23.04.2020
Как проходит дистанционное обучение на факультете дополнительного образования?
С 4 апреля 2020 года для санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации наш вуз перешёл на дистанционную форму обучения. Перед педагогами и техническими специалистами встала непростая задача в короткие сроки организовать обучение для большого количества студентов, слушателей и абитуриентов с максимальным сохранением качества образования. Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ перевёл на дистанционное обучение курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подготовительные курсы для абитуриентов и детей – это более 500 слушателей и 20 педагогов!
Ежедневно на факультете дополнительного образования проходит от 5 до 11 дистанционных занятий на курсах для взрослых, детей и абитуриентов! Дистанционные занятия проводятся сразу на нескольких платформах – в зависимости от специфики курса это может быть Moodle, «Мираполис», Zoom, Skype и другие. Во многом учебный процесс идёт схоже с очными занятиями – участники вебинаров и видеоконференций общаются в режиме реального времени, смотрят фильмы, презентации, иллюстрации, общаются в чате и обмениваются файлами. Сотрудники факультета дополнительного образования при необходимости оказывают дистанционную техническую поддержку преподавателям и слушателям, постоянно находясь на связи.
Несомненно, даже передовые технологии не способны заменить живого обучения, а некоторые дисциплины невозможно преподавать дистанционно. Факультет дополнительного образования делает всё возможное, чтобы продолжать обучение и поддерживать высокий профессиональный уровень знаний, навыков и качество выполняемых работ. Преподаватели приложили все усилия и адаптировали методики преподавания под новый формат занятий, чтобы проводить занятия максимально эффективно.
Сергей Варцан, доцент кафедры звукорежиссуры СПбГИКиТ, преподаватель дисциплины «Звуковое решение фильма» на курсе профессиональной переподготовки итальянского режиссёра Массимо Гульельми «Режиссёрский курс "Filmmaking". Интенсив» отметил, что в вузе парадигма обучения строится на принципе мастерских, в которых мастера передают свой опыт и знания студентам во время интенсивного общения с ними в учебных аудиториях, на съёмочных площадках:
– Такая метода предполагает общение «глаза в глаза», передачу опыта из рук в руки, а дистанционное обучение этот эмоциональный контакт, который необходим между преподавателем и студентом, образует частично. Я с нетерпением жду, когда смогу общаться со слушателями непосредственно в аудитории и вести с ними живой диалог. Искренне желаю нам всем, чтобы как можно скорее мы вернулись к очному обучению в стенах Института.
На подготовительных курсах для абитуриентов ребята онлайн готовятся к поступлению в творческие вузы на различные специальности – от режиссуры до графического дизайна. Вместе с преподавателями они изучают основы выбранных направлений обучения и составляют творческие папки, которые потребуются на вступительных испытаниях. Артём Антонов, педагог подготовительного курса для абитуриентов «Режиссура игрового, неигрового- и телефильма» поделился, что дистанционное обучение проходит хорошо:
– Такая форма проведения теоретических занятий и многих практических ничуть не мешает. Мы общаемся с ребятами в режиме видеоконференции, точно также изучаем и наглядные материалы в виде презентаций, фрагментов из фильмов – через ссылки или демонстрацию «рабочего стола» компьютера. Точно также, как и в аудитории, на очных занятиях, ребята присылают в чат и зачитывают свои сценарии, рецензии, автобиографии для творческой папки, мы их разбираем, обсуждаем в режиме «онлайн». В целом, мне было достаточно легко адаптироваться под такой формат, и абитуриентам тоже – они ведь ребята молодые!
В это сложное для образовательных учреждений время неравнодушные педагоги института на базе факультета дополнительного образования для всех желающих больше узнать о кинематографе организовали «Марафон онлайн-лекций СПбГИКиТ» о выдающихся режиссёрах, кинодраматургии и многих других аспектах искусства кинематографа.
10 апреля заведующий кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ, доктор искусствоведения, профессор Светлана Мельникова открыла марафон, прочитав интереснейшую лекцию «Читаем Чехова вместе»:
– Это материал для студентов по анализу пьесы. Именно так мы разбираем с ними произведения мировой драматургии. Я намеренно снимаю хрестоматийный налёт, который существует практически у каждого, а потом мы углубляемся собственно в текст и вместе совершаем подлинные открытия. В соцсетях я получила массу отзывов и просьб о продолжении. Просят почитать вместе и «Чайку» Чехова, и Шекспира, и Вампилова. Люди соскучились по неспешному, вдумчивому чтению-исследованию, которое помогает нам приблизиться к пониманию смыслов, стать чуточку выше и полнее мыслями и чувствами.
Светлана Мельникова неоднократно читала вебинары для самых разных слушателей на факультете дополнительного образования. При этом у дистанционного образования есть своя специфика:
– Специфика любого вебинара определена тем, что мы не видим глаз наших студентов, не ощущаем их реакции. Ведь сила педагогов по творческим дисциплинам – в личном взаимодействии со студентами, в действенном обмене энергией, в создании уникальной творческой атмосферы, в которой рождаются настоящие открытия. Каждый из нас находит свой способ модификации энергетических каналов, по которым мы посылаем нашим слушателям знания и транслируем навыки. У меня нет проблем с общением через экран – я словно «вижу» студентов и по-своему чувствую их. Когда в чате приходят вопросы либо замечания по ходу дела, с одной стороны, это сбивает меня с мысли, с другой – это та самая обратная связь, без которой наша деятельность бессмысленна. Поэтому надо учиться находить разумный баланс в этом направлении. И я тоже учусь со всеми моими педагогами, мы нередко обмениваемся мнениями по поводу новых приёмов и разумных правил работы онлайн.
Для некоторых преподавателей СПбГИКиТ проведение онлайн-лекций прошло впервые. Так в рамках «Марафона онлайн-лекций СПбГИКиТ» 17 апреля доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии СПбГИКиТ Нина Морщагина (Ефремова) прочитала лекцию «Product-placement: мифы и реальность»:
– Это моя первая онлайн-лекция, и мне очень понравился полученный опыт! Первые полчаса я рассказывала материал ноутбуку, немного не понимая, кто мои слушатели и как они воспринимают материал, но как только по ходу лекции я стала получать вопросы от участников в чате, мне стало комфортно и понятно, что интерес к теме лекции у аудитории огромный! Бесконечна благодарна факультету дополнительного образования, организовавшему марафон, а также всем слушателям, стремящимся узнавать новое и работать над собой. Очень надеюсь на новые подобные лекции в этом формате!
Нина Морщагина (Ефремова) рассказала, что руководство института в последние годы уделяло огромное внимание подготовке преподавателей к дистанционному обучению, поэтому переход оказался плавным и эффективным. При этом необходимо привыкнуть к новой форме обучения:
– Традиционные занятия проходят с живой обратной связью, когда ты понимаешь где уточнить, какой пример привести. К дистанционному обучению необходимо подготовиться не только методически, но и морально. Приходится уделять внимание на осознание реакции со стороны студентов. Мне кажется, результативнее проходят занятия с группами, с которыми мы уже знакомы. С незнакомыми студентами требуется больше времени на установление взаимного доверия для изучения дисциплин.
Оставаясь ориентированным на самые востребованные профессии медиаиндустрии, даже в условиях общей самоизоляции факультет разрабатывает и запускает новые курсы. В середине апреля начался курс повышения квалификации «Производство аудиовизуальной рекламы», который ведёт Евгений Малков, режиссёр и продюсер рекламных видеороликов и фильмов, автор телепередач на Би-би-си, до конца апреля будет продолжаться «Марафон онлайн-лекций СПбГИКиТ». А уже в мае к запуску готовится курс повышения квалификации «Использование медиаобразовательных средств и телекоммуникационных технологий для дистанционного обучения в творческом вузе» для людей предпенсионного возраста, чтобы помочь им в освоении последних инструментов дистанционного образования. Также разрабатывается и готовится к набору ряд новых дистанционных курсов для детей и подростков.
Факультет дополнительного образования выражает признательность и благодарность преподавателям нашего вуза, которые ведут дистанционные занятия и всегда остаются поддержкой для своих слушателей. Именно благодаря им будущие режиссёры кино, режиссёры анимации, операторы сохраняют позитивный настрой и продолжают постигать кинопрофессии, а абитуриенты – готовиться к поступлению в творческие вузы.
Текст: Екатерина Гатаулина