09.03.2017
XXI фестиваль архивного кино «Белые Столбы»
На недавно завершившемся XXI фестивале архивного кино «Белые Столбы» профессиональное сообщество киноведов и кинокритиков подвело итоги 2016 года. Приз «За вклад в отечественное киноведение» получил Олег Альбертович Ковалов - доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ На торжественной церемонии закрытия фестиваля, проходившем в Подмосковье, диплом и хрустальную статуэтку с эмблемой Госфильмофонда России О. А. Ковалову со сцены вручил сотрудник Госфильмофонда, киновед Евгений Марголит. На фестивале прошла презентация сразу двух книг О. А. Ковалова: «Из(л)учение странного», посвященной анализу отечественных фильмов первой половины XX века и антологии «Е. Ф. Бауэр: pro et contra» (в соавторстве с Н. С. Скороход и С. А. Семенчук).
Коллектив института поздравляет дипломанта фестиваля с победой и желает дальнейших творческих успехов!
Программа фестиваля этого года поразила разнообразием даже постоянных гостей «Белых Столбов». Наиболее яркими впечатлениями делятся студенты и магистры кафедры драматургии и киноведения СПбГУКиТ:
Столетие революции - событие, которое фестиваль не мог обойти, дата провокативная, невольно заставляющая подводить итоги истории, как политической и социальной, так и кинематографической. Легкий ветерок революционного энтузиазма пронесся и на круглом столе. Дискуссия об общем положении архивного кино и аудитории архивных фестивалей быстро перешла в обсуждение конкретных предложений по поводу того, как должны выглядеть «Белые Столбы» в будущем, как расширить поле деятельности фестиваля, как сделать его более привлекательным и для широкой аудитории, и для специалистов. Особое внимание было уделено студентам киновузов - той части гостей фестиваля, которая намного увеличилась за последние годы.
Программа «Белых столбов» 2017 года, в очередной раз показала, что фонды архива хранят фильмы, чья актуальность для современных проблем кинематографа отнюдь не утрачена и чей эстетический потенциал потенциал революционен. Две экспериментальные документальные ленты, «текстологические» фильмы «Рукописи Пушкина» (1937) и «Как работал Маяковский» (1947) только подтверждают это. Первый фильм основан на работах литературоведа-пушкиниста С. Бонди, второй - опирается на статью Маяковского «Как делать стихи?». Картина «Рукописи Пушкина» в форме анимации реконструирует процесс создания стихотворения, сохраняя рамки документального жанра. Второй фильм вовсе не стесняется быть авангардным и визуализирует мысли поэта во время написания стихотворения, используя разнообразный набор инструментов графического дизайна конструктивистской школы. «Как работал Маяковский», по сути, уникальный гибрид, который предвосхищает графический интерфейс современного компьютера. Он доказывает, что пленочный кинематограф уже располагал всеми потенциально необходимыми элементами, чтобы организовывать некоторую визуальную среду, не имеющую отношения к предкамерному пространству. «Как работал Маяковский» редкий пример того, как «пленочный» экран тяготел к тому, чтобы стать тем, что мы сегодня называем виртуальной интерактивной реальностью, созданной с помощью совершенно иных - компьютерных технологий.
Юлия Смирнова, студентка 3-го курса (мастерская В. С. Майзель)
«Дантон» (1921), показанный в программе «100 лет революции», был совершенно справедливо назван Натальей Нусиновой одной из самых раритетных находок фестиваля. Снятый русским эмигрантом Дмитрием Буховецким в Германии, фильм выходил в советском прокате под названиями «Смерть Дантона» и «Гильотина». Советской копии, увы, не сохранилось, версия же, увиденная на фестивале, со всей ясностью позволяет понять судьбу режиссера-эмигранта, который бежал от установленного новой властью порядка, сметающего все традиции дореволюционной киноэстетики. В своих картинах Буховецкий проводит анализ сложившейся на Родине ситуации на поле сразу нескольких эстетик (театральной, доревлюционной киноэстетики и экспрессионистской), что делает фильм интереснейшим историческим артефактом и еще одним примером кинотворчества русской эмиграции, имеющего свои совершенно определенные эстетические каноны.
Анастасия Лежакова, студентка 3-го курса (мастерская В. С. Майзель)
Фестиваль архивного кино «Белые столбы», так или иначе, обращается к современности. В этом году основной темой стала революция в кино. И речь здесь не о конкретной Февральской или Октябрьской, а о Революции в целом - историческом, личном, творческом или социальном событии. В программе «''Игровики'' снимают документ» был показан фильм Арунаса Жебрюнаса «Черная процессия» 1963 года. Это антирелигиозный фильм, целью которого было обличение церковных праздников. Главное достоинство картины состоит в том, что при своем утилитарном значении она не лишена художественной изобретательности. Автор фильма визуально увеличил фигуры шествующей процессии, используя специальную оптику, и смонтировал их с крупными планами фанатичных послушников, благодаря чему происходящее на экране не просто утратило реалистичность, но стало фантастичным, ирреальным. После съёмок фильм был подвержен жёсткой критике и цензуре: «Черную процессию» обвиняли в отсутствии четко сформулированной позиции, а некоторыми фильм и вовсе был воспринят как религиозная пропаганда. В начале XXI века картина вернулась на экраны, но, как ни парадоксально, в целях обличения режиссёров, клеймивших веру. Сегодня этот фильм выглядит остро, и, кроме того, служит документом, фактом относительности исторических процессов и существования авторской точки зрения в советском неигровом кино.
Захар Тимашов, студент 2-го курса (мастерская А. А. Артюх)
Необычной показалась кинолента Фридриха Эрмлера «Перед судом истории» 1965 года. Она была снята по сценарию Владимира Владимирова при участии Михаила Блеймана. Этот документальный фильм - диалог Василия Витальевича Шульгина, политика и сторонника Белого движения, и поблекшего на его фоне советского историка.
Эрмлер затрагивает неожиданную для 60-х годов тему – тему царизма. Герои киноленты намеренно возвращаются в предсоветское пространство, чтобы поспорить о монархии и о том, как стремительно ее сменила советская власть. Шульгин явно ностальгирует по тем временам, когда страной правил Николай II. С болью в сердце он вспоминает об императоре, не обладавшем нужным для правителя мужеством и стойкостью. Уже совсем старик, Шульгин неспешно расхаживает по комнате царя, будто в музее показывая, где сидел или стоял Николай II, с грустью смотрит на старинный документ с речью о его отречении.
В картине показано не только противопоставление взглядов героев, но и их внешних обликов. Молодые девушки, случайно заметившие на улице Шульгина в длинном пальто, в шляпе и с тростью в руке, принимают его за иностранца. И, действительно, рядом с историком, в советском, неприметном костюме, он кажется человеком, пришедшим из другой эпохи, что не менее интересно, чем споры главных персонажей фильма «перед судом истории».
Наталья Мельникова, студентка 5-го курса (мастерская О. А. Ковалова)
Среди представленных в программе фестиваля фильмов была картина Фридриха Эрмлера «Из Нью-Йорка в Ясную Поляну» (1962). Сделанный телевизионном формате, этот фильм о двух эмигрантах в Америке, которые обратились за помощью к графу Толстому, для многих стал настоящим открытием. Пётр Охрименко рассказывает фантастическую историю о своем путешествии в Нью-Йорк и о письме к Льву Николаевичу Толстому, долго остававшемся без ответа, но все-таки нашедшем своего адресата. Перед зрителями появляются письма Толстого к Эдиссону, фонограф с записью голоса Льва Николаевича. Секретарь Толстого — Николай Гусев, рассказывает свою версию произошедшего. Картина полифонична, перед зрителями предстает не только Петр Орхименко, но и люди, которых затронула его история: Эдисон, Ленин и Крупская. Общая канва фильма сценарно выверена, документальные куски мастерски смонтированы между собой и подогревают интерес зрителя к данному сюжету. Этот фильм прекрасно дополняет палитру представленных в программе картин, расширяя представления о границах документальной киноэстетики.
Михаил Стрелков, магистр 2-го курса (научный руководитель Н. С. Скороход)
В этом году Марлен Хуциев представил реставрированную версию своей картины «Был месяц май». В фильме режиссер вспомнил ушедшую войну, радость победы, прикоснулся к бесчеловечности концлагерей, взглянул на усталые лица жертв, прочитав вытесанную на них историю. От широко расправленной груди, счастливого вздоха, долгожданного дремотного спокойствия зрителя переносят в запекшуюся черноту лагерных бараков. Так же, как и в ленте «Мне двадцать лет», дождливая и солнечная молодость не смогла убежать от прошлого, юного лика погибшего отца, нервных строк стихов, взросления. Хуциев сам подчеркнул важность контрастов: хроника последних дней войны, взятие Рейхстага в фильме «Был месяц май» сопровождается симфонией Чайковского «Манфред», а именно финалом части «Lento Lugubre», трагичным и ожесточенным. Этот фильм, живя и за пределами фестиваля «Белые столбы», стал одним из сильных волнений, следуя за картиной Фридриха Эрмлера «Перед судом истории» и сменяясь лентой Александра Аскольдова «Судьба моя – КамАЗ». Простота обычного дня в «Был месяц май», сложенная из стакана молока, из шуток сослуживцев, привычных колонн солдат, сухих и запутанных рассказов узников становится поистине документальной. И хроника, начавшая повествование, будто не заканчивается.
Александра Кошелева, студентка 5-го курса (мастерская О. А. Ковалова)
Хочется отметить программу студенческих работ, среди которых выделялся «Переполох» Василия Ордынского и Якова Сегеля. Выход на экраны дипломного фильма ВГИКовских выпускников мастерской С. А. Герасимова был приурочен к пятидесятилетней годовщине со дня смерти Антона Павловича Чехова в 1954 году. «Переполох» - кинематографический этюд, основанный на чеховском тексте, но перевоплотившийся в самостоятельное экранное произведение.
С первых кадров режиссеры утверждают героиню Машу не столько как драматургического персонажа, участника конфликта, а как центр «фильмической реальности», опору для происходящего на экране. С просторных, оживленных московских улиц гувернантка попадает в тесное, затемненное и удушающее пространство дома. Она вмешивается в конфликт, сливается с павильонными декорациями – превращается в деталь, ставится в один ряд с пропавшей брошкой или воздушным шариком, привязанным к кровати. Первая попытка убежать оказывается безуспешной – под громкую музыку героиня переходит лишь из одной комнаты в другую, сменяя кадры. Только когда конфликт мгновенно решается, оказывается даже мнимым и несущественным вне декораций дома, Маша может вырваться. Героиня сама ведет камеру и подтверждает намеренья авторов – это история лишь о ней и ее отношении с миром вокруг.
Мария Шиманская, студентка 2-го курса (мастерская А. А. Артюх)
С первых кадров режиссеры утверждают героиню Машу не столько как драматургического персонажа, участника конфликта, а как центр «фильмической реальности», опору для происходящего на экране. С просторных, оживленных московских улиц гувернантка попадает в тесное, затемненное и удушающее пространство дома. Она вмешивается в конфликт, сливается с павильонными декорациями – превращается в деталь, ставится в один ряд с пропавшей брошкой или воздушным шариком, привязанным к кровати. Первая попытка убежать оказывается безуспешной – под громкую музыку героиня переходит лишь из одной комнаты в другую, сменяя кадры. Только когда конфликт мгновенно решается, оказывается даже мнимым и несущественным вне декораций дома, Маша может вырваться. Героиня сама ведет камеру и подтверждает намеренья авторов – это история лишь о ней и ее отношении с миром вокруг.
Мария Шиманская, студентка 2-го курса (мастерская А. А. Артюх)
Особенно запомнился короткометражный фильм Бако Садыкова «Адонис-XIV» (1977). Это притча о козле-провокаторе, живущем на скотобойне.
Служитель убийц, маленький провокатор, чье счастье и свобода покупается чужой кровью. В собственных глазах он безгрешен, но лишь до той минуты, когда по роковой случайности свернул не туда и увидел, как сдирают шкуру с его ближних. Несъеденный козлом сахар человеческие пальцы спокойно кладут в стакан с чаем. Два страшных леденящих душу козлиных крика — вопль трагического узнавания и стон перед обрывающейся жизнью, прожитой, в преступном ослеплении.
В свое время фильм произвел фурор. Как много мыслей и чувств он вызвал у зрителя. Элем Климов сказал о фильме: «Каждому, кто смотрит эту новеллу, полезно оглянуться вокруг себя — а чем обеспечено его благополучие?». Неудивительно, что десять лет «Адонис» был фактически под запретом. Картина вымарывалась из всех списков на смотры и фестивали короткометражных или студенческих работ. Однако, это не помешало ей в декабре 1986-го получить почетный приз Международного кинофестиваля в Мангейме, а в январе 1987-го — «Гран-при» кинофестиваля в Западном Берлине. Такова история притчи о прозревшем козле Адонисе XIV.
Юлия Баранова, студентка 5-го курса (мастерская О. А. Ковалова)
Говорят, что талант может проявляться не сразу. Но его задатки видны, и видны достаточно рано. В этом можно убедиться, посмотрев студенческие работы будущих заслуженных мастеров игрового и документального кино. Юлий Файт искал свой путь, снимая студенческую работу «Трамвай в другие города» по сценарию Геннадия Шпаликова. Невероятная энергетика автора и по-хорошему ребяческий задор режиссера позволили создать простое и очень светлое кино, по которому многие так скучают сегодня. Незамысловатый сюжет о смелом путешествии маленьких мальчиков туда, куда ночью уезжают трамваи, возвращает каждого в волшебную пору нашего детства. В короткометражной работе Юрия Мамина «Желаю вам…» уже видна его характерная манера, техника съемки и, конечно, искрометный юмор. Будущий режиссер «Окна в Париж» и многих других фильмов в сотрудничестве с поэтом Вячеславом Лейкиным создали образцово ироничную картину. Поразителен тот факт, что уже в студенческие годы Юрий Мамин обладал великолепным чутьем и художественным вкусом.
Тимур Тимеркаев, магистр 2-го курса (научный руководитель Н. С. Скороход)