17.11.2016
У выпускников-документалистов началась фестивальная жизнь
Всего за тридцать дней дипломные фильмы документалистов вечернего отделения покажут сразу на трех уважаемых площадках: XXVI Международном кинофестивале Восточно-Европейского кино города Коттбус (Германия), Международном кинофестивале документального кино «Артдокфест», а также в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Александр Марков, доцент кафедры режиссуры СПбГИКиТ и руководитель мастерской, которую окончили молодые кинематографисты, рассказал о старте фестивальной истории своих учеников
– Вы и ваши ученики недавно вернулись из Германии, где участвовали в кинофестивале. Расскажите о нем.
– Международный кинофестиваль проходит в городе Коттбус в Восточной Германии уже в 26-й раз. Он планировался как фестиваль, на котором смогут встречаться кинематографисты Восточной Европы. Именно так он себя и позиционирует сегодня. Здесь можно увидеть новое игровое и документальное, полнометражное и короткометражное кино. Важность участия в нем очевидна. Здесь кинематографист может заявить о себе, узнать свой уровень, понять ландшафт Восточно-Европейского кино как актуального медиа. Зрители здесь очень активные, их всегда много. После показа они общаются с режиссером, возникает международный контакт. Особенно это важно для молодежи – они видят, что сделали, для кого, и почему это интересно. Также здесь проходят питчинги игровых проектов, на которые собираются профессиональные режиссеры, продюсеры, дистрибьюторы, киноинституты, где ты можешь представить свой проект и, возможно, найти партнера.
– Подведите итоги своего участия в этом фестивале.
– У нас была внеконкурсная программа. Мы показывали четыре фильма, причем разных мастерских. Я отобрал 12-15 картин и выслал нашим немецким партнерам, отборщикам фестиваля в Коттбусе. Они отсмотрели их, потом мы совместно выбрали 4 фильма. Три игровых и один документальный. Это мастерские и Сергея Снежкина, и Сергея Овчарова, и Виктора Бутурлина, и моя. По фильму моего студента Евгения Калинина «Война и мир рядового Литвина» развернулась особенно бурная дискуссия. Может быть, потому что Вторая мировая война – это то, что связывает нас с Германией. Зрители не отпускали режиссера. В фильме рассказывается о 90-летнем ветеране, который прошел войну, Курскую дугу, о его жизни. Но не только о нем там идет речь, еще о его детях и правнуках. О том, как они воспринимают своего деда, войну, историю. Это задело людей, и дискуссия прошла очень позитивно.
– А как были восприняты другие фильмы студентов нашего Института?
– Фильм «Семья офлайн» Георгия Поротова вообще показали целых три раза, в том числе на открытии. Отборщики фестиваля восприняли его работу как зрительский фильм. Все остальные ленты показывали по одному разу. Очень интересные мнения были по поводу фильма «Одни» Владимира Захаренко. Зрителям понравилась идея фильма без диалогов, то, как снято, композиция кадра, эстетика фильма. Было много вопросов, интересных и важных. «Финский нож, персидская сирень» Рауля Гейдарова – это хорошее кино. Отметили работу актрисы, а я бы еще выделил работу актера. Начало фильма получилось очень удачным. Правда, зрители не совсем поняли концовку.
На фестивале я был в жюри короткого метра вместе с очень интересным немецким актером Урсом Рехном, который снимался в картине Ласло Немеша «Сын Саула», получившей «Оскар», как лучший иностранный фильм. И произошел совершенно курьезный случай. Когда Урс посмотрел конкурс короткого метра и нашу программу, он сказал: «Как же так получилось, что спецпоказ сильнее конкурса?». Поэтому мы себя показали с очень хорошей стороны. Каждый день на фестивале выходил газетный листок, информировавший о том, что случилось вчера. И там, на первой полосе, была фотография из фильма «Война и мир рядового Литвина». Это тоже о чем-то говорит. Зрители очень хорошо принимают российское кино. Относятся к нему с вниманием, любовью и пониманием.
– Вы намерено не участвовали в конкурсе и ограничились спецпоказом?
– Программный директор фестиваля Бернд Будер несколько месяцев назад приезжал в Институт кино и телевидения в рамках недели Германии в апреле 2015 года. Эта встреча была бы невозможна без помощи Гете-Института в Санкт-Петербурге. Мы познакомились и вместе провели презентацию Коттбусского фестиваля. Бернд загорелся идеей сделать спецпоказ работ наших ребят. А если ты участвуешь в спецпоказе, то ты уже не можешь участвовать в конкурсе. Я вошел в жюри фестиваля и настоял на том, чтобы студенты Женя Калинин и Володя Захаренко тоже присутствовали на фестивале. Они в первый раз были в Германии и у них, конечно, масса впечатлений.
– Уже сегодня, состоится показ работ ваших студентов в Институте культуры. Что это за мероприятие?
–На моем курсе было десять студентов. Прекрасные ребята, которые достались мне от Виктора Федоровича Семенюка. Когда он заболел, меня попросили взять их со второго курса. Это мой дебют с курсом режиссеров-документалистов. Все мои студенты успешно защитились. Пятеро из них вышли на диплом, на мой взгляд, очень хорошо подготовленными. И поступило предложение от руководителя киноклуба Института культуры Михаила Железникова, который является отборщиком фестиваля «Послание к человеку», показать их работы. Основная цель – обмен опытом между студентами Института кино и телевидения и Института культуры. Будут показаны фильмы «Война и мир рядового Литвина» (Евгений Калинин), «Летайте альбатросами» (Елизавета Яковлева), «Мельницы» (Полина Короткова), «Один на один» (Сергей Вершинин) и «Наташа» (Ольга Хорошавина). Кстати, фильмы «Летайте альбатросами» и «Один на один» в сентябре показывали на еще одном престижном фестивале в Перми, который называется «Флаэртиана».
– Будут показаны работы только студентов-вечерников?
– Совершенно верно. Это редкий случай, когда вечерники оказались довольно сильными ребятами. Помимо того, что они работают, в течение всего обучения у них было желание реализоваться и понять, что такое документальное кино. Постепенно они влюблялись в него. Я должен был стать для них проводником в мир кинодокументалистики и «вытащить» их индивидуальность. Чтобы они снимали только о том, о чем не снять не могут. О том, что болит, к чему по-настоящему тянет. Только так, на мой взгляд, можно вырасти в режиссера-документалиста.
– Существует распространенное мнение, что, прежде чем пойти учиться на режиссера, человек должен получить хороший жизненный опыт. Может, поэтому нет ничего уникального в том, что ребята оказались хорошими режиссерами?
– Когда-то я проходил практику в Германии, в Потсдамском Университете кино и телевидения. Туда берут режиссеров строго с 21-го года. Я считаю, что режиссер должен иметь определенный багаж. Это сто процентов. Бывают самородки, но это, скорее, исключение. Неважно, снимает режиссер документальное кино или игровое. Даже молодые девушки, которые учились у меня, «нюхнули пороху» на телевидении еще до поступления в вуз.
– С 1 по 9 декабря проходит фестиваль «Артдокфест». В нем участвуют ваши студенты Ольга Хорошавина и Евгений Калинин. На этот раз их работы представлены в конкурсной программе?
– Нет, они участвуют не в конкурсе, а в программе «Среда». Фестиваль «Артдокфест» ищет российскую премьеру. Для него важно, чтобы фильмы нигде не были показаны. Дебют фильма Ольги Хорошавиной «Наташа» состоялся на фестивале «Послание к человеку» в сентябре. Поэтому он никак не мог попасть в конкурс. По поводу картины «Война и мир рядового Литвина» мнения разделились, но в итоге он попал в программу «Среда». В любом случае, участие в «Артдокфесте» весьма почетно. Не хочу обижать другие площадки, но в России есть лишь несколько по-настоящему важных фестивалей документального кино. И это один из них.
Текст: Служба информации СПбГИКиТ
Фото: София Фейгельман (мероприятие в Институте культуры)
Евгений Калинин (фестиваль в Коттбусе)