13.04.2017
Слушательница «Высших режиссерских курсов» рассказала о своем участии в съемках фильма «Т-34»
Учащиеся факультета заочного, очно-заочного и дополнительного образования приходят в наш вуз не случайно. У большинства за плечами уже имеется жизненный и творческий опыт. А учеба в СПбГИКиТ нередко совмещается с работой в кино. Ева Калашник, ученица Виктора Ивановича Бутурлина, участвует в съемках масштабного военно-исторического фильма «Т-34». Мы попросили ее рассказать о процессе создании картины, которая вполне может стать одним из лидеров кинопроката
Режиссером фильма «Т-34» стал Алексей Сидоров («Бой с тенью», «Бригада»), в главных ролях задействованы Александр Петров, Виктор Добронравов и Ирина Старшенбаум. Главный герой картины, молодой солдат Ивушкин, управляя легендарным советским танком, противостоит фашистским «пантерам». В съемках Ева Калашник участвует как скрипт-супервайзер.
Ева, расскажи, кто такой скрипт-супервайзер и зачем он нужен на съемках?
Это тот человек, который наизусть знает сценарий, во время съемки следит за нумерацией всех сцен и дублей, видит мелочи и детали, несоответствия сценарию, наблюдает за героями: в чём одеты, какой грим, какие изменения произошли с ними в той или иной сцене. Сцены в кино не снимают последовательно, и очень важно, чтобы соблюдалось континьюнити.
Ну вот, еще одно для многих непонятное слово…
Сейчас станет понятно. Например, наш главный герой в финальной сцене первого боя раненый выползал из танка без перчаток. Через несколько дней мы вернулись к этому эпизоду, но снимали уже внутри танка. Скрпит-супервайзер должен проследить, чтобы главный герой в какой-то момент и в кадре оправдано снял перчатки. Костюм, грим, реквизит у актёра обязательно должны быть такие же, как и в предыдущей натурной сцене.
Каждый знает, что создание фильма – это волшебство. Но что в этом волшебстве тебе больше всего нравится?
Атмосфера. Неважно – холодно, дождливо, ветрено или сильная жара, на съемочной площадке нет слов «устал», «не могу», «не буду». Работа кипит всегда, ни одного угрюмого лица, ни одного безразличного взгляда, ведь каждый знает и любит свое дело, каждый здесь по-своему художник. В кино люди особенные, они объединены одной целью – сделать достойную картину.
Что-нибудь новое узнала на съемках?
Можно сколько угодно говорить «я хочу работать в кино» и при этом понимать весь процесс, но настоящее «боевое крещение» проходишь только на съёмочной площадке. Здесь либо сможешь, либо нет. Я постоянно учусь, не стесняюсь спрашивать и наблюдать. Должность скрпит-супервайзера позволяет «видеть» профессию режиссера совсем близко: какую режиссер выбирает оптику, свет, как говорит с актерами, разводит мизансцену, дополняет и усиливает диалоги, придумывает детали, которые бы сделали сцену живее и ярче.
На съёмочной площадке я узнала про такого специалиста, как CG-супервайзер – это «лицо» графики фильма, человек, который принимает все творческие и технические решения, связанные с CG-спецэффектами. Включается в работу над фильмом ещё на стадии препродакшена, а заканчивает на постпродакшене. Он вместе с режиссером и оператором разрабатывает каждый шот, где используется графика и создаёт превизы для тех сцен, в которых будет использована сложная компьютерная графика. Во время съемок фильма надо отслеживать процесс съемок сцен с графикой (это и моя работа), а к некоторым из них необходимо специально снимать плейты.
Еще больше сложных кинематографических терминов! На этот раз не буду просить пояснить их. Расскажи лучше, что тебе больше всего запомнилось на съемках «Т-34»?
У нас были съемки в интерьере настоящего танка, в котором собран весь экипаж: механик-водитель, радист-пулеметчик, заряжающий и командир. Находиться в танке кому-то еще невозможно – нет места. То есть, при необходимости, ни оператор, ни реквизиторы, ни художники по гриму и костюму попасть в танк не могли. Поэтому механик-водитель танка, которого играет Виктор Добронравов, сам включал и выключал камеру, так как находился к ней ближе всех, щелкал хлопушкой и писал на ней изменения, а также был костюмером, гримером, администратором и выполнял свою роль – водителя танка.
Как проходят смены, подготовка к съемкам?
Подготовка к съемкам – это период препродакшена. Когда второй режиссер и его ассистент составляют КПП, собираются представители всех департаментов на читку сценария и разбирают его буквально по словам, когда определяют локации, выбирают натуру, строят декорации, проводят кастинги.
Когда начинаются съемки, нужно вообще забыть про свободное время. Смена зачастую начинается в 7 утра, а заканчивается с заходом солнца, после чего у нас всегда собрание. Если погода вносила свои коррективы, то режиссерская группа быстро искала выход из ситуации, а в крайнем случае изменяла КПП. Так, когда во время наших съёмок снег начал стремительно таять, было принято решение снять все натурные сцены, в которых много общих и дальних планов.
Все это очень хорошо – опыт потрясающий, конечно. Но удается ли при такой нагрузке работать над собственным дипломным фильмом?
Сейчас перерыв между блоками съемок, и у меня есть апрель для того, чтобы снять свой дипломный фильм. При этом приходится совмещать учебу и работу, но это и есть та приятная суета, которая делает мою жизнь счастливой. Главное – заниматься любимым делом!