17.08.2017
Александр Хант: «Самое главное для молодого режиссера – не стоять на месте»
Фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» собирает лавры на международных кинофестивалях. На фестивале «Окно в Европу» картина победила в пяти номинациях, до этого она получила гран-при кинофестиваля в Карловых Варах. Режиссер фильма, выпускник СПбГИКиТ Александр Хант рассказал корреспонденту службы информации об истории создания картины и значении вуза в формировании его творческого мировоззрения
История разворачивается вокруг 27-летнего Витьки Чеснока, у которого за спиной детдомовское прошлое. Имея квартиру и семью, мужчина понимает, что ему надоела серая повседневность, и он решает уйти из дома. Судьба распоряжается так, что Витька встречает своего отца-уголовника, который прикован к инвалидному креслу. Чеснок решает отправить отца в специальное учреждение, после чего они отправляются в поездку, во время которой, ранее чужие друг другу родственники, узнают друг друга.
Над фильмом работали два выпускника СПбГИКиТ: режиссер картины Александр Хант и директор Евгений Данилов. PR-менеджером фильма стала выпускница Института кино и телевидения Юлия Орлова.
Номинация «Лучший дебют» на фестивалях традиционно приковывает внимание зрителей и жюри. Полнометражный художественный фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» завоевал гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах в секции «К Востоку от Запада», главный приз фестиваля российского кино «Окно в Европу» (там же Евгений Ткачук получил приз «За лучшую мужскую роль») и занял третье место в конкурсе «Выборгский счет». Сценарист картины Алексей Бородачев получил приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России фестиваля «Окно в Европу».
Почему зрителям стоит посмотреть «Витьку Чеснока»?
Рассуждая про наш фильм, трудно прийти к одному знаменателю: российский зритель не хочет идти в кинотеатр смотреть отечественные картины за исключением некоторых случаев. Я рассчитывал снять кино, которое было бы практически универсальным, без прицела на конкретную аудиторию. Фильм получился интересным, надеюсь, участие в фестивалях поможет нам найти прокатчика, и зрители увидят картину на большом экране.
Ваш фильм получил приз в Карловых Варах, на фестивале «Окно в Европу». Каков дальнейший путь «Витьки Чеснока»?
Да, у нас целый список фестивалей, куда мы отправили фильм. Могу точно сказать, что мы поедем на фестивали в Грузию, Македонию и Германию. Также будут специальные показы фильма на Сахалине, во Владивостоке и Екатеринбурге. У картины складывается фестивальная история, думаю, мы продолжим в том же духе. Не знаю, чем объяснить фестивальный успех картины. Я не был к нему готов. Призы и внимание жюри – приятная неожиданность для меня.
Перекликается ли сценарий с вашей жизнью?
Сценарий к фильму написал Алексей Бородачев, текст попал мне в руки готовым. Тогда мне осталось только принять решение, берусь ли я за этот фильм или нет. Я уже знал, что главную роль будет играть Евгений Ткачук, и очень рад, что мне посчастливилось работать с такой замечательной командой. В итоге мы сняли фильм, который имеет успех на фестивальной площадке. В России особенно актуальна тема безотцовщины. У меня много друзей, которые выросли в неполных семьях, в которых, как правило, не было отца, и я не исключение. Хочу подчеркнуть, что у меня не было цели погрузить фильм в автобиографическое русло, скорее, это просто такие пересечения и совпадения, которые возникли на моем творческом пути.
После просмотра фрагментов фильма, мне показалось, что картинка и образы похожи на элементы картин Валерии Гай Германики и Василия Сигарева. Кто из отечественных режиссеров является для вас авторитетом?
Режиссеры, которых вы назвали, скорее в одной «упряжке» вместе со мной, мы делаем кино сегодня. Я только начал двигаться в сторону кино для широкого проката, поэтому еще рано говорить о каком-то одном узнаваемом направлении. Из отечественных режиссеров я бы выделил Николая Досталя и Динару Асанову. Считаю, что у нас в стране богатое кино, уже снято большое количество значимых картин. Сейчас я пересматриваю картины Сергея Эйзенштейна и понимаю, что его киноязык оказался подзабыт. Мы, современные режиссеры, чувствуем дистанцию времени. Но, рассматривая особенности монтажа Эйзенштейна, понимаешь, что его «музейные» ходы сейчас выглядят предельно современно именно в том виде.
Мне показалось, что фильм достаточно реалистичный, показывает зрителю Россию такой, какая она есть. Это ли было вашей главной целью как у режиссера?
Возможно, трейлер создает обратное впечатление, но на деле фильм можно отнести к гротеску. Это явное преувеличение, мы сознательно брали реальность, собирали ее по крупицам и создавали немного другой мир. Наши герои имеют собирательные образы, мы сознательно шли на преувеличение реальной жизни. Не было цели показать Россию в каком-либо ключе, мне хотелось рассмотреть каждый характер героев и поделиться со зрителями своим представлением с помощью преувеличенной и даже сказочной формы.
Вы учились на оператора в СПбГИКиТ, потом поступили во ВГИК. Знания, полученные в Институте кино и телевидения, помогли вам в работе над фильмом?
В КиТе я учился в мастерской Эдуарда Розовского и Сергея Астахова. Считаю этих мастеров прекрасными наставниками, они прививали любовь к специальности и повлияли на мое личное ощущение профессии. Главное, что я вынес из общения с мастерами: ты можешь говорить все что угодно, но на это у тебя должны быть основания. Я благодарен своим мастерам за то, как они преподнесли нам понимание операторского искусства. Основные знания мира кино я получил в Институте кино и телевидения, режиссуру потом добирал во ВГИКе в мастерской Карена Шахназарова.
Хотели бы вы, как режиссер, сотрудничать со студентами Института кино и телевидения?
Да, это интересная идея. Если я могу дать ребятам нужную практику на площадке, то я только «за». Это будет не только полезно, но и появится шанс обрасти нужными связями. Я за любые сотрудничества такого рода, особенно с Институтом кино и телевидения.
Что бы вы хотели пожелать студентам, которые планируют посвятить свою жизнь кино?
У нашей профессии сейчас бездумная, даже нездоровая пора. Многое зависит от денег, хорошее кино невозможно снять бесплатно. Можно долго находиться в поисках продюсера, я думаю, нужно брать камеру и идти снимать, остальное само подтянется. Перед тем как наткнуться на «Витьку Чеснока», я искал единомышленников для разработки собственных идей. Самое главное для молодого режиссера – не стоять на месте, если ты чувствуешь, что тебя волнует собственное дело, тянет к себе, тогда надо придерживаться своих идей и стараться их реализовать. У каждого режиссера свой путь, главное – делать, делать, делать…
Служба информации СПбГИКиТ