24.02.2016
Вопросы развития отечественного кинематографа обсудили в рамках круглого стола «2016 год: Год кино в Петербурге»
В Медиацентре Правительства Санкт-Петербурга состоялся круглый стол, посвященный Году кино в России. В пресс-конференции приняли участие ректор СПбГИКиТ Александр Дмитриевич Евменов, генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Анатольевич Пичугин, директор киностудии «Лендок» Алексей Николаевич Тельнов и заведующий кафедрой режиссуры СПбГИКиТ Сергей Михайлович Овчаров
Мероприятие вызвало серьезный интерес у журналистов городских СМИ: на встрече присутствовали корреспонденты от 19 изданий, включая телеканалы «Санкт-Петербург», «Вместе РФ» и «МИР», газеты «Российская газета», «Петербургский дневник» и «Вестник Высшей школы», а также информационные агентства ТАСС и «Интерфакс». Повышенный интерес к киноиндустрии в обществе появился после подписания Указа о проведении Года российского кино президентом РФ В.В.Путиным от 7.10.2015 года. Важная роль в комплексе мероприятий отводится Санкт-Петербургскому государственному институту кино и телевидения, уникальному для России вузу, разработавшему и внедрившему конвергентную модель кинообразования. Она подразумевает под собой обучение по всему спектру творческих, технических и экономических специальностей, востребованных в области кинематографа и телевидения.
В рамках года кино СПбГИКиТ совместно с организациями-партнерами реализуют ряд интересных проектов, посвященных отечественному кинематографу. Так, в апреле пройдет кинофорум «Кино и космос: объединяя прошлое и будущее», на котором будут подведены итоги конкурса короткометражных фильмов на тему космоса и состоится телемост с Международной космической станцией. Мероприятие проводится Федерацией космонавтики России, Президентской библиотекой им. Б.Н.Ельцина и СПбГИКиТ. Принять участие в конкурсе смогут все желающие (прием видеоработ начался в феврале), а победители получат призы из рук настоящих космонавтов.
В этом году впервые силами студентов СПбГИКиТ снимается полнометражный фильм «Кинематограф – любовь моя!». Кроме того, совместно с театром Бориса Эйфмана, который возглавил в СПбГИКиТ кафедру классического движения, начала работу киностудия «Фуэте». По договоренности Бориса Яковлевича с ведущими балетмейстерами мира, наши студенты будут выезжать на съемки балетов по всему миру. С декабря 2015 года действует проект «Киностудия в кармане» в Центре одаренных детей в г.Сочи «Сириус». Цель проекта – организация детского фильмопроизводства и вовлечение в мир кино самых одаренных детей России. Кроме того, будет реализован интернет-проект «Кино без границ» для людей с ограниченными возможностями, в рамках которого ведущие преподаватели СПбГИКиТ проведут дистанционный цикл мастер-классов.
Пресс-конференция в Медиацентре Правительства началась со злободневного вопроса, поставленного модератором дискуссии и сотрудником Медиацентра Правительства Санкт-Петербурга, студентом СПбГИКиТ Максимом Мирошниченко: «Чего не хватает отечественному кинематографу?». Спикеры отметили недостаток государственного финансирования, отсутствие поддержки зрителя, который отдает предпочтение иностранным картинам, вынесли предложение о снижении ставок по кредитам для людей, занимающихся киноискусством, обозначили нехватку профессиональных сценаристов.
В ряд важных проблем Александр Дмитриевич Евменов, поставил вопрос о помощи дебютантам, снимающим свои первые картины:
— Тема дебютов для Института кино и телевидения – это важная проблема, потому что очень важно помогать талантливым ребятам, которые выходят на широкую дорогу кинематографа. Начинающие кинематографисты должны чувствовать поддержку. Выстроенная система государственной поддержки дебютов помогает рассмотреть талантливых специалистов, поэтому данный вопрос имеет очень большое значение.
— «Год кино» для нашего института звучит несколько странно, ведь для нас год кино происходит каждый год, каждый день и каждую секунду! – с иронией отметил заведующий кафедрой режиссуры СПбГИКиТ, кинорежиссер Сергей Михайлович Овчаров. – Для нас эта деятельность не останавливается никогда. Но что бы мы ни делали, мы никогда не создадим кино, если у нас не будет огромного количества уникальных сценариев – зрителя привлекает, первую очередь, сценарий. Сегодня у нас мало сценаристов, их меньше чем режиссеров и операторов. Для сравнения, в Голливуде их в десятки раз больше. У нас этот сегмент пока не настолько развит, но мы знаем об этом недостатке и будем его исправлять.
От проблем и планов в сфере кинообразования плавно перешли к перспективам развития кинематографа в Санкт-Петербурге. Генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Анатольевич Пичугин рассказал о мероприятиях петербургской фабрики кино накануне 120-летия первого кинопоказа в России:
— Киностудия «Ленфильм» встретит Год Кино одним из важнейших событий для всей страны и всего кинематографа – 120 лет назад, 17 мая 1896 года, зрители увидели оперу «Альфред Паша в Париже», а после второго акта впервые насладились аттракционом братьев Люмьер – «живой фотографией». У нас в честь этого события будет большая интересная программа, на которую мы приглашаем всех коллег-кинематографистов в четвертый павильон «Ленфильма» (бывший театр «Аквариум»), где и происходило становление кинематографа. Для развития нынешнего отечественного кино мы приобрели самое высокотехнологичное оборудование и программное обеспечение, что теперь позволяет сравнивать наши способности с возможностями голливудских коллег, и потому наша главная задача – переподготовка кадров и повышение квалификации сегодняшних мастеров и экспертов.
По окончании пресс-конференции всех спикеров долго не отпускали представители СМИ, что также говорит о повышении спроса на качественное отечественное кинообразование и кинопродукцию. Хочется верить в то, что это постоянная тенденция, вызванная объективными факторами, а не только проведением Годом российского кино.
Текст: Светлана Никитина