Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

29.03.2019

Быть учеником Александра Николаевича Сокурова

С 2010 по 2015 годы Александр Николаевич Сокуров проводил Режиссёрскую мастерскую в Кабардино-Балкарском  государственном университете, в городе Нальчик. Короткометражные и полнометражные фильмы выпускников его Мастерской принимали участие в программах ведущих российских и международных кинофестивалей: «Кинотавр», Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского «Зеркало», кинофестиваль в Локарно, Каннский кинофестиваль, Берлинале.

Так, например, картина Киры Коваленко «Софичка» принимала участие в различных российских и международных кинофестивалях, дебютный полнометражный фильм Кантемира Балагова «Теснота» получил приз ФИПРЕССИ программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, лента «Глубокие реки» Владимира Битокова была отмечена наградой за лучший дебют «Кинотавра», а дебют Александра Золотухина «Мальчик русский» в этом году был показан в программе «Форум» Берлинского кинофестиваля.

В преддверие открытия Режиссёрской мастерской Александра Николаевича в Санкт-Петербургском Институте Кино и Телевидения мы решили узнать, каково это быть учеником Сокурова и взяли интервью у Владимира Битокова, одного из 12 выпускников мастерской КБГУ.

Биографическая справка:

Владимир Битоков  родился в 1985 году в Нальчике. Закончил школу, затем  4 курса филологического факультета в КБГУ. В 2010 году поступил в "Мастерскую режиссёров кино и телевидения" А.Н. Сокурова при КБГУ. Его короткометражные фильмы, снятые во время обучения. принимали участие в Спецпоказе в рамках ретроспективы фильмов А.Н. Сокурова в Эрмитажном театре, были показаны на кинофестивалях в Локарно (2014), Тбилиси (2016), "Амурская осень" (2016). Получив диплом,  работал на ВГТРК "Кабардино-Балкария" режиссёром прямого эфира. В 2018 году представил на «Кинотавре» свой фильм «Глубокие реки» с Олегом Гусейновым в главной роли, выступив его режиссёром и сценаристом.

Фильмография:

2010 - "Письмо матери"; 2011 - "Брат"; 
2012 - " Меланхолия"; 
2013 - " Течение" (транслировался на т/к "Культура");
 2014 - "Анкер"
; 2018 - "Глубокие реки".

- Владимир, каково это -  учиться у Александра Николаевича Сокурова?

- Александр Николаевич – это великий учитель! На самом деле – великий учитель! Я могу, наверное, абсолютно ответственно за всех студентов его Мастерской отвечать – он изменил нашу жизнь кардинально и, конечно, в лучшую сторону.

Надо отметить, что каждый его приезд в Нальчик мы засиживались до глубокой ночи в университете, а потом, когда нас просили уже уйти, шли к нему гостиницу и говорил там. Говорили обо всем. И на лекциях, и на внеучебных встречах. Конечно, многое касалось непосредственно ремесла режиссера, но в этом контексте мы обсуждали все: историю, литературу, философию, психологию, биологию, вообще все. Александр Николаевич преподавал не просто хитрости ремесла, но давал общегуманитарное образование высокого очень качества. Он - личность, конечно, грандиозная и масштабная и как режиссер, и как учитель.

- Формат мастерской, чем он на ваш взгляд отличается от других форм образования?

- В нашем случае формат отличался свободой и равноправием, т.е. мы имели право вступать с педагогами и с Александром Николаевичем в дискуссию, обсуждать и не соглашаться с какими-то вещами, а не молча слушать какую-то информацию. У нас было два главных правила в мастерской. Первое – это не снимать кино с эстетизацией насилия - это было непреложное правило. Второе – не смотреть фильмы Александра Николаевича. Мы, конечно же, нарушали второе правило, смотрели, но понятно, почему это делалось с его стороны – он не хотел влиять на нас, как режиссёр, он хотел, чтобы мы не пытались копировать его работы, тем более, что это практически невозможно. Он хотел, чтобы мы развивали собственный вкус, собственное видение в кино, в литературе и т.д. .

И с Александром Николаевичем и с другими преподавателями, если мы были с чем-то не согласны, мы высказывали свою точку зрения. Мы прекрасно понимали, что мы не на равных с ними, но иметь возможность дискутировать и каким-то образом отстаивать свою точку зрения и слушать оппонента – это очень важно, это, пожалуй, самое важное в образовании – свобода. В этом смысле я не имел в виду «делаем, что хотим», но свобода в общении. У нас были великолепные педагоги, в лучшем смысле этого слова.

- В общей сложности, сколько картин вы сняли в течение всего времени обучения в мастерской?

- Лично я где-то 12, но большую часть я не закончил, выбрасывал, удалял все, что не нравилось. Для меня важно было все время практиковаться, бегал с фотоаппаратом, снимал всё, что придётся, всё, что хочу. Иногда из этого получались какие-то этюды, иногда не получались. И здорово, что не получались - это так важно допускать ошибки, учиться.  Мы все снимали много. По 5-6 фильмов за 5 лет, в среднем. В первом семестре у нас уже было съёмочное задание, чего, насколько я понимаю, в других вузах нет. Мы совсем ещё не понимали ни про какое кино, ничего совсем не знали, только поступили, растерянные, и тут же получили задание, и это было важно. Потом каждый из нас снимал, когда хочет.  Мы снимали учебные работы, снимали нашу работу на площадке, у нас была практика телесъёмки - снимали торжественное вручение красных дипломов в Нальчике в КБГУ, телеверсию этого мероприятия с участием вертолёта, съёмочного крана, кучей камер. Мы распределяли задачи - мы друг с другом всегда работали. В одном фильме я был актёром, в другом фильме я был оператором, в третьем – режиссёром, вот так мы менялись, потому что у нас не было к кому обратиться - на Кавказе у нас нет специальностей таких, поэтому каждый попробовал себя практически во всех ролях на площадке, всегда помогали друг другу, и, соответственно, шло всестороннее развитие, и это здорово. Много заданий было связано со съемками, не только от Александра Николаевича. В общем, снимали много, ошибались много, что-то получалось, что-то - нет.

- Каким вы были до мастерской,  как обучение у Александра Николаевича Сокурова повлияло на вас лично?

- Я не смогу ответить на этот вопрос. Я был кардинально другой человек. На 100%. Во всем. В мировоззрении, вкусах, пристрастиях, взглядах на все вокруг.

- Общаетесь ли вы сейчас друг с другом, поддерживаете ли отношения с Александром Николаевичем?

Конечно! Сейчас нас уже жизнь развела по разным точкам - кто-то живёт в Европе, кто-то в Москве, кто-то в Петербурге, кто-то в Нальчике, но все равно стараемся как-то поддерживать отношения друг с другом, с кем-то больше, с кем-то меньше. Это, конечно, естественный процесс, некоторое разделение по интересам, но все равно есть какое-то ощущение, что всегда за твоей спиной одиннадцать товарищей.

Когда Кантемир Балагов снимал «Тесноту», когда в Нальчике снимали, я помогал ему. Когда я снимал «Глубокие реки» и Кантемир, и Кира мне помогали, Олег Хамоков и Мариана Казанцева снимались у меня как актеры, блестяще, на мой взгляд, справились.

Мы поддерживаем связь, насколько можем. И Александром Николаевичем  естественно тоже, я с ним часто советуюсь по поводу дальнейших идей, мне очень важно его мнение и его видение. Для меня это очень важно.

- Могли бы дать какой-то совет тем, кто сейчас думает, готовится к поступлению в мастерскую Александра Николаевича Сокурова в СПбГИКиТ?

- Как готовиться, очень сложно сказать, потому что в нашем опыте это был самый сложный экзамен, такой общекультурный бэкграунд. У нас были вопросы из самых разных областей – из архитектуры, из истории, из литературы, музыки - из чего угодно, такое общекультурное развитие человека и тут сложно просто сесть и подготовиться к экзамену, тут нужно обладать каким-то жизненным и культурным опытом.

- А о чем спрашивал сам Александр Николаевич?

- Он спрашивал обо всём, он смотрит на человека. Мы же понимаем, что он прекрасно разбирается в людях, может очень быстро понять, что за человек перед ним, что за внутренний мир - он достаточно легко может это понять.

Я не знаю, как будет в этот раз, но по нашему опыту – для него гораздо важнее были не правильные ответ на вопросы, а что за человек перед ним сидит. Личная беседа с ним – это было самое важное, самый сложный экзамен. Когда ты понимаешь, что перед тобой сидит человек такого грандиозного масштаба, это все очень волнительно, и тут дело не в правильных ответах на вопросы, тут дело, как минимум, в умении рассуждать о чем-то.

Самый весёлый экзамен – это актёрское мастерство, когда надо рассказать стихотворение, басню, прозу, исполнить какой-то этюд - он сложный, но весёлый, по крайней мере, ты наслаждаешься процессом.

Тут нет какого-то универсального инструмента, что «ребята, подготовьте такую-то тему, и вы поступите», тут все зависит от человека, который поступает, что он за личность, что он за человек, его глубина, если позволите. В этом смысле душа и личность человека важнее его знаний. На мой взгляд, так.

А совет по поводу самого обучения – прошло 4 года, как мы закончили мастерскую, и все 4 года я жалею об огромном количестве упущений, когда я по каким-то причинам пропускал занятия. Занятия не только с Александром Николаевичем, но и с другими преподавателями. Когда я по какой-то причине что-то не подготавливал, в чем-то ленился или засыпал на какой-то лекции (смеётся) – это большое упущение для меня, я понимаю, что, к сожалению, этого всего не вернуть.

Надо просто на все 100% выкладываться, забыть обо всей остальной жизни - это очень важно, не пропустить ничего за годы обучения в этой мастерской. Самое важное, что должен сделать абитуриент, ученик – не пропустить ничего! Не должно существовать никакой другой жизни, только эта.  Если бы была возможность, я бы снова поступил в мастерскую, которая открывается в Санкт-Петербурге.

4 апреля в 18:30 на Правды, 13 пройдёт творческая встреча с Владимиром. Предварительная регистрация на TimePAD: https://spbgikit-events.timepad.ru/event/942785/

Информация о наборе на мастерскую Сокурова в СПбГИКиТ: Мастерская Александра Николаевича Сокурова в Санкт-Петербургском Институте Кино и Телевидения.

Новости

27.11.2024

Проекты выпускников ГИКИТ прошли во второй этап конкурса Министерства культуры РФ

25-26 ноября в Министерстве культуры состоялась очная защита дебютных, авторских и экспериментальных картин, а также фильмов социально значимой тематики. Дебютные проекты выпускников ГИКИТ прошли в следующий этап.

27.11.2024

Состоялся мастер-класс Даниила Сломакина

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс «Применение осветительного оборудования Aputure». Нюансами и секретами использования оборудования компании поделился мастер постановочной и репортажной фотографии Даниил Сломакин

27.11.2024

«Вдохновение и опыт»: творческая встреча с Юсупом Разыковым в рамках фестиваля «ПитерКИТ»

24 ноября в ГИКИТ прошла творческая встреча с режиссером Юсупом Разыковым в рамках 2 этапа международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Алиса Курнакина.

27.11.2024

В ГИКИТ состоялся круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?»

25 ноября в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКит» прошел круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?». Его модератором выступила креативный продюсер центра «Potential» Ирина Обидова. Студентка группы 1323 Екатерина Иванова подготовила статью о мероприятии.

27.11.2024

Состоялся круглый стол, посвященный производству дебютных фильмов

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов "ПитерКИТ" в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел круглый стол «Как снять дебют и выжить». Модератором выступила режиссер Ирина Обидова

26.11.2024

Цена последней цены в фильме Наура Гармелиа

Рецензию на полнометражный игровой фильм из конкурсной программы фестиваля «ПитерКиТ» подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Дарья Назаренко

26.11.2024

Обсуждение полнометражного фильма «Последняя цена»

24 ноября в рамках II этапа кинофестиваля «ПитерКиТ» состоялся показ дебютного полнометражного фильма выпускника ГИКИТ Наура Гармелиа «Последняя цена». Статью о мероприятии подготовила Арина Душкевич, группа 1423

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Степана Масычева

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс доцента кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма Степана Масычева «Сказочная графика. Создание авторского FullCG фильма»

26.11.2024

Мастер-класс продюсера Даниила Костинского в рамках лаборатории документального кино "Мой дом - Россия"

Продюсер поделился своими размышлениями о направлениях в контент-индустрии. По его мнению, студенты, учась в стенах института, уже являются контент-специалистами, потому что вкладываются в свою дальнейшую карьеру, снимая учебные работы, участвуя в фестивалях, занимаясь продвижением в соцсетях.

26.11.2024

Михаил Боярский поделился со студентами своим многолетним опытом работы в киноиндустрии.

Михаил Сергеевич также отметил важность студенческого кино. "Для меня студенческие фильмы - это встреча с будущим.

26.11.2024

Выпускники ГИКиТ триумфально победили на 44-ом Международном студенческом фестивале ВГИК

На этом престижном творческом конкурсе гран-при фестиваля заслуженно получил фильм под названием "ВСЕЛЕНИЕ". Проект, реализованный Софьей Чигировой, впечатлил жюри своей
оригинальной концепцией и мастерством исполнения. Оператором-постановщиком проекта выступил Владислав Бурлака, который окончил кафедру кинооператорского искусства ГИКИТ в 2023
году, обучаясь в мастерской у именитых педагогов Ивана Михайловича Багаева и Владимира Анатольевича Васильева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Хуже всех»

22 ноября в ГИКИТ под конец второго дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ, а затем и обсуждение фильма конкурса полнометражных фильмов.  Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 Ольга Земцева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Лапин»

23 ноября в киноконцертном зале ГИКИТ в конце третьего дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ полнометражного фильма «Лапин», а после продюсерская группа во главе с Наталией Людвиговной Гориной предоставила возможность задать вопросы из зала. Студент группы 1323 Всеволод Аничкин подготовил статью о мероприятии.

26.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Ольги Акоповой «Механизмы работы кинокомиссии»

21 ноября в малом киноконцертом зале ГИКИТ в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКиТ» прошел мастер-класс руководителя контент-студии «Юг.Кино» Ольги Акоповой. Студентка группа 1323 Елизавета Зенко подготовила заметку о прошедшем мероприятии.

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Евгении Казаковой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс генерального директора компании «Скатерть Студио» Евгении Казаковой под названием «Чувство локтя». Работа VFX студии. Принципы. Правила. Преимущества»

25.11.2024

Девятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября прошел просмотр девятой программы основного конкурса II этапа XXIV Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

25.11.2024

Восьмая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Восьмой показ студенческих фильмов в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» стал ярким событием, объединяющим талантливых молодых режиссёров и любителей кино. Программа охватила пять уникальных работ. Владислава Резунова, студентка группы 1323 кафедры медиакоммуникационных технологий, представляет подробный обзор фестиваля, отмечая ключевые моменты и впечатления от увиденного.

25.11.2024

Седьмая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ седьмой программы основного конкурса. Было представлено 5 фильмов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания!

25.11.2024

Шестая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

В программе 6 основного конкурса, показанной 23 ноября, приняли участие 6 фильмов, которые смогли вызвать искренний смех, рефлексию и горькие слезы.

25.11.2024

Пятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ пятой программы основного конкурса. Картины порадовали разнообразием тем и форматов: были представлены как анимационные, так и документальные фильмы.

25.11.2024

Четвертая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

22 ноября состоялся просмотр фильмов Программы 4 основного конкурса фестиваля «ПитерКИТ». Пять талантливых работ молодых режиссеров заставили зрителей испытать весь спектр эмоций.

25.11.2024

Третья программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Елизавета Кожина, студентка группы 1323 факультета медиатехнологий, подготовила заметку, в которой она делится своими впечатлениями о просмотренных фильмах.

25.11.2024

Вторая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Арина Душкевич, группа 1423, подготовила  статью о прошедшем показе второй программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». 

25.11.2024

Первая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Екатерина Целуйко, представляющая группу 1323, подготовила проникновенную статью о прошедшем показе первой программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». В этот знаменательный день зрители погрузились в атмосферу настоящего кинематографического торжества, когда на экраны вышла серия увлекательных студенческих короткометражных фильмов. Эти произведения стали своеобразными окнами в мир молодого поколения, отражая их уникальное восприятие жизни, актуальных проблем и глубоких эмоций. Екатерина предлагает детальный взгляд на самые яркие моменты фестиваля и раскрывает потенциал молодого кино, способного вдохновлять и удивлять стоящих за кулисами профессионалов и любителей искусства.

25.11.2024

Состоялся мастер-класса Виктора Медведчука

Мероприятие прошло в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF». Тема занятия - "Нарративный дизайнер: введение в профессию"

25.11.2024

Состоялся показ интерактивных работ

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» состоялся показ интерактивных работ. На шоукейсе были представлены компьютерные игры и VR-проекты

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

24.11.2024

Фильм «110» Ильи Михеева: долгий путь к диалогу поколений

Дарья Назаренко, студентка группы 1423, погрузилась в детали фильма и поделилась своими впечатлениями. В  рецензии она освещает ключевые моменты фильма «110» .

23.11.2024

Скончался Михаил Юрьевич Левитин

С глубочайшей скорбью вынуждены сообщить, что в пятницу, 22 ноября 2024 года, нас покинул Михаил Юрьевич Левитин.

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Максима Беспалого

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера Максима Беспалого

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен