13.11.2015
Брайан Хелгеленд – рыбак, ставший режиссером
12 ноября со студентами СПбГИКиТ встретился обладатель премии «Оскар», сценарист и режиссер Брайан Хелгеленд. Голливудский кинематографист рассказал ребятам о своем профессиональном становлении и поделился некоторыми секретами мастерства
Свою историю Брайан Хелгеленд рассказал студентам с самого начала. С того, что его родители приехали в США из Норвегии, а сам он считает себя американцем в первом поколении:
– Я вырос в доме, в котором жил мой дедушка, когда он приехал в США и работал рыбаком. Мой отец тоже был рыбаком. Поэтому, ребенком я практически не ходил в кино. Мне нравились фильмы, но смотрел я их только по телевизору. Зато я все время читал. В институте я изучал английскую литературу. Закончив учебу, не смог найти работу. Потому что в Америке нет работы для тех, кто изучает английскую литературу.
Брайану оставалось только одно – последовать примеру всех своих родственников и сделаться рыбаком. Спустя полтора года он на зиму отправился во Флориду, где в книжном магазине на нижней полке увидел «Руководство для поступающих в университет кино»:
– Я был так наивен, что не знал, что такие вузы вообще существуют. Я посмотрел книжку и очень обрадовался, потому что оказалось, что все подобные университеты находятся в Лос-Анджелесе, а я знал, что там тепло. Поэтому я подал туда заявление, и меня приняли. Для того, чтобы поступить, мне нужно было написать сценарий. А до этого я ничего творческого никогда не писал. Только исключительно отчеты.
После окончания университета Брайан написал несколько сценариев, и ни один из них не был экранизирован. Перемены в его судьбе начались, когда он взялся за работу над продолжением культового хоррора «Кошмар на улице Вязов»:
– В фильмах ужасов хорошо то, что они очень кинематографичны. Очень много нужно думать о том, что показывается на экране и значительно меньше о диалогах. В начале своей карьеры, с 1988 по 1989 год, я написал три сценария к хоррорам. После этого я понял, что хочу попробовать что-то другое. Но это я так решил, а все вокруг полагали, что мне нужно продолжать писать сценарии фильмов ужасов. Все хотят вас как-то классифицировать с тем, чтобы вы всегда оставались на одном месте. Так проще.
Следующей вехой в карьере сценариста стала работа над экранизацией романа «Секреты Лос-Анджелеса». Брайану очень понравилась книга, но студия «Ворнер Бразерс» не хотела брать его на работу и даже встречаться с ним. Тогда он обратился к режиссеру напрямую и сумел убедить его, что именно он должен написать сценарий:
– Работа над этим фильмом была очень трудной. Я написал много вариантов, но студия не хотела снимать фильм. Но мы не сдавались, и через два с половиной года после того, как был готов первый проект, мы получили одобрение. Я всегда пытался понять, сколько же времени я реально потратил на написание этого сценария. И это глупо, но по моим подсчетам на это ушло две тысячи часов. Так что, если вы хотите написать сценарий – запаситесь двумя тысячами часов.
«Секреты Лос-Анджелеса» принесли Хелгеленду премии «Оскар» и «Золотой глобус». В жизни Брайана начался совершенно новый период, ознаменованный тем, что что ему стало мало одной лишь сценарной работы:
– В Америке ты либо сценарист, либо режиссер. И если ты сценарист, то считается, что ты только и умеешь, что писать диалоги и ничего не понимаете ни про картинку, ни про изображение. Но я написал сценарий, он назывался «Расплата». Мел Гибсон прочел его, и я сказал, что отдам его только если мне разрешат быть режиссером.
Следующей режиссерской работой Хелгеленда стала картина «История рыцаря» с Хитом Леджером в главной роли:
– Когда я думал о чем бы еще написать сценарий, мне в руки попалась книга о средневековье и рыцарских турнирах. И там я обнаружил правило, согласно которому, участвовать в турнирах могли только рыцари благородных кровей. Это немного напоминало историю рыбака, который захотел стать режиссером. Как бы странно это не звучало, но для меня это очень автобиографический фильм.
Брайан продолжал писать сценарии для других режиссеров. Вспоминая о работе над фильмом Тони Скотта «Гнев», Хелгеленд затронул важную для любого кинодраматурга тему – как сделать историю правдоподобной:
– История разворачивается в Мехико, в мире, где очень часто похищают людей. Я не мог самостоятельно придумать этот мир – это было бы фальшиво. Поэтому мы поехали в Мехико и изучили, что там происходит. Мы брали интервью у людей, которых похищали, у полиции, у переговорщиков по заложникам, у сотрудников компаний, продающих страховку от похищения, у заключенных, которые осуждены за похищения. Поэтому мы создали мир, который был реальным. Но центр фильма – это история любви между маленькой девочкой и ее телохранителем. И эту часть я мог придумать свободно.
Последние сорок минут своего выступления Брайан Хелгиленд посветил тому, что отвечал на вопросы студентов. После чего голливудский режиссер с удовольствием сфотографировался со всеми желающими.
Служба информации СПбГИКиТ
Фото: Анастасия Яланская и Служба информации СПбГИКиТ