Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

14.10.2019

Уверенная позиция сценарной школы СПбГИКиТ на мировом конгрессе

С 7 по 11 октября 2019 года впервые в России прошел конгресс интернациональной ассоциации школ кино и телевидения CILECT 2019. Эта международная организация была основана в Каннах в 1954 году. На сегодняшний момент она включает в себя 180 киношкол из 65 стран, объединяющих более чем 9 тысяч педагогов, которые ежегодно обучают около 55 тысяч студентов. CILECT  стремится развивать и продвигать новейшие стандарты образования, исследования и формы обучения кино и телевидения путем создания и организации международных и региональных форумов для обмена художественными, педагогическими, методологическими и управленческими практиками всех своих членов.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), который давно и плодотворно сотрудничает с CELECT,   в этом году в Москве представляла кафедра драматургии и киноведения. В рамках научной секции, посвященной новейшим преподавательским методикам сценарного и режиссерского мастерства, П.М. Степановой, которая руководит магистерской программой по направлению подготовки «Драматургия», был представлен доклад «Структурные построения восточных теорий развития действия как новое поле для создания сценария».

Модераторами секций выступили всемирно известные деятели кино: Герман Ван Эйкен - кинематографист, получивший множество наград и имеющий опыт работы в области написания сценариев, продюсирования и режиссуры, и Рауль Лопес Эчеверриа,  являющийся представителем UG в FEISAL (Федерация исламских и американских латиноамериканцев), писатель, режиссер и редактор, лауреат Нью-Йоркского международного кинофестиваля «The Door» и кинофестиваля Biarritz Amérique Latine (Доминго) и др.

Научную часть конференции «Dramaturgy & Media. Сhallenges& prospects of interaction» («Драматургия и медиа. Проблемы и перспективы взаимодействия») открыли  хедлайнеры: киносценарист и опытный педагог Ю. Н. Арабов с докладом «Антиформат: Современность и перспективы», а также  Л. Манович, один из лидеров теоретический цифровой культуры, с  докладом «Как посмотреть один миллион фильмов». В 2014 году этот лектор был включен в знаменитый список «50 наиболее интересных людей, строящих будущих».

Среди докладчиков - Юй Ран, доцент факультета телевидения Китайского университета связи, председатель «Лаборатории Студий Теней» и координатор «Программы международных семинаров профессоров». Именно он был награжден премией «CILECT Teaching Award 2019 - Многообещающий молодой учитель»; Ник Пауэлл, создавший Virgin Records с Ричардом Брэнсоном. За десять лет из небольшой компании им удалось вырасти в организацию с многомиллионными оборотами. В то время как Ник был директором известной британской Национальной школы кино и телевидения (NFTS), студенческие фильмы, созданные под его руководством, получили многочисленные премии BAFTA и номинации на премию Оскар. Бывший председатель Европейской киноакадемии, кинокомитета BAFTA и Chevalier dans lordre des arts et Lettres., а также многие другие.    Как видно, участники конгресса известны и влиятельны во всем мире.


И в этом контексте доклад доцента нашего института прозвучал не просто весомо, но оригинально и  инновационно. Он был посвящен взаимодействию сценарных структур разных культур. В российской практике и теории создания драматургического произведения (пьесы или сценария) основой становится структура, обозначенная в «Поэтике» Аристотеля. На этапах производства фильмов и сериалов в современной практике доминируют разработанные американскими исследователями структурные построения, например, парадигма С. Филда, пятичастная структура Р. Макки, «путешествие писателя» К. Воглера. Интернет-культура максимально расширяет рамки восприятия современного зрителя. Возможность увидеть практически любой визуальный контент из любой точки мира почти сразу после официальной премьеры создает поле новых коммуникаций и ставит проблемы взаимодействия различных драматургических структур. И зритель, и создатель кинопроизведения обретают опыт межнациональных и межкультурных связей, драматические структуры начинают меняться под воздействием различных «структур мышления».

Именно поэтому учить сценарному мастерству, опираясь только на аристотелевский аппарат через американские трактовки, сейчас уже недостаточно. Важным в процессе обучения сценарному мастерству может стать изучение и использование на практике маркеров других драматургических теорий существующих в мире. Отличные от Аристотеля индийская «Натьяшастра», китайский трактат «Истоки грушевого сада» и японский текст «Предание о цветки стиля» содержат не только новые для сценариста приемы, аспекты проблематики и структуры развития действия, но помогают точнее понять уже созданные в восточной культуре фильмы. Слияние и взаимопроникновение российской, европейской, американской и восточной теории драматического развития может стать уникальным плацдармом для формирования новых структурных и жанровых аспектов в современной практике написания сценария.

В этом смысле выступление представителя СПбГИКиТ  было  признано абсолютно новаторским. После доклада модераторы  выразили удивление по поводу того, что подобные методы и способы создания драматургической конструкции возможны в принципе, и оценили оригинальность подхода, предъявленного в докладе доцентом Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Доклад вызвал также позитивные отклики многоуважаемой аудитории и интерес у многих ученых мира: так, Юй Ран (Китай)  с удивлением узнал о том, что структура китайской драматургии не просто учитывается, но продуктивно используется Санкт-Петербургской школой. А Ник Пауэлл признал, что подобный подход он встречает впервые и хотел бы поподробнее с ним ознакомиться для дальнейшего внедрения в собственную практику.

На конгрессе прозвучала мысль о том, что данная теоретическая основа,  оригинальная и инновационная по своей сути, уже успешно претворена в процессе реализации основных образовательных программ «Драматургия», а также многих других  в СПбГИКиТ:  именно так обучаются студенты в  творческих мастерских в рамках проектного подхода, реализуемого в нашем институте последние семь лет, что уже дает практические плоды.

И вот один лишь пример. Выполненный с использованием восточных структур сценарий студента-драматурга Р. Вербило лег в основу фильма «Мадожа» в постановке студентки-режиссера А. Буава. К съемочной группе после удачно проведенных питчингов присоединились студенты – будущий звукорежиссер Е. Завгороднев, оператор А. Рыженков, группа продюсеров. В главных ролях выступили будущие актеры мастерской Л.П. Мозгового В. Гудкова, А. Подколзин, А. Башкирова, В. Евтухов. В результате фильм, созданный усилиями студентов всех кинематографических специальностей и направлений подготовки,  стал лауреатом  известного Международного кинофестиваля «Global India International Film Festival»…

Участие нашего докладчика в Конгрессе интернациональной ассоциации школ кино и телевидения CILECT укрепило позиции СПбГИКиТ как современной, инновационной и востребованной школы подготовки будущих кинематографистов.

С.И. Мельникова, зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор,
Н.Н. Шибаева, доцент кафедры драматургии и киноведения.

Новости

28.04.2025

В ГИКИТ прошел конкурс талантов "Открытая сцена"

Студенты ГИКИТ и КВТК представили на суд жюри более 30 номеров в 10 номинациях.

25.04.2025

В ГИКИТ подвели итоги XIV Всероссийского конкурса медиаконтента MEDIAКИТ

В малом киноконцертном зале ГИКИТ состоялась церемония награждения победителей и призеров номинаций конкурса MEDIAКИТ.

24.04.2025

В ГИКИТ стартовал XIV Всероссийский конкурс “MEDIAКИТ”

24 апреля в малом киноконцертном зале ГИКИТ прошло торжественное открытие XIV Всероссийского конкурса медиаконтента “MEDIAКИТ”.

24.04.2025

К Юбилею мастера. "Сад" Сергея Овчарова: комедия сквозь слезы или трагедия в маске?

В преддверии юбилея режиссёра Сергея Овчарова невозможно обойти вниманием его творчество, пронизанное духом русской идентичности и фольклорной традиции.

23.04.2025

Герою нашего института: с Днем Рождения, Сергей Самков!

Поздравляем.

22.04.2025

В ГИКИТ подвели итоги «Недели науки и творчества – 2025»

В этом году в Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых участие приняли более 300 молодых исследователей со всего мира.

22.04.2025

VI Международный форум-фестиваль "Интеллектуальная собственность для будущего"

Наш институт готовится стать центром притяжения для специалистов в области интеллектуальной собственности (ИС) и молодых ученых.

22.04.2025

Масштабный телепроект объединил студентов и кафедры института: от спектакля до экрана

В институте успешно завершился масштабный проект, объединивший усилия нескольких кафедр и студентов разных направлений для создания двух уникальных телеверсий спектаклей. Проект стал ценным опытом творческого взаимодействия, продемонстрировав потенциал института в создании качественного телевизионного контента.

21.04.2025

Балтийский культурный форум 2025: сохраняя память о Победе

Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова рассказала о вкладе вуза в годы Великой Отечественной войны.

21.04.2025

80-летие Великой Победы – главная тема Международной конференции  кафедры драматургии и киноведения

     В рамках Недели науки-2025 кафедра драматургии и киноведения организовала и провела две международных научно-практических конференции. Одна из них была посвящена великой дате – 80-ти-летию Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2025

В ГИКИТ прошла игра «Что? Где? Когда?», посвященная 80-летию Великой Победы

 

В интеллектуальной битве сошлись девять команд студентов и преподавателей

18.04.2025

Неделя Якусткого кино на «Ленфильме»

С 22 по 26 апреля на «Ленфильме» пройдет неделя Якутского кино, организованная при поддержке Постпредства Якутии при Президенте России и кинокомпании «Сахафильм» ко Дню Республики Саха (Якутия).

17.04.2025

«Тихие шедевры» заговорят в РОСФОТО: Институт кино и телевидения представляет программу немого кино

Погрузитесь в чарующий мир немого кино! РОСФОТО и ГИКИТ представляют программу «Тихие шедевры немого кино». Редкие и значимые картины 1910–1920-х годов откроют вам истоки кинематографического языка и революционные приемы, актуальные и сегодня. Не пропустите путешествие во времени!

16.04.2025

Лучшие короткометражки Института кино и ТВ (ГИКИТ) покажут в «Большом эфире»

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (ГИКИТ) и крупнейший в России оператор спутникового телевидения «Триколор» стали партнерами.

16.04.2025

Второй день "Недели науки и творчества - 2025" в ГИКИТ: тренды, навыки и креатив!

Насыщенная программа, интересные доклады и инновационные проекты!

15.04.2025

ГИКИТ на Российском венчурном форуме: инновации и молодежное предпринимательство в креативных индустриях

Преподаватели и студенты института приняли активное участие в XIX Российском венчурном форуме в Казани, представив свои разработки и поделившись опытом в сфере инноваций и молодежного предпринимательства.

15.04.2025

В ГИКИТ стартовал форум «Неделя науки и творчества - 2025», объединившая экспертов из разных стран

Открытие форума.

14.04.2025

«СЛЕДУЮЩИЙ!»: Молодое кино на престижном фестивале

В этом году, в рамках программы "New Russians", зрителям будет представлена картина "СЛЕДУЮЩИЙ!" – результат кропотливой работы талантливой команды выпускников Высших режиссёрских курсов.

11.04.2025

Ежегодный вечер встречи выпускников факультета медиатехнологий

5 апреля 2025 года прошла традиционная встреча выпускников прошлых лет факультета медиатехнологий.

11.04.2025

"Планета" фильм о переосмыслении на ММКФ

Вдохновленный советским новатором Павлом Клушанцевым, главный герой в исполнении Сергея Гилева пытается воссоздать его уникальные кинематографические технологии. Это не только художественное высказывание, но и оммаж пионеру кинонауки от талантливых выпускников, уже заявивших о себе на "Кинотавре".

11.04.2025

Мастер-класс от генерального директора ООО "Кинокофорт": Кинотеатры нового поколения

Мастер-класс "Кинотеатры нового поколения" от генерального директора ООО "Кинокофорт" Сергея Пуськова!

10.04.2025

Главное – сохранить своё ощущение: Интервью с Владимиром Бортко

Накануне старта режиссерской мастерской в ГИКИТ мы поговорили с мэтром о том, как сохранить индивидуальность в творчестве, зачем нужно режиссеру собственное мнение и чему он собирается научить новое поколение кинематографистов. Откровенный разговор с человеком, чьи работы стали частью нашей культуры.

08.04.2025

Представители ГИКИТ приняли участие в пресс-конференции в ТАСС ко Дню Российской анимации

Заведующая кафедрой режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ Ольга Ефимова, заместитель заведующего Антон Кальченко, доценты кафедры Ольга Рыбалко, Станислав Гайлюнас и Ирина Литовская ответили на вопросы журналистов о тенденциях в отечественной анимации.

08.04.2025

Студенты института развивают инновационные проекты при поддержке индустриального партнера

В Студенческом конструкторском бюро (СКБ) кипит работа над инновационными проектами.

08.04.2025

Госфильмофонд России: сотрудничество и взаимодействие с Институтом кино и телевидения. Уникальная практика студентов.

Студенты-киноведы прошли практику в главном фильмохранилище России, получив уникальные навыки и опыт работы с редкими фильмами и киноматериалами. Госфильмофонд проявил максимальное внимание к практикантам, а сотрудники научного отдела делились знаниями и опытом.

07.04.2025

Победа доцента ГИКИТ на юбилейном кинофестивале "Мир знаний"

Доцент Санкт-Петербургского ГИКИТ, кинорежиссёр Николай Макаров получил диплом Международного кинофестиваля "Мир знаний" за фильм "Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии".

07.04.2025

ГИКИТ и Институт бизнеса БГУ подписали Меморандум о взаимоподдержке

ГИКИТ и Институт бизнеса БГУ объединяют усилия в сфере медиакоммуникаций и бизнеса! Подписанный меморандум открывает новые горизонты для обмена знаниями, совместных исследований и развития образования в России и Беларуси. Узнайте, какие возможности ждут преподавателей и студентов двух ведущих вузов!

04.04.2025

Студенты и преподаватели ГИКИТ приняли участие в Балтийском просветительском марафоне

Наряду с представителями других вузов они обсудили значимость наставничества, искусства и волонтерства, а также узнали о социальных проектах компании LG.

02.04.2025

Студентки ГИКИТ – финалисты Всероссийского конкурса «Лучник Future»

1 апреля две команды второкурсниц направления «Реклама и связи с общественностью» представили наш вуз на публичных защитах решений кейсов Всероссийского конкурса студенческих команд «Лучник Future» в Общественной палате РФ в Москве

01.04.2025

В ГИКИТ выбрали «Мистера и Мисс Студенчество 2025»

Звание «Мистера Студенчество - 2025» получил Артур Авару, (КВТК, 2 курс, Театральная и аудиовизуальная техника), «Мисс Студенчество - 2025» стала Владислава Кабыш, (ФМТ, 2 курс, Телевидение)

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен