22.12.2017
В клубе «Иона» обсудили фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года»
19 декабря в СПбГИКиТ прошла очередная встреча членов межвузовского клуба «Иона». Просмотр и обсуждение культового научно-фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968), включенного в 1991 году в Национальный реестр фильмов США, вызвали оживленную дискуссию о духовном развитии человека
В нашем Институте киноклуб «Иона» существует шестой год. Он объединяет людей, не просто любящих киноискусство, но и стремящихся сообща найти ответы на многие вопросы духовной жизни, нравственных исканий человека, поднятые авторами картин, выбранных для просмотра. В этом зрителям помогает профессиональный разбор произведений, предложенный ведущим. В дискуссии также принимают участие режиссеры, будущие кинематографисты, священнослужители. Кроме того, на «огонек» могут заглянуть все желающие.
В этот раз членам клуба «Иона» был продемонстрирован лучший в истории Голливуда, по версии Американского института кино, научно-фантастический фильм - «Космическая одиссея 2001 года», а по версии международных кинокритиков - и во всей истории мирового кино, ставший вехой в развитии кинофантастики.
Картина повествует о встречах людей с таинственными чёрными монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции. Первая из них состоялась в незапамятные времена. Вторая – в эпоху освоения околоземного пространства, когда люди обнаружили монолит на Луне, испускавший мощное излучение в сторону Юпитера. Это загадочное природное явление побудило ученых отправить туда экспедицию, которую возглавили астронавт Дейв Боумен (Кир Дулли) и Фрэнк Пул (Гари Локвуд), а также сверхразумный компьютер HAL 9000, получивший почти полный контроль над кораблём.
Ведущая киновечера Валерия Кузнецова обратила внимание собравшихся на то, что порой самое важное остается «за кадром». В данном случае, это, прежде всего, духовные искания человека. Причем, не так уж важно, в какое время он живет – ведь духовное начало заложено в нашей природе.
Доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Алексей Иванович Климин дал исключительно высокую оценку этому фильму, подчеркнув, что он оказал огромное влияние на развитие жанра научной фантастики в мировом и советском кинематографе:
– Неудивительно, что Стэнли Кубрик «отправил» в 1968 году своих героев осваивать межпланетное пространство, ведь именно в это время и началась космическая эра. Вечные вопросы человеческого бытия и культуры получили новое, космическое осмысление. Это дало толчок рождению нового эпоса. Границы путешествия легендарного Одиссея, представленного режиссером в образах астронавтов, вышли далеко за границы планеты Земля. А извечные вопросы любви, смысла жизни, нравственные ценности остались теми же, что и за тысячу лет до этого. Возникли лишь новые оттенки в отношениях между людьми, новый драматизм. Таким образом, человечество, покидая пределы Земли на волне небывалого научно-технического прогресса, вольно или невольно, осознанно или нет, вернулось к своим глубинным истокам. Хотелось бы добавить, что фильм «Космическая одиссея 2001 года» в значительной степени перекликается с драмой Андрея Тарковского «Солярис».
Известный американский кинокритик и телеведущий, лауреат Пулитцеровской премии (1975) Роджер Эберт назвал фильм Стэнли Кубрика, входящий в десятку лучших фильмов мирового кинематографа, «не знающим себе равных памятником, великим провидением будущего, непревзойденным в своем понимании человека и Вселенной».
Студент 3 курса, режиссер мультимедиа, мастерской В. И. Потемкина, Тимофей Вишневский высказал свое мнение при обсуждении:
– Часто можно услышать фразу: «В этом фильме режиссёр хотел сказать...». На мой взгляд, главная задача художника в глобальном смысле этого слова состоит не в том, чтобы "что-то сказать", а в том, чтобы создать уникальное художественное пространство, наполненное бесчисленным множеством смыслов, подчас неуловимых и неосознаваемых даже самим создателем. И каждый зритель может увидеть в подобном произведении нечто особенное, часто выходящее за рамки первичного авторского замысла.
Было очень интересно услышать, какие разные мысли родились у зрителей после просмотра "Космической одиссеи" Стенли Кубрика. Студенты нашего Института высказали мысль, что, как и в любом крупном произведении, в фильме «Космическая одиссея 2001 года» есть, возможно, множество смыслов. И каждый вправе найти тот, который ему ближе.
Так произошло и с «Космической одиссеей 2001 года» Стэнли Кубрика – каждый из зрителей увидел в нем «свой» смысл. И это говорит о значимости фильма.
Даниил Костромин, гость киноклуба, признался, что картина произвела на него двойственное впечатление. С одной стороны, она показалась затянутой, порой наивной и даже нелепой. Но с другой – в ней прослеживается христианский смысл, и это очень важно:
– Центральные «узлы» фильма - загадочные черные плиты, находя которые, люди продвигаются все дальше и дальше в своем эволюционном развитии. Другой посыл режиссера, в котором мне видится христианский смысл, это борьба двух разумов – человеческого и демонического, который в фильме выступает в роли компьютерного. Из Писания и из нашего собственного опыта мы знаем, что в нас действуют как бы две силы – добрая и злая. Это выражается в том, что мы стали смертны, подвержены болезням и страстям, нам теперь легче делать зло, чем добро. И когда мы боремся со страстями, – это может восприниматься как убийство себя. Подлетев к Юпитеру и найдя третью черную плиту, герой фильма попадает на следующий уровень своего развития: в комнату, где он видит свое старение и умирание, в итоге превращаясь в младенца. Таким образом, в этом постепенном умирании героя фильма и перерождении его в младенца можно увидеть иллюстрацию к умиранию ветхого человека, очищению его от страстей до состояния младенчества, к которому и призывает Спаситель. Только такие, младенцы в сердце своем, и смогут воссоединиться с Богом. На такой торжественной и светлой ноте и завершается картина Стэнли Кубрика.
«Фильмом-загадкой» назвал «Космическую одиссею 2001 года» дьякон Сергий Учанейшвили. Отмечая важность духовных исканий человека, талантливо изображенных режиссером и актерами, он подчеркнул:
– Эта картина, несомненно, обогнала свое время. В ней много смыслов, вопросов, на которые еще предстоит найти ответы. Каждый зритель видит в ней что-то свое. Но с важнейшим посылом режиссера, думаю, согласятся все: греховная часть человека должна умереть, чтобы затем возродиться к новой, очищенной от скверны жизни.
О многом заставил задуматься членов клуба «Иона» фильм «Космическая одиссея 2001 года». И пусть пока не найдены ответы на все, поставленные его создателями, вопросы. Важно то, что они нашли отклик у каждого из зрителей, заставили по-новому посмотреть на себя и окружающий мир. А это значит, что работа души продолжится: и наедине с собой, и с единомышленниками – в киноклубе.
Служба информации СПбГИКиТ