22.09.2016
Карен Геворкян: «Много кинематографистов – это еще не кинематограф»
В киноконцертном зале СПбГИКиТ состоялся премьерный показ фильма известного режиссера Карена Геворкяна «Вся наша надежда». После просмотра Карен Саркисович обсудил картину со студентами Института
Перед просмотром картины декан факультета экранных искусств Виктор Будилов представил Карена Геворкяна в новом статусе: отныне почетный режиссер будет возглавлять кафедру режиссуры. Связано это с тем, что уже бывший руководитель кафедры Сергей Овчаров принял решение вернуться в большое кино, и сейчас проект его новой картины находится в разработке.
Во время показа фильма в зале стояла полная тишина, картина не отпускала внимание зрителей все 2 часа. При этом ее основу составил не экшн, а драматическая история шахтерской семьи, решившейся на кардинальные перемены в жизни в связи с тотальной апатией местных властей и руководства компании, коррупцией и витающей в воздухе депрессивностью региона. Фильм получился необычайно тонким и психологически сильным, а его изюминкой стало то, что главную роль исполнил не профессиональный актер, а настоящий шахтер, который, по рассказу Карена Геворкяна, благодаря внутренней силе и харизме объединил всю съемочную группу вокруг себя. Ни один актер не смог бы так точно и искренне передать всю ту боль и чувство безысходности, которые испытывают «маленькие люди» в забытой Богом и властями российской глубинке.
При этом сам фильм, несмотря на внешнее сходство с нашумевшим «Левиафаном», глубоко позитивен по своей сути. Он показывает, что благодаря силе воли и желанию, можно преодолеть любые обстоятельства, а семья является той опорой, которая поможет выстоять под гнетом самых страшных проблем.
Главное слово, которым можно охарактеризовать фильм «Вся наша надежда» - искренность. То же самое можно сказать и про состоявшуюся беседу со студентами и преподавателями. Увидев перед собой настоящего, живого человека, вдумчиво и честно отвечающего на каждый вопрос, студенты в течение полутора часов не отпускали мастера.
Карен Геворкян поделился своими переживаниями о состоянии российского кинематографа. По мнению режиссера, сегодня не хватает новых, свежих идей, а многие кинематографисты безуспешно гонятся за прибылью. Сегодняшний мир – «порошковый, синтетический, из него ушло все настоящее». Изобретение велосипеда ни к чему, источником идей должно быть живое общение с людьми, путешествия, изучение родной страны. Именно родная земля является источником жизни и вдохновения. Один из утерянных пластов с огромным потенциалом - этнокино. Мы же гонимся за количественными показателями в ущерб качеству, а в результате отечественный кинематограф смотрят не более 15% населения. Карен Геворкян охарактеризовал этот факт как «позор отечественного кинематографа».
Режиссер фильма рассказал о своем интересе к российской провинции. Люди там чувствуют себя покинутыми и брошенными. Профессия кинематографиста – это служение людям. Кинематографисты выступают в качестве коммуникаторов между различными частями общества, они должны говорить о проблемах людей.
Приводим некоторые интересные цитаты из выступления Карена Геворкяна:
— Общество имеет две основы – земля и культура. Но в 90-е годы кинематографисты «предали» свой народ, они не были рядом с ним, они ему не сопереживали. Кинематограф отрекся от великой российской и великой советской культур. Мы превратились в перекати-поле, стали иностранцами на своей земле. А потом люди перестали нам верить, кинематограф потерял зрителя. Вопрос – как обрести его снова.
— При этом мы великий народ. Мы создали ХХ век. Американская культура – производная от русской культуры. Давайте вспомним, кто создал американский балет, американскую музыку. Не такие уж мы и слабые и беспомощные.
— Много физиков – это не физика, много химиков – это не химия. Точно так же, много кинематографистов – это не кинематограф. Сегодняшний тупик для меня очевиден. Ответ один: все мы, кинематографисты, должны собраться, обсудить проблемы и найти выход, который лежит под нашими ногами. На наших экранах мало настоящих, живых людей. А зрителю нужны именно они. Народу нужно, чтобы его понимали, рассказывали о настоящих проблемах и переживаниях. Народу нужен ум, душевность. Этим должен заниматься кинематограф. Ситуация сложилась опасная, но благодатная – на этой почве можно делать замечательные картины, обращаясь к людям и земле. Надо общаться с людьми и ходить по земле – из нее все растет и на ней все стоит.
— Я помню времена, когда кинематографисты собирались вместе, обсуждали новые картины и веяния – там было горячо, как никогда. Сегодня такой Жизни нет нигде, каждый живет сам по себе. А задача у нас общая. И решить ее можно только в нашем Институте, который является уникальной площадкой. Здесь собрали лучших мастеров, профессионалов. Мы должны творчески дружить, общаться, создавать новое кино. Мне присвоили новую должность, и я готов работать со всеми, я готов обсуждать новые направления. Если задача стоит именно так, если от меня требуется полное погружение в творческий процесс – я полностью Ваш.
Служба информации СПбГИКиТ