17.04.2017
В СПбГИКиТ прошел мастер-класс по методу Михаила Чехова
14 апреля в киноконцертном зале СПбГИКиТ состоялся мастер-класс «Аффективная память. Упражнения по методу М. Чехова». В ходе занятия студенты творческих профессий ощутили на себе законы перехода в воображаемый мир, что способствует созданию художественного образа
Мастер-класс, включивший разминку, различные упражнения, групповой тренинг, задания-импровизации провел кандидат искусствоведения, заслуженный артист России, лауреат всероссийских и международных конкурсов, доцент СПбГИКиТ и РГИСИ Евгений Рафаилович Ганелин. Ему ассистировал сын – артист театра им. В. Ф. Комиссаржевской Александр Ганелин.
Цель занятия, проведенного в Институте впервые, объяснил Евгений Рафаилович Ганелин:
– Всем представителям творческих профессий необходимо обладать аффективной (эмоциональной) памятью, способствующей созданию художественного образа. Ее качественному развитию наилучшим образом способствует метод, разработанный великим русским актером Михаилом Чеховым. Несколько упражнений, предложенных им, помогают будущим профессионалам в области кино и телевидения ощутить на себе законы перехода в воображаемый мир. Особую же ценность эти упражнения представляют для актеров – они помогают их «открытию», свободе исполнения роли.
Обращение к эмоциональной памяти помогает вспомнить уже пережитые актерами чувства, которые, по мысли Михаила Чехова, должен испытывать герой пьесы. Для того, чтобы они стали переживаниями актера, ему необходимо пережить эти чувства заново, извлечь их из своего подсознания, оживить. После небольшой разминки в начале занятия, включившей упражнения для рук, части студентов было предложено вообразить себя мотоциклистами, другим – самолетом. Это упражнение пробудило фантазию исполнителей, убедивших зрителей с помощью разнообразных движений и звуков в том, что по сцене действительно носятся мотоциклы, над ней парят аэропланы.
Следующее упражнение включало голосовой контакт людей, отъезжающих от станции в поезде, и провожающих, стоящих на перроне. Задача, поставленная перед исполнителями, оказалась нелегкой. В течение минуты «провожающим» нужно было передать какую-нибудь информацию, а «отъезжающим» понять ее и дать ответ. Трудность заключалась в том, что реплики каждой пары тонули в общем гуле, и понять сказанное мог только тот, кто сумел психофизиологически настроиться на восприятие своего собеседника.
Первое занятие, проведенное для студентов Института по методу Михаила Чехова, подтвердило важность использования аффективной памяти для подготовки будущих профессионалов в области кино и телевидения. Евгений Рафаилович Ганелин планирует провести цикл мастер-классов, способствующих созданию их участниками художественного образа в той сфере, которую они для себя выбрали.
Служба информации СПбГИКиТ