02.03.2018
В киноклубе «Иона» посмотрели и обсудили «Страсти Жанна д’Арк»
27 февраля в Институте кино и телевидения состоялся показ фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (1928). Встреча была организована киноклубом «Иона». Перед показом гостей и членов клуба ждало традиционное угощение, а после фильма любой желающий мог рассказать о своих впечатлениях
Киноклуб «Иона» в очередной раз представил легендарную кинокартину, которой до сих пор вдохновляются многие известные режиссеры нашего времени. «Страсти Жанны д’Арк» – уникальная работа Карла Теодора Дрейера. В его профессионализме члены и гости клуба убеждаются не в первый раз.
Поприветствовал гостей и рассказал историю создания кинокартины руководитель и создатель клуба Александр Антонюк.
– Мы наконец-то собрались в новом году, я соскучился по нашему клубу, по кино. – признался он. – Сегодня мы посмотрим картину, в которой, наверное, впервые был так мощно использован крупный план. Это фильм Дрейера «Страсти Жанны д’Арк».
Картина примечательна не только своей незаурядностью, но и историей создания. Известно, что оригинальное кинополотно было утрачено, и Карл Теодор Дрейдер собрал непонравившиеся ранее дубли и смонтировал фильм из них. По задумке режиссера на протяжении всего фильма не должно быть ни единого звука. Только в 1981 году была найдена оригинальная пленка, а вместе с этим была написана музыка к картине. Именно в таком виде фильм дошел до наших дней.
После просмотра гости и члены клуба участвовали в обсуждении фильма. Большинство отметили потрясающую игру актеров и оригинальную съемку. Выступающие также подчеркнули, что написанная музыка нисколько не портит картину.
– Такие полотна обязательны к просмотру. Фильм производит глубокое впечатление, понимаешь, что это не просто кино, а нечто большее, – своими впечатлениями поделился частый гость киноклуба Даниил.
– Фильм видела впервые, следила за темпоритмом – очень филигранная работа. Хочу без музыки посмотреть. И удивила ракурсная съемка: кадр либо очень сильно сверху, либо снизу и создается впечатление, что иногда зритель давит на актера, а если ракурс съемки снизу, то актер давит на зрителя, – отметила студентка СПбГИКиТ Ольга.
Картина Дрейера никого не оставила равнодушным. Многие изъявили желание пересмотреть фильм без звука, как изначально задумывал режиссер. Отдельный отзыв удалось получить от отца Сергия.
– Фильм Дрейера, безусловно, новаторский для своего времени. Режиссер виртуозно использует движение камеры в сочетании с крупными планами. Игра актрисы Рене Фальконетти не может оставить никого равнодушным. Тем не менее, меня не покидало ощущение безумия происходящего на экране. Безумны обвинители-инквизиторы, прикрывающие свои политические мотивы религиозной риторикой. Доведена до безумия и сама героиня – Жанна д’Арк.
– Говорят, что искусство требует жертв. Однако это не совсем верно. Конечно, режиссер как художник жертвует своим временем, сном, силами, чтобы получился хороший фильм, но он должен бережно относиться к своим актерам, соавторам и сотрудникам, – подчеркнул отец Сергий.
Текст: Александра Терещенко
Фото: Екатерина Пак