02.05.2017
Дипломная работа выпускника СПбГИКиТ стала лучшей на кинофестивале «История и культура»
Фильм Константина Пессяникова «Изменить прошлое бессильна даже боль» получил главный приз и золотую медаль Всероссийского кинофестиваля «История и культура». Дипломная работа Константина посвящена Василию Арсеньевичу Колотильщикову (1868-1958) – краеведу, автору фотографий с видами города Кашина, окрестных дворянских усадеб и важных событий, происходивших в городе
Ранее фильм «Изменить прошлое бессильна даже боль» был отмечен бронзой фестиваля «Нить», а также показан в рамках международного кинофестиваля «Послание к человеку». Художественный руководитель дипломного проекта – кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры фотографии и народной художественной культуры Виталий Евгеньевич Аксенов.
– Константин, почему именно Колотильщиков стал героем твоего дипломного проекта?
– Год назад, как раз в начале четвертого курса, я познакомился с родственницей главного героя, Нонной Васильевной Калашниковой, у которой остались никому не известные материалы: фотографии и его дневник. Я не смог пройти мимо и решил сделать из этого фильм. О моем герое имеется достаточно много общеизвестной информации в музее и в интернете, но этой – нет. Мне дали разрешение создать этот фильм при условии, что я не буду распространять материалы и выкладывать их отдельно. Помимо этого я обратился в музей города Кашин, филиал Тверского музея.
– Как создавался фильм?
– Я делал его год. Три раза приходил к Нонне Васильевне и набирал материалы, на протяжении пяти месяцев расшифровывал дневник. Из него и составил историю: выделил опорные пункты, ведь всю его долгую девяностолетнюю жизнь в фильм не вместить. Конечно, о том времени сохранились только фотографии, поэтому моя работа по большей части состоит из них. Затем подобрал музыку, наиболее точно характеризующую эпоху и пригласил народного артиста России Ивана Ивановича Краско читать закадровый текст. Мне был нужен человек старше семидесяти лет, поэтому я обратился именно к нему. Через знакомых найти его контакты мне не удалось, и поэтому я нашел его в театре, где он служит.
– Что оказалось самым сложным в работе?
– Самое сложное – это драматургия, сделать историю. Отобрать наиболее значимые события из жизни, которые будут создавать повороты в сюжете. Увлечение фотографией, смерть жены, а затем и дочери, революция… Я хотел, чтобы моя работа передала ощущение эпохи и не была похожа на архив.
– Была ли у тебя съемочная команда?
– Так как это моя первая работа, я посчитал, что будет лучше от начала и до конца сделать все самостоятельно. Фильм состоит из фотографий и кадров моего города, к которому я выразил личное отношение, поэтому оператор мне не потребовался. Подбирал музыку и сводил звук тоже сам.
– Почему история Колотильщикова так важна для тебя лично?
– Я делал все на сочувствии, я проникся своим героем. Мой фильм не о фотографе, а о человеке, который стал фотографом. Я хотел себя попробовать, попытаться выразить, что у меня внутри. Мне хотелось, чтобы люди о нем узнали: в свое время Колотильщиков был очень известен, его выставки проходили даже во Франции. Сейчас он интересен в только в узких кругах. Его воспринимают исключительно как фотографа, а я попытался раскрыть его как человека – как жил, почему пришел к фотографии, как потерял близких и пережил войну – до этого момента историю его жизни не знали даже в музее.
– Какова роль Колотильщикова в истории фотографии?
– Когда он начинал свою деятельность, в стране было только две книги по фотографии. Колотильщиков сделал камеру из картонной коробки перочинным ножом. У него были ученики и продолжатели, и хотя он был не единственным в своем роде, пожалуй, только ему удалось так полно запечатлеть жизнь дореволюционной провинциальной России.
– Почему твой фильм получил название «Изменить прошлое бессильна даже боль»?
– Это последние слова, написанные в его дневнике, но они выражают и мое отношение ко всему, что происходило в его жизни. Все его близкие люди погибли, он не смог заглушить эту боль, и мне показалось, что это наиболее точная формулировка идеи и обобщение всей истории. Меня шокировало то, что после всех бед, на него обрушившихся, ему удалось найти в себе силы жить дальше. Это характеризует его как очень сильную личность: он остается человеком, несмотря на все ужасные обстоятельства.
Текст: Варвара Федорова