03.04.2017
Вадим Островский: «Не пытайтесь удивить продюсеров сюжетом»
Студенты Института кино и телевидения на протяжении учебного года изучали телевизионные форматы и жанры кино, беседуя с представителями тематических дирекций различных каналов. Новым гостем уже традиционного цикла творческих встреч стал Вадим Генрихович Островский, познакомивший будущих режиссеров игрового кино и телепрограмм, актеров, драматургов и продюсеров с криминальной драмой и спецификой канала НТВ
Вспоминая свои студенческие годы, Вадим Генрихович отметил, что из встреч с именитыми кинематографистами он почерпнул для себя практические советы и запомнил чувство близкого контакта мастера своего дела с аудиторией. Оказавшись теперь по ту сторону трибуны, руководитель дирекции кино и сериалов телеканала НТВ пообещал слушателям не только интересную и познавательную беседу, но и возможность узнать что-то полезное для кинематографической деятельности.
Разбор специфики выбора жанров для кино и сериалов Вадим Островский начал с личного откровения: до начала работы в команде «НТВ» режиссер и продюсер ранее не был знаком с контентом третьего федерального канала. Студентам же он предложил открыть для себя «НТВ» заново, отказавшись от стереотипа «криминальности». О расширении тематики от милицейской драмы к общей идее «человека-защитника» зрители узнали из презентационного ролика: на место сотрудников органов внутренних дел пришли спасатели МЧС, детективы, консультанты-юристы и др. В роли «защитников-интеллектуалов» и героев уже этой весной можно увидеть Сергея Безрукова, Ингеборгу Дапкунайте, Алексея Чадова, Аркадия Машкова и многих других известных актеров.
Вадим Генрихович рассказал, что идеи студентов-драматургов вполне могут конкурировать с задумками маститых сценаристов, и для этого не обязательно обладать большим опытом работы – здесь важны оригинальность замысла и знание некоторых правил общения с тематическими дирекциями канала. Обозначив приоритетное направление работы в жанрах детектив и криминальная драма, Вадим Островский охотно рассказал, как заинтересовать продюсеров кино и сериалов на НТВ, а также как избежать типичных ошибок в презентации своих идей.
– Одна из самых частых ошибок драматургов – попытка удивить продюсеров сюжетом. Как известно, историей удивить невозможно, так как всего есть 36 вариантов развития действия. Но заинтересовать всегда можно новым и необычным набором качеств героя. И если в предлагаемом синопсисе есть интересный персонаж, то у идеи шанс на реализацию увеличивается в разы. Вспомним, к примеру, сериал «Доктор Хаус»: продюсеры задумывали историю-нонсенс и хотели удивить зрителя врачом-мизантропом, а ведь не любить пациента – для доктора означает не любить свою работу! Что вышло из такой задумки, мы с вами прекрасно знаем, – рассказывает Вадим Генрихович Островский. – Но несмотря на то, что главное в истории – человек, не стоит забывать о форме и придерживаться жанра, соответствующего специфике выбранного вами канала!
Руководитель дирекции кино и сериалов НТВ обратил внимание студентов на выгодные позиции российского телевизионного кинематографа в мировом рейтинге. Увеличение просмотров русского кино значительно увеличилось в 2016 году, что неразрывно связано с повышением объема производства и улучшением качества работ. Вадим Островский искренне пожелал студентам успешно влиться в профессию.
Вадим Генрихович дал несколько практических советов, которые, по его мнению, откроют дорогу на телеканалы молодым драматургам:
1. Режиссер, продюсер и сценарист – это тесно взаимосвязанные специальности, и, чтобы понимать мир кинематографа, нужно знать тонкости работы своих коллег. Я бы посоветовал вам научиться писать по серийному плану – истории, где нет диалогов, но четко прописаны все сюжетные линии и взаимодействие всех заявленных персонажей. Это очень важный навык, который ценится на телеканалах: без крепкой конструкции повествования нет.
2. Частая ошибка драматургов, которые хотят предложить идею фильма или сериала – незнание отличия между тизером и синопсисом. Телеканалу нужно знать историю «от» и «до», так как именно сюжет определяет стилистику контента. Говорят, что идею продать невозможно, но именно идею, упакованную в определенный жанр, вы и излагаете в синопсисе, чтобы заинтересовать телеканал в реализации вашей задумки.
3. Совет режиссерам: на встрече с продюсерами излагать концепцию или идею фильма нужно не в нескольких листах, а пользуясь одним правилом: «25 предложений в трех минутах разговора». В этом объеме вы должны сформулировать смысл того, что хотите донести до зрителя, и если вас готовы слушать, раскрыв глаза и рот от интереса, то ваша цель достигнута.
В конце встречи участники задали вопросы и обменялись контактами для дальнейшего сотрудничества: Вадим Генрихович честно признался, что ему не хватает новых идей, и поэтому он с удовольствием рассмотрит проекты, предлагаемые студентами и педагогами Института кино и телевидения, примет приглашения на питчинги и студенческие фестивали.
– Телевидение – это бизнес. Мне, как человеку бизнеса, «протягивать руку помощи» студентам очень необычно и, наверное, даже неправильно. Но я и мои коллеги заинтересованы в новых именах, идеях и взглядах, поэтому нам важно, когда студенты проявляют инициативу, показывают свои работы и приглашают на встречи. Я желаю вам учиться не терять время и овладеть навыками своего ремесла, чтобы, выйдя в открытое плавание, вы не проиграли конкуренцию. Если вы не научитесь сейчас, то за вас научится кто-то другой! – подвел итог встречи Вадим Островский.
Служба информации СПбГИКиТ