Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

22.12.2017

В клубе «Иона» обсудили фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года»

19 декабря в СПбГИКиТ прошла очередная встреча членов межвузовского клуба «Иона». Просмотр и обсуждение культового научно-фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968), включенного в 1991 году в Национальный реестр фильмов США, вызвали оживленную дискуссию о духовном развитии человека

В нашем Институте киноклуб «Иона» существует шестой год. Он объединяет людей, не просто любящих киноискусство, но и стремящихся сообща найти ответы на многие вопросы духовной жизни, нравственных исканий человека, поднятые авторами картин, выбранных для просмотра. В этом зрителям помогает профессиональный разбор произведений, предложенный ведущим. В дискуссии также принимают участие режиссеры, будущие кинематографисты, священнослужители. Кроме того, на «огонек» могут заглянуть все желающие.

В этот раз членам клуба «Иона» был продемонстрирован лучший в истории Голливуда, по версии Американского института кино, научно-фантастический фильм - «Космическая одиссея 2001 года», а по версии международных кинокритиков - и во всей истории мирового кино, ставший вехой в развитии кинофантастики.

Картина повествует о встречах людей с таинственными чёрными монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции. Первая из них состоялась в незапамятные времена. Вторая – в эпоху освоения околоземного пространства, когда люди обнаружили монолит на Луне, испускавший мощное излучение в сторону Юпитера. Это загадочное природное явление побудило ученых отправить туда экспедицию, которую возглавили астронавт Дейв Боумен (Кир Дулли) и Фрэнк Пул (Гари Локвуд), а также сверхразумный компьютер HAL 9000, получивший почти полный контроль над кораблём.

Ведущая киновечера Валерия Кузнецова обратила внимание собравшихся на то, что порой самое важное остается «за кадром». В данном случае, это, прежде всего, духовные искания человека. Причем, не так уж важно, в какое время он живет – ведь духовное начало заложено в нашей природе.

Доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Алексей Иванович Климин дал исключительно высокую оценку этому фильму, подчеркнув, что он оказал огромное влияние на развитие жанра научной фантастики в мировом и советском кинематографе:

– Неудивительно, что Стэнли Кубрик «отправил» в 1968 году своих героев осваивать межпланетное пространство, ведь именно в это время и началась космическая эра. Вечные вопросы человеческого бытия и культуры получили новое, космическое осмысление. Это дало толчок рождению нового эпоса. Границы путешествия легендарного Одиссея, представленного режиссером в образах астронавтов, вышли далеко за границы планеты Земля. А извечные вопросы любви, смысла жизни, нравственные ценности остались теми же, что и за тысячу лет до этого. Возникли лишь новые оттенки в отношениях между людьми, новый драматизм. Таким образом, человечество, покидая пределы Земли на волне небывалого научно-технического прогресса, вольно или невольно, осознанно или нет, вернулось к своим глубинным истокам. Хотелось бы добавить, что фильм «Космическая одиссея 2001 года» в значительной степени перекликается с драмой Андрея Тарковского «Солярис».

Известный  американский кинокритик и телеведущий, лауреат Пулитцеровской премии (1975) Роджер Эберт назвал фильм Стэнли Кубрика, входящий в десятку лучших фильмов мирового кинематографа, «не знающим себе равных памятником, великим провидением будущего, непревзойденным в своем понимании человека и Вселенной».

Студент 3 курса, режиссер мультимедиа, мастерской В. И. Потемкина, Тимофей Вишневский высказал свое мнение при обсуждении:

– Часто можно услышать фразу: «В этом фильме режиссёр хотел сказать...». На мой взгляд, главная задача художника в глобальном смысле этого слова состоит не в том, чтобы "что-то сказать", а в том, чтобы создать уникальное художественное пространство, наполненное бесчисленным множеством смыслов, подчас неуловимых и неосознаваемых даже самим создателем. И каждый зритель может увидеть в подобном произведении нечто особенное, часто выходящее за рамки первичного авторского замысла.

Было очень интересно услышать, какие разные мысли родились у зрителей после просмотра "Космической одиссеи" Стенли Кубрика. Студенты нашего Института высказали мысль, что, как и в любом крупном произведении, в фильме «Космическая одиссея 2001 года» есть, возможно, множество смыслов. И каждый вправе найти тот, который ему ближе.

Так произошло и с «Космической одиссеей 2001 года» Стэнли Кубрика – каждый из зрителей увидел в нем «свой» смысл. И это говорит о значимости фильма.

Даниил Костромин, гость киноклуба, признался, что картина произвела на него двойственное впечатление. С одной стороны, она показалась затянутой, порой наивной и даже нелепой. Но с другой – в ней прослеживается христианский смысл, и это очень важно:

– Центральные «узлы» фильма - загадочные черные плиты, находя которые, люди продвигаются все дальше и дальше в своем эволюционном развитии. Другой посыл режиссера, в котором мне видится христианский смысл, это борьба двух разумов – человеческого и демонического, который в фильме выступает в роли компьютерного. Из Писания и из нашего собственного опыта мы знаем, что в нас действуют как бы две силы – добрая и злая. Это выражается в том, что мы стали смертны, подвержены болезням и страстям, нам теперь легче делать зло, чем добро. И когда мы боремся со страстями, – это может восприниматься как убийство себя. Подлетев к Юпитеру и найдя третью черную плиту, герой фильма попадает на следующий уровень своего развития: в комнату, где он видит свое старение и умирание, в итоге превращаясь в младенца. Таким образом, в этом постепенном умирании героя фильма и перерождении его в младенца можно увидеть иллюстрацию к умиранию ветхого человека, очищению его от страстей до состояния младенчества, к которому и призывает Спаситель. Только такие, младенцы в сердце своем, и смогут воссоединиться с Богом. На такой торжественной и светлой ноте и завершается картина Стэнли Кубрика.

«Фильмом-загадкой» назвал «Космическую одиссею 2001 года» дьякон Сергий Учанейшвили. Отмечая важность духовных исканий человека, талантливо изображенных режиссером и актерами, он подчеркнул:

– Эта картина, несомненно, обогнала свое время. В ней много смыслов, вопросов, на которые еще предстоит найти ответы. Каждый зритель видит в ней что-то свое. Но с важнейшим посылом режиссера, думаю, согласятся все: греховная часть человека должна умереть, чтобы затем возродиться к новой, очищенной от скверны жизни.

О многом заставил задуматься членов клуба «Иона» фильм «Космическая одиссея 2001 года». И пусть пока не найдены ответы на все, поставленные его создателями, вопросы. Важно то, что они нашли отклик у каждого из зрителей, заставили по-новому посмотреть на себя и окружающий мир. А это значит, что работа души продолжится: и наедине с собой, и с единомышленниками – в киноклубе.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

28.11.2024

Погружение в мир сценарного мастерства с Александром Цыпкиным

25 ноября в ГИКИТ в рамках II этапа XXIV Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся мастер-класс сценариста и драматурга Александра Цыпкина.

28.11.2024

В ГИКИТ прошел мастер-класс Даниила Сломакина

25 ноября в ГИКИТ в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКит» прошел мастер-класс по освещению «Применение осветительного оборудования APUTURE» портретного фотографа Даниила Сломакина. Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1323 Екатерина Иванова.

28.11.2024

Состоялся мастер-класс Людмилы Фомичевой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках проекта «Медиаспич» состоялся мастер-класс  Президента ЗАО «Интерфакс-Северо-Запад» Людмилы Фомичевой на тему «Технологии PR современного мира».

27.11.2024

Проекты выпускников ГИКИТ прошли во второй этап конкурса Министерства культуры РФ

25-26 ноября в Министерстве культуры состоялась очная защита дебютных, авторских и экспериментальных картин, а также фильмов социально значимой тематики. Дебютные проекты выпускников ГИКИТ прошли в следующий этап.

27.11.2024

Состоялся мастер-класс Даниила Сломакина

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс «Применение осветительного оборудования Aputure». Нюансами и секретами использования оборудования компании поделился мастер постановочной и репортажной фотографии Даниил Сломакин

27.11.2024

«Вдохновение и опыт»: творческая встреча с Юсупом Разыковым в рамках фестиваля «ПитерКИТ»

24 ноября в ГИКИТ прошла творческая встреча с режиссером Юсупом Разыковым в рамках 2 этапа международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Алиса Курнакина.

27.11.2024

В ГИКИТ состоялся круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?»

25 ноября в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКит» прошел круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?». Его модератором выступила креативный продюсер центра «Potential» Ирина Обидова. Студентка группы 1323 Екатерина Иванова подготовила статью о мероприятии.

27.11.2024

Состоялся круглый стол, посвященный производству дебютных фильмов

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов "ПитерКИТ" в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел круглый стол «Как снять дебют и выжить». Модератором выступила режиссер Ирина Обидова

26.11.2024

Цена последней цены в фильме Наура Гармелиа

Рецензию на полнометражный игровой фильм из конкурсной программы фестиваля «ПитерКиТ» подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Дарья Назаренко

26.11.2024

Обсуждение полнометражного фильма «Последняя цена»

24 ноября в рамках II этапа кинофестиваля «ПитерКиТ» состоялся показ дебютного полнометражного фильма выпускника ГИКИТ Наура Гармелиа «Последняя цена». Статью о мероприятии подготовила Арина Душкевич, группа 1423

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Степана Масычева

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс доцента кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма Степана Масычева «Сказочная графика. Создание авторского FullCG фильма»

26.11.2024

Мастер-класс продюсера Даниила Костинского в рамках лаборатории документального кино "Мой дом - Россия"

Продюсер поделился своими размышлениями о направлениях в контент-индустрии. По его мнению, студенты, учась в стенах института, уже являются контент-специалистами, потому что вкладываются в свою дальнейшую карьеру, снимая учебные работы, участвуя в фестивалях, занимаясь продвижением в соцсетях.

26.11.2024

Михаил Боярский поделился со студентами своим многолетним опытом работы в киноиндустрии.

Михаил Сергеевич также отметил важность студенческого кино. "Для меня студенческие фильмы - это встреча с будущим.

26.11.2024

Выпускники ГИКиТ триумфально победили на 44-ом Международном студенческом фестивале ВГИК

На этом престижном творческом конкурсе гран-при фестиваля заслуженно получил фильм под названием "ВСЕЛЕНИЕ". Проект, реализованный Софьей Чигировой, впечатлил жюри своей
оригинальной концепцией и мастерством исполнения. Оператором-постановщиком проекта выступил Владислав Бурлака, который окончил кафедру кинооператорского искусства ГИКИТ в 2023
году, обучаясь в мастерской у именитых педагогов Ивана Михайловича Багаева и Владимира Анатольевича Васильева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Хуже всех»

22 ноября в ГИКИТ под конец второго дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ, а затем и обсуждение фильма конкурса полнометражных фильмов.  Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 Ольга Земцева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Лапин»

23 ноября в киноконцертном зале ГИКИТ в конце третьего дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ полнометражного фильма «Лапин», а после продюсерская группа во главе с Наталией Людвиговной Гориной предоставила возможность задать вопросы из зала. Студент группы 1323 Всеволод Аничкин подготовил статью о мероприятии.

26.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Ольги Акоповой «Механизмы работы кинокомиссии»

21 ноября в малом киноконцертом зале ГИКИТ в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКиТ» прошел мастер-класс руководителя контент-студии «Юг.Кино» Ольги Акоповой. Студентка группа 1323 Елизавета Зенко подготовила заметку о прошедшем мероприятии.

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Евгении Казаковой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс генерального директора компании «Скатерть Студио» Евгении Казаковой под названием «Чувство локтя». Работа VFX студии. Принципы. Правила. Преимущества»

25.11.2024

Девятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября прошел просмотр девятой программы основного конкурса II этапа XXIV Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

25.11.2024

Восьмая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Восьмой показ студенческих фильмов в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» стал ярким событием, объединяющим талантливых молодых режиссёров и любителей кино. Программа охватила пять уникальных работ. Владислава Резунова, студентка группы 1323 кафедры медиакоммуникационных технологий, представляет подробный обзор фестиваля, отмечая ключевые моменты и впечатления от увиденного.

25.11.2024

Седьмая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ седьмой программы основного конкурса. Было представлено 5 фильмов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания!

25.11.2024

Шестая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

В программе 6 основного конкурса, показанной 23 ноября, приняли участие 6 фильмов, которые смогли вызвать искренний смех, рефлексию и горькие слезы.

25.11.2024

Пятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ пятой программы основного конкурса. Картины порадовали разнообразием тем и форматов: были представлены как анимационные, так и документальные фильмы.

25.11.2024

Четвертая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

22 ноября состоялся просмотр фильмов Программы 4 основного конкурса фестиваля «ПитерКИТ». Пять талантливых работ молодых режиссеров заставили зрителей испытать весь спектр эмоций.

25.11.2024

Третья программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Елизавета Кожина, студентка группы 1323 факультета медиатехнологий, подготовила заметку, в которой она делится своими впечатлениями о просмотренных фильмах.

25.11.2024

Вторая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Арина Душкевич, группа 1423, подготовила  статью о прошедшем показе второй программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». 

25.11.2024

Первая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Екатерина Целуйко, представляющая группу 1323, подготовила проникновенную статью о прошедшем показе первой программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». В этот знаменательный день зрители погрузились в атмосферу настоящего кинематографического торжества, когда на экраны вышла серия увлекательных студенческих короткометражных фильмов. Эти произведения стали своеобразными окнами в мир молодого поколения, отражая их уникальное восприятие жизни, актуальных проблем и глубоких эмоций. Екатерина предлагает детальный взгляд на самые яркие моменты фестиваля и раскрывает потенциал молодого кино, способного вдохновлять и удивлять стоящих за кулисами профессионалов и любителей искусства.

25.11.2024

Состоялся мастер-класса Виктора Медведчука

Мероприятие прошло в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF». Тема занятия - "Нарративный дизайнер: введение в профессию"

25.11.2024

Состоялся показ интерактивных работ

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» состоялся показ интерактивных работ. На шоукейсе были представлены компьютерные игры и VR-проекты

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен