06.08.2015
Магир Джанас: Режиссер должен не учить, а воспитывать чувство прекрасного в людях
Оргкомитет традиционного ежегодного фестиваля «Окно в Европу» подвел итоги конкурса короткометражного кино «Окно в Интернет», победители которого приглашены к участию в основной программе фестиваля. В номинации «Игровое кино» лучшим стал фильм «Я вернусь» студента факультета вечернего и дополнительного образования СПбГИКиТ Магира Джанаса
Магир Джанас уже очень давно живет в Петербурге и черпает из города вдохновение, заряжаясь эмоциями от его культуры, истории и общей эстетики. Получив основное образование в области театральной режиссуры, в СПбГИКиТ Магир посещает режиссерские и продюсерские курсы повышения квалификации. У него за спиной богатый практический опыт: Магир успел снять несколько фильмов и выступить режиссером театральных постановок. В ближайших планах – снять трилогию, первым фильмом которой станет картина «Я вернусь». Второй фильм уже готов, к третьему написан сценарий.
Фильм повествует о переживаниях молодого человека, у которого умирает любимый дедушка, прошедший войну. Парень был вынужден продать его квартиру, но в итоге память о дедушке оказалась важнее, и главный герой отказался от выгодной сделки вопреки мнению близких людей.
Проблематику фильма Магир пропустил через себя – он вырос в многонациональной семье, много путешествовал, впитал в себя общечеловеческие ценности. Тема добрых отношений между людьми, доверия, благородства, ответственности и духовности – ключевой мотив его творчества. Как считает Магир, на него сильно повлиял тот факт, что дом, в котором он родился и провел детство, находился посередине между православной церковью и мечетью – принципы толерантности он впитывал с детства.
Корреспондент пресс-службы СПбГИКиТ побеседовал с Магиром Джанасом о его фильме, жизненных ориентирах и творчестве в целом.
- Магир, как Вы сами охарактеризовали бы свой фильм? О чем он? И почему Вы выбрали именно эту тему?
- Человека, который не уважает свое прошлое, не ждет ничего хорошего в будущем. Я показываю людей трех поколений: дедушку, воевавшего за Родину, за общечеловеческие ценности, молодого человека и ребенка, и стараюсь показать связь поколений, важность понимания между людьми. Между людьми сегодня утрачиваются нормальные человеческие отношения, происходит некоторая деградация. Пафос, роскошь и гламур затмевают истинные ценности. Надо дружить с людьми, а не воевать. Не должно быть искусственного деления людей по религиозным, национальным и другим признакам. В первую очередь, каждый из нас – Человек.
- Показалось, что тематика фильма Вам очень близка. Основан ли он на личном опыте?
- Да, похожие ситуации происходили и в моей жизни, и в жизни моих друзей. Мы собрали весь этот опыт и положили его в основу фильма. Его тематика близка почти всем зрителям. Это история людей, которые, в свое время, мирно жили вместе на территории СССР, любили и уважали друг друга. Сейчас этого, к сожалению, нет.
Что касается моего личного опыта, дядя моего папы тоже участвовал в войне, но, в отличие от героя фильма, не вернулся с нее. Вся семья ждала, верила и надеялась до последнего, и в моем фильме главный герой все же возвращается с войны.
- Расскажите, пожалуйста о тех, кто помогал Вам снимать фильм. Как Вы создавали команду?
- Я хотел бы поблагодарить абсолютно всех, кто помогал нам в производстве фильма. Одному человеку такая работа не под силу, это всегда синтез усилий. Спасибо Санкт-Петербургскому государственному институту кино и телевидения и лично ректору Александру Дмитриевичу Евменову, деканату и нашим мастерам, в частности, Александру Валентиновичу Мелентьеву, Надежде Владимировне Сабельниковой, Валерию Иосифовичу Кречетову, Павлу Вячеславовичу Данилову. Нашу инициативную группу поддержал артист Александр Удальцов, потом мы нашли невероятно талантливого оператора, выпускника нашего вуза Павла Смирнова. Я также благодарен студии «Ленфильм», помогавшей нам с костюмами, реквизитом.
- Существует точка зрения, что режиссер – это, в первую очередь, поэт, художник. Какие основные идеи Вы хотели бы донести до зрителя?
- В первую очередь, режиссер должен знать себя и понимать, что он хочет донести до зрителя. Изобразительное искусство, литература и музыка – это необходимая база, которая позволяет фантазировать, развивать свой внутренний мир. Наша задача - делиться нашим внутренним миром со зрителями, заставлять их переживать, делать внутренний выбор. Для меня режиссер – это человек, который должен воспитывать. Не учить, а именно воспитывать, прививать чувство прекрасного. Вообще, в отличие от актера, режиссер должен много говорить – и рано или поздно его поймут.
В этом контексте я поддерживаю цензуру в кинематографе. В нем не должно быть места мату, насилию, безнравственности. Любые идеи можно показать другими, красивыми способами. Важна «раздраматизация», тот смысл, что режиссер вкладывает в каждый кадр. Я не хочу, чтобы мои дети смотрели мои фильмы и видели в них насилие и плохие примеры. Что касается аргументов о том, что без мата кино утратит реалистичность, они абсолютно безосновательны. Важно образное мышление, иносказательность. Реальность люди видят каждый день и без фильмов. Мы, режиссеры, должны пользоваться своими знаниями и показывать людям реальность с другой, красивой, стороны. И тогда зритель будет расти вместе с нами.
- Расскажите о процессе съемок и об актерском составе.
- Я никогда не тороплюсь при съемках и делаю все поэтапно. Мы репетируем до тех пор, пока актеры окончательно не вживутся в роль, живем от репетиции к репетиции и не назначаем дату начала съемок.
Артисты у нас были как профессиональные, так и не профессиональные. Так, Иван Федорович Новиков, сыгравший одну из главных ролей – настоящий ветеран Великой Отечественной войны, не актер. Сейчас у него никого нет, и нам посоветовали в Актерском доме обратиться именно к Ивану Федоровичу, поскольку он полностью олицетворяет типаж героя, который был нам нужен. Когда нас познакомили, я сразу ощутил внутреннюю связь с этим человеком. Иван Федорович уже знает об успехе фильма, и мы обязательно приедем к нему всей командой и поздравим его. Глядя на него, я по-другому начал относиться ко многим вещам в жизни, он очень мудрый человек. У меня в планах снять про Ивана Федоровича отдельный документальный фильм.
- Не планируете ли переходить к полнометражным фильмам?
- У меня в коллекции уже есть один многосерийный фильм. Первая полнометражная картина сейчас находится в стадии пост-продакшна, сейчас думаю о второй. Надеюсь, к Новому году первый фильм будет полностью готов.
- Есть ли у Вас кумиры среди режиссеров? С кого вы берете пример?
-Мне безумно близок Андрей Тарковский. В своих фильмах я использую многие его приемы. Также мне очень импонирует турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, снимающий в стилистике Тарковского. Его фильм «Зимняя спячка» получил «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском кинофестивале. Но я не пытаюсь им подражать. Я стараюсь учиться у них, воспитывать себя на их картинах. Еще мне близки Квентин Тарантино и Роберт Родригес.
- Кем бы Вы стали, если бы не стали режиссером?
- Хорошим футболистом! К счастью, в свое время прислушался к советам мамы.
- Режиссеров очень много, но реального успеха добиваются немногие. Что должен делать начинающий режиссер, чтобы достичь своих целей?
- Мой жизненный девиз – «Мечты – это путь к реальности». Нет ничего невозможного. Самое главное – правильно понимать людей, читать подсказки Бога и природы и всегда прислушиваться к своим учителям. То, что я умею делать, по большей части – заслуга преподавателей. В моей жизни мне повезло с преподавателями. Но свою неповторимую методику, уникальность каждый должен оттачивать сам.
Служба информации СПбГИКиТ