19.11.2019
Прошёл мастер-класс режиссёра Николая Хомерики об опыте работы на съемочной площадке
15 ноября российский режиссёр Николай Хомерики, снявший 16 фильмов, в том числе фильм-катастрофу «Ледокол» и психологический триллер «Селфи», на площадке ЛОФТ провел мастер-класс, где рассказал о своём режиссёрском опыте, о том, как работать с актёрами, о разнице режиссерского и продюсерского подходов к созданию фильма
Прежде чем стать режиссером, Николай Хомерики работал бухгалтером на заводе Coca-Cola, а свободное время проводил в музее – кино, где и влюбился в кинематограф. Оставив бухгалтерию, Хомерики поступил сначала на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а окончив их, уехал по стипендии учиться во французскую национальную киношколу La Fémis. Первая же полнометражная лента «977» стала единственным российским фильмом, попавшим в 2006 году в Канны на конкурс «Особый взгляд». Получила главный приз фестиваля «Окно в Европу». Не меньший успех ожидал и следующие его работы, отмеченные наградами фестивалей, прочно закрепив за ним известность, как образцового режиссера, снимающего пресловутое «кино не для всех». В последние годы участник Каннского кинофестиваля, снимает зрительское кино, фильмы, ставшие культовыми.
Отвечая на первый вопрос, в чем заключалась его роль в работе над фильмом «Девятая» - учитывая, что фильм, коммерческий, а не авторский. Хомерики рассказал:
– В продюсерском кино важно понимать: на первом месте стоит задача максимально реализовать идеи продюсера. Продюсерские жанровые истории отличаются слабостью сценария. Если продюсеры не до конца испорчены, то они позволяют режиссёру что-то менять в сценарии. Задача режиссёра в жанровом продюсерском кино — воплотить замысел продюсера так, чтобы зрители смотрели с интересом и, чтобы в итоге получилось то, что было задумано продюсерами. Режиссёр делает свои авторские оттенки. Но магистральная задача — никого не обмануть и если тебя попросили снять триллер, то снять триллер, если тебя попросили снять фильм про ледокол — то снять фильм про ледокол.
Рассуждая о разнице авторского и продюсерского подходов к созданию кино, Николай отметил, что в авторском кино нужно выражать себя, пытаться отразить то, что тебя беспокоит, потому что зритель чувствует обман. Начинающие режиссеры как правило, грешат тем, что пытаются снимать то, что не имеет к ним отношения. Этот синдром первого курса надо убивать на корню, советует режиссер. К полету же фантазии можно приходить уже к пятому курсу, где в свои переживания можно будет добавить какой-то неожиданности. Идеальный сценарий для авторского фильма — это тот, где заложены ситуации, которые я сам прожил или увидел со стороны. В авторском кино нет такой проблемы, как переваривание того, что кто-то другой написал в сценарии. Потому что, когда ты написал всё сам, каждая сцена тобой выстрадана.
В ходе беседы была затронута тема выбора артистов, работа с ними. Что касается актеров, то как считает Николай, надо стремиться брать не звезд, а людей, близких тебе по духу, которые понимают режиссерский замысел. У Хомерики свой подход в выборе артистов. Он не проводит банальные кастинги, где требуется указать возраст, вес, рост, цвет глаз и т. п., а старается дать возможность артисту раскрыться, например, рассказав о своем детстве. Кастинг — это 90 процентов успеха в работе, потому что если ты выбрал не того человека на роль, то он может быть хоть сто пядей во лбу, ты не достигнешь того, чего надо, считает режиссер. Далее Хомерики рассказал об атмосфере, в которой артист раскрывается. Подходы здесь у всех режиссеров разные, необходимо, чтобы артист чувствовал заботу о нем, что он — главный.
На вопрос о том, как начать карьеру, как избежать ошибок, что главное для молодого режиссера - Хомерики посоветовал снимать кино. Снимать каждый день, даже с телефонов — уже в этих кадрах будет видна авторская интонация и работа с артистом. Главное — накрутить опыт.
Аудиторию интересовало будет ли следующая работа режиссёра авторским фильмом или он продолжит снимать коммерческие картины. Гость ответил, что его новый проект будет зрительским фильмом на спортивную тему.
Творческий вечер завершился аплодисментами. Студенты поблагодарили гостя за интересную и содержательную беседу. По традиции, Николай Хомерики оставил свой автограф на стене ЛОФТа.
Служба информации СПбГИКиТ