07.12.2016
Акопов: «Профессия продюсера – это ремесло, от которого зависит успех вашего фильма»
Студенты Института кино и телевидения узнают секреты о мире кинематографа не только от своих мастеров и преподавателей. Встречи с видными деятелями культуры и искусства стали в стенах СПбГИКиТ доброй традицией. В этот раз поделиться своей историей успеха и дать напутствия молодым талантам приехал известный российский продюсер, член Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения России Александр Завенович Акопов.
В самом начале своего выступления гость обескуражил слушателей заявлением:
– Коллеги-продюсеры! Если вам кто-то объяснял, что ваша профессия «про деньги», то они глубоко ошибались. Ваша профессия на самом деле «про драматургию», потому что профессия продюсера – это ремесло про успех вашего фильма. А он невозможен без вашего понимания драматургии.
Поначалу ребята слушали спикера несколько настороженно, сохраняя чрезвычайную серьезность на лицах. Но драматургический «ликбез», благодаря харизме и чувству юмора успешного продюсера, вскоре вышел на дружественный лад, и о базовых компонентах кинематографа студенты слушали уже с неподдельным интересом и искрой в глазах. Книгой «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии» Д. Говарда и Э. Мабли, которую презентовал как автор предисловия Александр Акопов, заинтересовались ребята разных специальностей: операторы, режиссеры, продюсеры и сценаристы.
– Эта книга – адаптированное для русского читателя издание, которое в английском языке называется «Инструменты для сценария». В книге ничего не сказано о том, каким должен быть фильм и его сценарий. Это теория о том, какие инструменты находятся в руках человека, производящего фильмы. Для того, чтобы сделать стул, плотнику нужны молоток, гвозди, бруски и т.д. Но инструменты не гарантируют того, насколько хорош будет стул, который этот плотник сделает. Так и в кинематографе: нужно не просто знать базовые вещи, но и уметь с ними работать.
Первым делом продюсер посоветовал ребятам задаться одним вопросом: в результате мы хотим получить авторское кино, или зрительское? По мнению спикера, только зрительское кино способно собрать максимальную аудиторию и за счет этого вернуть деньги, потраченные на производство фильма. Продюсер также отметил, что сила зрительского кино заключается в эффекте «сарафанного радио»: если зритель был удовлетворен просмотром, он будет рассказывать, цитировать фильм, рекламировать его всем своим знакомым. И только при наличии этих двух компонентов работа всей съемочной команды ( в частности продюсера) будет считаться успешной.
– Вместе с понятием «авторское кино», мы с вами должны забыть и такие слова, как «фестиваль», «жюри», «приз». Невозможно оценивать фильм по решению экспертной комиссии фестиваля. Там вас судят 15 кинокритиков, а в России массовая аудитория начинается с полутора миллиона человек. Приз на фестивале ничего не значит, потому что кино состоялось, только если нам удалось удержать интерес массового, многомиллионного зрителя и получить его похвалу.
В течение полутора часов мэтр и начинающие кинематографисты подробного разбирали науку о построении структуры фильма, способной занять время аудитории с пользой и с интересом. Также ребята узнали о неутешительном прогнозе существования кинотеатров и большом будущем телевизионного рынка и по всем критериям разобрали «скелет» сценария. По окончании встречи Александр Завенович заверил ребят, что каждый сможет подробно ознакомиться с тонким искусством драматургии – продюсер подарил библиотеке СПбГИКиТ несколько экземпляров книг с пожеланиями.
– Я часто общаюсь со студентами и преподавателями, чтобы «измерить температуру» будущего нашей индустрии. Мне нравится направление движения Института кино и телевидения, нравится внедряемый Виктором Михайловичем Будиловым проектный принцип обучения, который наиболее естественен для киноиндустрии, – рассказал службе информации СПбГИКиТ Александр Завенович Акопов. – Все действующие продюсеры стараются помогать тем немногим ключевым учебным заведениям, и моя задача на сегодня состояла в том, чтобы помочь ребятам определиться – работают они со зрителем и для зрителя, или с собой в рамках авторского кино. Думаю, каждый в состоянии сделать свой личный выбор. Те, кто хочет снимать авторское кино никогда от этого не откажутся, это их воля, их выбор. А те, кто хотят удивить зрителя – будут снимать для многомиллионной аудитории.
Служба информации СПбГИКиТ