22.06.2017
Студент СПбГИКиТ Павел Вагин стал участником «Кинотавра»
Студент нашего Института Павел Вагин (мастерская профессора Юрия Николаевича Клепикова) стал участником 28-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Фильм «Слава богу, я собака!», в котором он выступил в качестве сценариста, вошел в шорт-лист программы короткометражных фильмов кинофорума. Молодой кинематографист поделился своими впечатлениями об увиденном
Сценарий фильма «Слава Богу, я собака» – моя первая работа в кино, и для меня стало приятной неожиданностью, что ее решено было отправить на кинофестиваль «Кинотавр-28», и она приняла участие в программе.
Замысел картины состоял в том, чтобы рассказать историю от лица собаки. И я очень рад, что режиссер Екатерина Преснякова рискнула это сделать, а оператор Антон Казистов нашел приемы для его воплощения. Видимо, именно это и выделило фильм из числа других конкурсных лент.
После его показа в Зимнем театре в Сочи мы с оператором Антоном Казистовым старались узнать мнение о нашей работе у как можно большего числа зрителей. Ведь у авторов короткометражных фильмов, в отличие от создателей полнометражных, нет возможности провести пресс-конференцию, в ходе которой члены съемочной группы рассказывают о созданном фильме, отвечают на вопросы присутствующих. Единственная возможность для участников «короткого метра» запомнить друг друга – тогда, когда их всех одновременно вызывают на сцену.
Поэтому мы самостоятельно собирали и анализировали мнения, а также пытались найти членов тех съемочных групп, работы которых нам понравились. Некоторые участники кинофорума находили нас сами, благодарили за ленту «Слава богу, я собака!» Так проходил обмен мнениями о фильме, а также обмен контактами, которые, надеюсь, пригодятся в дальнейшей работе. В этом смысле важность участия в кинофестивале трудно переоценить.
Программу «короткого метра», включившую 28 фильмов, мы с оператором посмотрели всю. И вот какие сделали выводы: никогда не следует использовать без разрешения авторов контент и музыку. В нашем случае с музыкальной группой, понравившейся режиссеру, был подписан договор на использование композиций. Это было сделано именно для того, чтобы у организаторов «Кинотавра» не возникло к нам претензий.
Об этом следует помнить всем, кто подает заявку на участие в кинофестивале. Даже тем, кто сомневается в успехе своего фильма. Ведь решать, насколько он хорош, будет жюри и зритель. А вот обеспечить фильму законную жизнь – обязанность продюсера и режиссера. Кстати, на «Кинотавр» можно попасть только с фильмом, получившим прокатное удостоверение. А оно достается лишь тем, кто грамотно оформил все разрешительные документы.
Участие в кинофестивале позволило сделать еще один вывод: хорошим фильм получается, как правило, тогда, когда существует взаимопонимание между сценаристом, режиссером и оператором. Мне кажется идеальной та ситуация, когда режиссер высказывает коллегам ряд пожеланий, касающихся жанра будущей ленты, сюжета, задает хронометраж, несколько локаций, обозначает характер героев. Придумать же историю – задача сценариста, а снять ее – оператора. И тогда – при взаимопонимании всех сторон съемочного процесса, ожидаем положительный результат.
Вместе с Антоном Казистовым мы посмотрели всю конкурсную программу «полного метра», состоявшую из 14 фильмов. Понравились почти все, но некоторые из них хотелось бы отметить особо.
Прежде всего, это картина «Теснота» (режиссер Кантемир Балагов). В ней все сюжетные линии доведены до конца, есть множество смысловых пластов благодаря качественной работе сценариста, потрясает игра актеров. Неудивительно, что на Каннском фестивале (2017) фильм получил приз ФИПРЕССИ, а на «Кинотавре» – приз «За лучший дебют» и приз гильдии киноведов и кинокритиков России им. Даниила Дондурея. Также вызвали интерес такие фильмы, как «Турецкое седло» (режиссер Юсуп Разыков), «Заложники» (режиссер Резо Гигинеишвили), «Аритмия» (режиссер Борис Хлебников), «Блокбастер» (режиссер Роман Волобуев) и «Рок» (режиссер Иван Шахназаров).
Трудно переоценить ценность участия в таком кинофоруме, как «Кинотавр», для молодых кинематографистов. Ведь мы имели возможность смотреть картины и принимать участие в их обсуждении вместе с такими мэтрами отечественного кино, как Александр Роднянский, Алексей Учитель, Владимир Хотиненко, Антон Долин, Андрей Звягинцев, Федор Бондарчук и многими другими. Хотелось бы поблагодарить за предоставленную мне возможность столь важной профессиональной учебы декана факультета экранных искусств, профессора Виктора Михайловича Будилова и заместителя заведующего отделением творческих экранных профессий по воспитательной работе Марину Сергеевну Богданову, за их отзывчивость, терпение и веру в мои силы.
Текст и фото: Павел Вагин