12.12.2019
В СПбГИКиТ прошел творческий проект по 3D анимации от Майкла Махи
С 13 по 17 ноября в рамках соглашения между Французским Институтом при Посольстве Франции в России и СПбГИКиТ состоялся краткосрочный международный творческий проект с участием студентов и преподавателей СПбГИКиТ, включающий конференцию, творческую встречу и 3-х дневный мастер-класс эксперта в области 3D анимации Майкла Махи (Michael Mahy) - представителя французской анимационной студии TeamTO.
TeamTO (www.teamto.com) известна зрителю по анимационным фильмам и сериалам "Махни крылом" (Yellowbird), "Бешеные кролики" (Rabbids Invasion), "Оазис Оскара" (Oscar's Oasis), "Проказник Энджело" (Angelo Rules), "Зверопорт" (Hazentem international). Со стороны института работу проекта обеспечивали начальник управления международных связей Константин Францевич Гласман, старший преподаватель кафедры телевидения Евгения Николаевна Гриненко, доценты кафедры компьютерной графики и дизайна Михаил Васильевич Коновалов, Александр Петрович Тарасенко.
Конференция открылась лекцией французского аниматора, обзорно представившего тенденции современной художественной анимации, особенности производства полнометражных фильмов и анимационных сериалов (одного из основных направлений деятельности студии TeamTO), производственный процесс анимационного фильмопроизводства с разных точек зрения: режиссёра, студии-контрактора, аниматора и контролёра. Каждый из них видит этот процесс по-своему, и только зритель не догадыватся обо всём объёме работы, предшествующем выходу фильма на экраны. На конкретных примерах, прошедших через производственный цикл студии, с демонстрацией рабочих материалов, лекционный обзор представлял для студентов-аниматоров особенный практический интерес.
В ходе конференции, на кафедре компьютерной графики и дизайна три полных рабочих дня с 10 утра до 18 часов вечера были отведены практическому пошаговому мастер-классу под руководством практикующего специалиста студии мирового уровня. В текущей должности контролёра анимации на студии TeamTO, Michael Mahy как никто другой понимает значимость художественных составляющих движения анимационного персонажа. От них зависит, идёт ли анимированная модель в дальнейшее производство или возвращается на переделку. При работе с анатомической моделью в среде ПО Autodesk Maya, установленного на кафедре компьютерной графики и дизайна по академической лицензии, подчинение программного инстументария художественной задаче составляет своеобразный симбиоз техники и художества. Аниматор становится чем-то средним между кукловодом и художником-фазовщиком, а интерфейс программной среды формирует навыки специалиста с мышлением инженера и восприятием художника.
Программа конференции и мастер-классов включала в себя основные последовательные этапы практической этюдной работы:
1. Структурные основы анимационного инструментария Autodesk Maya;
2. Анимация физического тела. Сжатие и растяжение. Преувеличение. Приёмы работы с анимационным инструментарием.
3. Система контроллеров (rig) анатомического персонажа. Прямая и обратная кинематика. Разновидности скелета.
4. Классический цикл бега в трёхмерной сцене. Ключевые фазы и приёмы построения анимационного движения.
5. Опорное движение персонажа. Цикл ходьбы, характер походки, приёмы работы со скелетной моделью.
6. Использование компоновок. Блокинг. Дополнительное действие. Построение характерного движения анатомического персонажа.
Непрерывный трёхдневный мастер-класс был нацелен на практическое применение навыков персонажной анимации в формате поточного студийного конвейера под постоянным контролем мастера. Недостаточно было только "попробовать": к следующему этапу работы участники мастер-класса переходили по получении практического результата по предыдущему этюдному заданию.
15 ноября состоялась расширенная творческая встреча французского мастера со студентами специальности "Графика", направлений подготовки "Дизайн", "Телевидение", "Радиотехника", сотрудниками кафедр, руководством СПбГИКиТ и представителями Французского Института. Общий мотив встречи – язык экранного движения как выразительное средство, не требующее перевода и интерпретации в родственной культурной среде. По окончании встречи студенты разных специальностей обступили французского гостя, задавая иногда неожиданные вопросы как практического, так и общефилософского характера. Анимация как труд или увлечение, работа как призвание или наработанная квалификация, пути развития современной студийной анимации и перспективы работы по контракту – наших студентов интересовало всё связанное с их профессией, и каждый получил не только ответ, но и практические ободряющие советы. В беседе с коллегами-преподавателями также нашлось много общих тем. Отмечено много перекликающихся приёмов работы и сходное восприятие современной коммерческой и авторской анимации.
По итогам конференции отмечены следующие результаты:
- Обмен практическим опытом с практикующим аниматором международного класса оценён всеми участниками конференции как чрезвычайно полезный для профессионального роста будущих специалистов.
- Поэтапный мастер-класс вызвал особый интерес у студентов профильных специальностей.
- Все участники мастер-класса получили практические результаты по всей сквозной программе этюдных заданий.
- Отмечена несомненная польза проекта в формате многодненвной практической программы. От участников получены многочисленные предложения сделать такие проекты регулярными.
М.В. Коновалов, доцент кафедры компьютерной графики и дизайна