04.06.2019
Киноактеры из СПбГИКиТ – уже реальность!
Четыре года назад в нашем институте состоялся первый набор на актерскую специальность. Риск был, поскольку в Петербурге немало учебных заведений, готовящих актеров и имеющих большой опыт в этом серьезном деле. Но и резон был: в институте, в котором рождается кино и где готовят будущих профессионалов для кинематографии и телевидения, непременно должны были появиться свои актеры
Сказать легко – сделать трудно. Обучение актера напрямую связано с педагогической командой, с творческой мастерской и ее руководителем. Это почетное, но очень ответственное дело Институт доверил заслуженному артисту России, советскому и российскому актёру театра, кино и литературной эстрады, лауреату премий «Ника», «Золотой овен», «Петрополь», «Медный всадник», «Листопад», великому знатоку русской литературы и поэзии, человеку глубокой культуры Леониду Павловичу Мозговому.
Первый конкурс на актерскую специальность в СПбГИКиТ был гигантским. Приемная комиссия днями и ночами отсматривала десятки абитуриентов из разных городов и стран. Резон один, но существенный: учиться вместе с будущими кинорежиссерами, сценаристами, операторами, звукорежиссерами и киноведами было заманчиво. Всем хотелось попасть в кадр как можно раньше!
Первая актерская мастерская в КиТе – это отличный педагогический состав, настоящая команда. Помимо мастера, в нее вошли педагоги по сценической речи (профессор Н. В. Суленева), сценическому движению (доцент М. Р. Пахомов), танцу (доцент М. В. Кораблева), вокалу (доцент В. В. Волков) – известные в Санкт-Петербурге и России профессионалы своего дела. Через год в команду влились педагоги по актерскому мастерству, доценты В. И. Глазков, ученик великого режиссера и педагога Г. А. Товстоногова, и А. В. Цыбульский, выпускник мастерской Д. Х. Астрахана.
Обстоятельства жизни и учебы актеров СПбГИКиТ во многом отличались от будней студентов театральных вузов. За ними с первого курса «охотились» и организаторы уникальных творческих институтских мероприятий, и студенты – будущие кинорежиссеры, операторы и фотографы. Всем хотелось видеть прекрасные актерские лица – на экране, на снимках, на великолепной сцене киноконцертного зала на Бухарестской…
Актеров сначала напряжённо ждали, потом к ним долго привыкали, а затем полюбили. И теперь точеные фигурки в черных трико, пересекающие улицу Правды и летящие по лестницам старинного здания института, воспринимаются как неотъемлемая часть нашей общей жизни.
И вот прошло четыре года. За это время была организована кафедра актерского мастерства, которую возглавил известный актер театра и кино, заслуженный артист РФ Е. Р. Ганелин. Сегодня он руководит кафедрой вместе с Н. В. Суленевой. Е. Р. Ганелин обладает серьезным педагогическим опытом в области воспитания актера театра и кино и является носителем уникальной актерской школы вахтанговского направления, школы характерного актера, которую он смог получить и впитать от своего легендарного учителя В. В. Петрова.
За это время выпущены спектакли разных жанров, сыграны десятки ролей в фильмах студентов КиТа. Были и награды на международных кинофестивалях. Так, картина «Мадожна» стала лауреатом Global India International Film Festival. Работу над фильмом «Мадожна» режиссер фильма, студентка КиТа Алиса Буава начала в ноябре 2017года. Образ главный героини, чье имя носит название фильма, собирательный. Он вдохновлен полотном Михаила Врубеля «Шестикрылый Серафим». Сценарий к фильму написал студент-сценарист Роман Вербило (мастерская П. М. Степановой). В главных ролях – студенты мастерской Л.П. Мозгового Вера Гудкова, Анастасия Башкирова, Андрей Подколзин и Валерия Евтухов.
Первой театральной премьерой курса стала пьеса Арбузова «Иркутская история». Ее часто играли в советское время, потом почти забыли. И вот ребята вынули текст из небытия, вернув ему свежесть и вдохнув новое содержание. Оказалось, что истинные чувства и мотивы поведения свойственны людям любой эпохи. Простые истины не менее важны, чем сложные философские построения. Спектакль с успехом игрался для публики.
А вот философия и экзистенциальные мотивы были освоены в спектакле «За закрытыми дверями» Сартра, одной из сложнейших пьес мирового репертуара, пьесы трагической и страстной. Ее поставили сами студенты, выступив в ролях и театрального, и кинорежиссера, и художника. В главных ролях – студенты Ян Решетников (мальчик-коридорный), Марина Бобинкина (Инэс), Вера Гудкова (Эстель) и Илья Богун (Гарсэн).
Эта линия продолжилась и в постановке всемирно известной пьесы Беккета «В ожидании Годо» (в ролях В. Мухин, А. Подколзин, он же режиссер, А. Башкирова и В. Евтухов).
В багаже курса и спектакль «Анданте» Петрушевской – пронзительная история о маленьком человеке, который нуждается в теплоте и заботе (в ролях А. Субботина, А. Петрова, В. Евтухов и А. Иванова).
С курсовыми постановками ребята были приглашены на Челябинский студенческий театральный фестиваль «ТеАрт», на котором были удостоены наград за лучший пластический ансамбль в драматическом спектакле и лучший визуальный ряд. Разумеется, студенты КиТа, воспитанные на визуальной культуре, не могли использовать возможности кинематографа в своем спектакле. О наших актерах узнала уже вся страна.
Практически каждый студент курса за время обучения снялся в фильме студентов-будущих режиссеров. Фильмы, показанные на Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ», вызвали интерес к новым актерским лицам. И это лица, действительно, интересные, сложные, наполненные внутренней жизнью и смыслами, о которых актерам хочется рассказать людям.
Мы будем регулярно рассказывать о наших актерских курсах, которых у нас теперь много, при этом каждый обладает уникальной педагогической командой и неповторимым творческим лицом.
А скоро состоится вручение дипломов – наши первые ласточки разлетятся по съемочным площадкам страны. Пожелаем им счастливого полета!
С. И. Мельникова,
зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор