29.04.2016
Александр Харкевич: «Мы вечно бежали на край света»
22 апреля в Киновидеотехническом колледже состоялась творческая встреча студентов с почетным кинематографистом РФ, членом Союза кинематографистов Александром Харкевичем. Мастер рассказал о том как попал в мир кино и поделился некоторыми секретами профессионального мастерства
Александр Александрович Харкевич отдал работе на Ленинградской киностудии «Леннаучфильм» 40 лет своей жизни. И все это время он получал от нее истинное удовольствие.
– Помощник режиссера – это была моя 13-ая запись в трудовой книжке, – признался кинематографист. – До этого все не нравилось. Но, когда начал работать в студии научно-популярных фильмов, я нашел себя. Стал счастливым именно в кино.
Александр Харкевич отлично проявил себя на студии, и его карьера пошла вверх. После должности помощника режиссера его назначили администратором, затем директором картины. Через какое-то время он стал заместителем генерального директора – вторым лицом «Леннаучфильма».
Кинематографист рассказал о близкой дружбе с режиссером и оператором Юрием Климовым. В партнерстве с ним было сделано большинство фильмов Харкевича:
– «Коза ностра» – так называлось наше объединение на студии. Вечно бежавшие на край света, Климов, Дубровский и я. Какие только острова мы не посетили, в каких глухих местах не побывали.
«На острове Врангеля», один из фильмов, которые мастер показал в этот вечер пришедшим на встречу с ним студентам Колледжа и Института, был снят в дали от цивилизации в 1974 году. Александр Харкевич поделился воспоминаниями о том, как создавалась картина:
– Это абсолютная авантюра! Три человека одного возраста, желающие увидеть остров Врангеля и белых медведей, преодолели тяжелейший путь и добились своего. Подобной экспедиции, невероятно интересной и безумно сложной, в моей жизни не было.
Палатка, в которой жила съемочная группа, вскоре лопнула от сорокаградусного мороза – на такую температуру она просто не была рассчитана. Но самым серьезным испытанием оказалась замерзшая от холода камера, которая хоть и работала, но сильно пищала. Тем самым заставляя замирать медведиц при виде оператора, так что их было невозможно снять в действие. Это ставило под сомнение возможность успешного завершения работы. Однако удача была на стороне кинематографистов:
– Там, где мы расположили свои палатки, появилась группа ученного и профессора Стаса Беликова, который всю свою жизнь посвятил изучению белого медведя. Он занимался научной работой. И тогда мы договорились, сначала помогаем ему с его работой, а затем он нам с нашей.
Следующим фильмом, который показал студентам Александр Харкевич, был «Командоры. Остров Медный», 1977 года. Кого только не увидели зрители на экране: сивучи, морские котики, тюлени, куропатки, голубые песцы – все звери вызвали умиление! Особым успехом пользовалась собака Чарли, которую съемочная группа привезла с собой. Этот незапланированный, как поясняет Александр Харкевич, персонаж присутствует почти во всех кадрах. То Чарли с огромной нежностью вылизывает птенцов куропатки, охраняя их как мама. То пытается подружиться с детенышем тюленя. То не очень доброжелательно относится к голубым писцам, которых приютила команда «Коза ностра» (потому что песцы эти накануне пытались его съесть). Так что эта история не только о природе и диких животных, но и о трогательной черной собачке Чарли.
В конце приятной встречи, студенты задали интересующие их вопросы кинематографисту. В свою очередь, Александр Харкевич отметил, что по-доброму завидует тем, кто получает образование в области кино и телевидения, кому только предстоит войти в этот полный приключений прекрасный мир.
Софья Щербина, студентка 1 курса
факультета фотографии дизайна и журналистики