГИКИТ Наум Аврунин получил премию имени Дзиги Вертова

Преподаватель кафедры операторского мастерства ГИКИТ, режиссёр документального кино Наум Аврунин был удостоен почетной премии имени Дзиги Вертова за книгу «Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда».

09.01.2025

Студенты ГИКИТ – призеры регионального видеоконкурса «Наука: прошлое, настоящее, будущее»

Диплом III степени получили студенты группы 1334 направления «Радиотехника» Давид Султаниязов и Тимофей Павлов за ролик об отечественном языке программирования «Корсаков»  

28.12.2024

Проект «Молодежный музейный медиацентр «Ленинград» — победитель Всероссийского конкурса

Проект признан лучшим на Всероссийском конкурсе лучших практик реализации молодежной политики среди вузов России.

28.12.2024

Виктор Пестриков пополнил фонды Центрального музея связи

Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения передал из личной коллекции в дар аппаратурным фондам Центрального музея связи имени А.С. Попова радиоприемник "Ленинград"

28.12.2024

Состоялась церемония награждения сотрудников по итогам уходящего года

В преддверии 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали представителей коллектива за успехи в уходящем году

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен