Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.06.2015

Сергей Юриздицкий: "Ищите в себе художника!"

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс именитого советского и российского кинооператора Сергея Юриздицкого, творческая деятельность которого неразрывно связана с такими режиссерами, как Александр Сокуров, Алексей Балабанов, Константин Лопушанский и многими другими

Сергей Юриздицкий сегодня он работает с молодыми режиссерами, в том числе за рубежом. Его неоценимый вклад в развитие отечественного кинематографа отметил во вступительной речи заведующий кафедрой операторского искусства Николай Васильевич Волков.

 

После совместного просмотра фильма Александра Сокурова «Дни затмения», получившего премию Союза кинематографистов СССР за лучшую операторскую работу, Сергей Петрович Юриздицкий обсудил со студентами современные тенденции развития операторского искусства.

—  Сергей Петрович, чему посвящен Ваш мастер-класс?

—  Недавно я написал книгу, посвященную цифровым кинотехнологиям в области операторского искусства. Зачастую операторы сильно зависят от видеоинженеров, так как не очень хорошо осведомлены о том, что происходит в мире технологий. Поэтому операторы вынуждены придерживаться определенных рамок, не зная, как выйти за их пределы. Я считаю, что хороший оператор обязан знать границы возможного. Именно на этих рубежах и возникает настоящее искусство. Видеинженеры же заставляют нас придерживаться середины, так как такой продукт наиболее востребован в пост-продакшне. Сегодня профессия оператора сильно изменилась благодаря современным технологиям. В советские времена, когда съемка велась на пленку, возможности оператора были весьма ограничены, работа велась практически вслепую, съемочная группа не могла оценить отснятый материал. Роль оператора была колоссальна, от него зависел конечный результат. Сейчас ситуация иная. Продюсер и режиссер в режиме реального времени видят снимаемый материал и могут диктовать свои условия.

— Где проходит граница между полномочиями оператора, режиссера и продюсера?

— Съемке каждого фильма предшествует длительный подготовительный период, в течение которого режиссер общается с оператором, старается донести до него свое видение. А граница между ними проходит по продюсеру, целям и материально-техническим возможностям проекта. В результате нивелируется роль режиссера монтажа, поскольку решающее слово остается за продюсером.

—  Разве это возможно?

— Если мы говорим о европейском и американском кино, то оно заранее планируется до кадра. Режиссер получает подробную раскадровку, а талант режиссера монтажа сводится к тому, чтобы все это было красиво сведено в единую картину.

—  Оператор – это больше творческая или техническая профессия?

—  Оператор – исключительно творческая профессия. Я искренне убежден, что оператора можно научить выражать свои мысли с технической точки зрения. А научить его хорошему вкусу, чувству стиля невозможно. Научить оператора киноискусству можно в картинной галерее, концертном зале – то есть наполнить его душу образами. А дальше он сам сможет ими пользоваться.

— Расскажите, пожалуйста, о западной схеме кинопроизводства и роли оператора в процессе съемок.

 Технологический процесс производства современных фильмов автоматизирован и унифицирован. Часто мы не знаем имен операторов, режиссеров монтажа и других людей, причастных к созданию того или иного фильма. Гигантскими фабриками по кинопроизводству применяются стандартные технологии, световые и цветовые решения. Многие хорошие режиссеры выходят за рамки этого процесса, создавая новый уровень стандарта. Впервые попав на европейские съемочные площадки, я был удивлен, что светотехники, работающие там, начинают создавать декорации для съемок еще до беседы с оператором! Они заранее знают, какое оборудование будет использоваться, как работать с разными видами света. Молодой оператор, особенно без личной харизмы, попадает в тепличные условия, лишается своего видения, действует по шаблону. Однажды я работал с немецким ассистентом, который был в восторге от того, что я работаю не по общепринятым правилам, не по канонам.

Насколько данные стандарты подвержены изменениям?

— Они непостоянны. Например, сегодня в моде движущиеся камеры. Доходит до того, что если камера стоит на штативе, то в пост-продакшне кадру искусственно придают эффект движения. Связано это как с потребностями публики, так и с новыми веяниями, которые становятся модными – ярким примером является Ларс фон Триер со своей многокамерной съемкой.

— Как человек, поработавший с отечественными и зарубежными режиссерами, оцените, пожалуйста, уровень массовой кинопродукции, выходящей в России, в том числе с точки зрения операторской работы.

— Студенты, выпускающиеся по данному направлению в нашей стране, по большей части стараются раздвигать горизонты, ломать существующие стерепотипы. Коммерческий успех оператора неизбежно приводит к тому, что его имя стирается – все начинают работать по заданному им стандарту. Есть операторы, которые пропитываются стандартами и придерживаются мейнстрима, но есть и те, кто старается выйти за рамки, и именно они приобретают имена.

 Судя по всему, Вы крайне негативно относитесь к штампам…

— Нет. Просто мне интересно делать что-то особенное. Но порой я с удовольствием могу посмотреть интересный, но стандартный с точки зрения операторской работы детектив. Вопрос в том, является ли кино искусством. Его изначальная цель – развлечение людей. Как известно, чтобы киноиндустрия процветала, надо, чтобы она была интересна людям. На мой взгляд, эти вещи взаимосвязаны. Есть киноиндустрия, целью которой является развлечение, и в ее рамках развиваются технические стандарты. Параллельно внутри нее появляются люди, которые хотят отойти от стандартов. И на этом стыке рождается искусство. На протяжении первых десяти лет своей творческой деятельности за свои эксперименты я получал исключительно оплеухи и ярлыки с пометкой «брак». Я отвечал, что по-другому я снимать не умею и не буду. При этом студент, говорящий мне, что можно снимать исключительно при помощи современных технологий, тоже по-своему прав: так делает большинство, и за это платят хорошие деньги.

— Что бы Вы могли посоветовать нашим студентам?

—  Ходите по музеям. Смотрите на хорошую живопись, выберите себе любимых художников. Посещайте выставки. Это примитивный совет, потому что кино – это не живопись. Но это помогает. Помогает и музыка, и другие виды искусства. Ищите в себе художника. Кстати, кино я бы не ставил в первый ряд в плане саморазвития. Например, Сокуров не смотрел чужие фильмы. Ему это было не нужно, все фильмы были у него внутри. Кинооператор – это не тот человек, который любит кино, а тот человек, который хочет его делать. Любые новые явления в мире кино рождаются спонтанно, на чувствах. Я не могу объяснить студентам, как сделать изображение, которое захватит людей. Я и сам этого не знаю. Я прихожу на площадку и никогда заранее не знаю, что я буду делать. И каждый раз искренне радуюсь, когда приходят хорошие идеи. А в ситуациях, когда интересных идей не появляется, нужна хорошая школа. Не посетила муза – сделай хорошее стандартное изображение. Научить этому мы можем. Но это не главное. Это лишь  подстраховка. Институт должен научить операторов тому, чтобы они смогли выйти из критической ситуации на съемочной площадке, остальное – в руках самих студентов.

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

19.09.2024

Итоги работы молодежного музейного Медиацентра «Ленинград»

Подведены первые итоги работы молодежного музейного медиацентра «Ленинград». Основанный в 2023 году в партнерстве с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда и АНО «АртМедиа», при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 



19.09.2024

Посетители выставки «Мой Петербург» познакомились с творчеством студентов ГИКИТ

Мультипликация завораживает зрителей с самого момента своего появления: в ожившем рисунке и впрямь есть что-то необыкновенное. Многие хотят познакомиться с анимацией поближе и, конечно, узнать о секретах создания анимационного кино. Такая возможность представилась посетителям выставки «Мой Петербург» в последний день ушедшего лета.

18.09.2024

В Петербурге прошел ежегодный литературный фестиваль имени Анны Ахматовой

Ахматовский фестиваль «Тайны ремесла» объединил литераторов и читателей. Институт кино и телевидения стал партнёром и одной из площадок для литературных дискуссий.

17.09.2024

Фильм Марии Стрельцовой «Неглект» завоевывает сердца зрителей на фестивале KIN в Ереване

Короткометражный фильм «Неглект» режиссера Марии Стрельцовой (мастерская Виктора Васильева и Валентина Захарова) участвует в основной конкурсной программе фестиваля женского кино KIN в Ереване в начале ноября.

16.09.2024

Вальс на колесах: особенный бал для детей в Санкт-Петербурге

Вот уже десятый год подряд, студенты ГИКИТ воплощают мечту детей с ограниченными возможностями здоровья, помогая устраивать для них «особенный» бал.

13.09.2024

В ГИКИТ завершилась «Адаптация первокурсников»

В течение четырех дней в парке 300-летия Санкт-Петербурга и на площадке «Высотный город» в ТЦ «Питерлэнд» первокурсники разных факультетов под руководством студентов старших курсов и преподавателей проходили фотокросс, психологические тренинги, состязания в настольных играх и занимались активным отдыхом в веревочном парке.

13.09.2024

Министр культуры РФ Ольга Любимова посетила ГИКИТ и приняла участие в работе заседания Попечительского совета

11 сентября наш институт вписал новую значимую страницу в свою летопись. В этот день министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова посетила вуз с рабочим визитом и приняла участие в ежегодном заседании Попечительского совета. Событие стало динамичным диалогом, наполненным перспективными идеями и значимыми решениями, выходящими за рамки формальности.

13.09.2024

День открытых дверей детских курсов. Для юных талантов и их воплощения мечты

Особенно радостным и познавательным для многих детей и их родителей стал долгожданный День открытых дверей, организованный факультетом дополнительного образования

12.09.2024

В ГИКИТ провели форум по коммуникациям Student Baltic Weekend

Student Baltic Weekend (SBW) — студенческая конференция в области PR, маркетинга и рекламы, которая много лет собирает сотни студентов по всей России. Мероприятие включено в программу международного форума по коммуникациям «Baltic Weekend».

11.09.2024

Не стало экс-ректора ГИКИТ Александра Белоусова

Александр Антонович Белоусов проработал в отрасли кинематографии почти 40 лет, с 1997 по 2010 – занимал пост ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

11.09.2024

Дебютные фильмы выпускников ГИКИТ – в коммерческом прокате

Впервые в истории вуза полнометражная дебютная драма выпускников ГИКИТ «Лапин» вышла в прокат. 5 сентября картину впервые показали в кинотеатре «Родина» на дневном сеансе. Уже 12 сентября в прокат выйдет дебютный фильм «110». Производство этих картин стало возможным благодаря стопроцентному финансированию Министерства культуры по результатам питчинга.

10.09.2024

В ГИКИТ стартовала «Адаптация»

9 сентября, в День рождения ГИКИТ, в Приморском парке Победы и ТЦ «Питерленд» стартовала программа адаптациии первокурсников. Это - серия командообразующих мероприятий для первокурсников, которые помогают ребятам влиться в новый этап жизни.

09.09.2024

9 сентября ГИКИТ исполняется 106 лет

Первый кинематографический вуз нашей страны – Высший институт фотографии и фототехники – был создан в 1918 году, когда новому государству понадобились квалифицированные фотографы и инженерные умы, которые смогли бы развивать печатное дело.

08.09.2024

8 сентября – День памяти жертв блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда, которая унесла жизни почти миллиона человек.

06.09.2024

Представители ГИКИТ приняли участие во Всероссийском фестивале «МедиаБУМ»

Фестиваль состоялся 31 августа в парке 300-летия Санкт-Петербурга. Студенты и сотрудники института кино и телевидения подготовили площадку, на которой погружали участников фестиваля в мир кино.

05.09.2024

В ГИКИТ прошло ежегодное собрание сотрудников и профессорско-преподавательского состава

В ГИКИТ прошло традиционное ежегодное собрание профессорско-преподавательского состава, на котором были подведены важнейшие итоги работы коллектива и обозначены планы института на грядущий учебный год.

04.09.2024

Фестиваль «Детский ПитерКит» вошел в государственный реестр конкурсов и олимпиад

V Все­рос­сий­ский фес­ти­валь детс­ко­го ко­рот­ко­мет­ражно­го ки­но «Детс­кий Пи­тер­Кит» вклю­чили в ре­естр кон­курсов и олим­пи­ад «Та­лант и ус­пех». Те­перь школь­ни­ки, за­няв­шие при­зовые мес­та в фес­ти­вале, бу­дут вклю­чены в го­сударс­твен­ный ин­форма­ци­он­ный ре­сурс об ода­рен­ный де­тях.

04.09.2024

Представители ГИКИТ приняли участие в выставке «Цифровая палитра – 4»

В Санкт-Пе­тер­бург­ском Со­юзе ху­дож­ни­ков в Ки­ноза­ле Лек­то­рия СПбСХ прош­ла еже­год­ная выс­тавка циф­ро­вого и тех­но­логи­чес­ко­го ис­кусс­тва «Циф­ро­вая па­лит­ра – 4». Сре­ди участ­ни­ков – сту­ден­ты и сот­рудни­ки ху­дожест­вен­ных ву­зов Санкт-Пе­тер­бурга, в том чис­ле ГИ­КИТ. Ор­га­низа­тора­ми выс­тавки ста­ли пре­пода­вате­ли на­шего ву­за.

04.09.2024

Медиафестиваль: Владислав Лукинов раскрыл секреты нейросетей для видеоконтента

Вла­дис­лав Лу­кинов, стар­ший пре­пода­ватель ка­фед­ры ауди­ови­зу­аль­ных сис­тем и тех­но­логий, выс­ту­пил в ка­чест­ве спи­кера на Мос­ковс­ком Ме­ди­афес­ти­вале.

03.09.2024

В ГИКИТ начался новый учебный год

В ки­нокон­церт­ном за­ле ГИ­КИТ сос­то­ял­ся боль­шой празд­ник для сту­ден­тов и сот­рудни­ков. Ко Дню зна­ний твор­ческие кол­лекти­вы ву­за под­го­тови­ли кон­церт­ную прог­рамму, пер­во­курс­ни­кам тор­жест­вен­но вру­чили сту­ден­ческие би­леты и поз­на­коми­ли их с мас­те­рами и сту­ден­чески­ми со­об­щест­ва­ми.

03.09.2024

Профессор ГИКИТ – лауреат всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»

Кон­курс «Зо­лотые Име­на Выс­шей Шко­лы» в 2024 го­ду не толь­ко вы­явил луч­ших из луч­ших в об­ласти выс­ше­го об­ра­зова­ния и на­уки, но и по­казал объ­еди­ня­ющую си­лу про­фес­си­ональ­ных ди­ало­гов и об­ме­на опы­том сре­ди пре­пода­вате­лей, уче­ных и предс­та­вите­лей влас­ти. В этом го­ду в но­мина­ции «За вклад в на­уку и выс­шее об­ра­зова­ние» по­беди­телем стал за­веду­ющий ка­фед­рой ауди­ови­зу­аль­ных сис­тем и тех­но­логий про­фес­сор Алек­сандр Ива­нович Хо­дано­вич.

03.09.2024

ГИКИТ представили на Международном фестивале «Кремний» в Сибири

III Меж­ду­народ­ный фес­ти­валь на­уч­но­го и ин­дуст­ри­аль­но­го ки­но стар­то­вал 29 ав­густа в Но­воси­бирс­ке. Наш вуз предс­та­вил ди­рек­тор Цент­ра неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния и по­выше­ния ква­лифи­кации твор­ческих и уп­равлен­ческих кад­ров в сфе­ре куль­ту­ры – Алек­сей За­хожий.

03.09.2024

ГИКИТ на «ТехноАрт»: научные открытия и культурные инициативы

Ве­дущие уче­ные, де­яте­ли куль­ту­ры и предс­та­вите­ли уни­вер­си­тетов со всей стра­ны соб­ра­лись на Все­рос­сий­ском фес­ти­вале на­уки и ис­кусс­тва «Тех­но­Арт», что­бы об­ме­нять­ся опы­том и вдох­но­вить друг дру­га на но­вые свер­ше­ния. Наш инс­ти­тут предс­та­вил про­рек­тор по учеб­ной и на­уч­ной ра­боте Па­вел Да­нилов.

30.08.2024

Завершились съемки дебютного полнометражного фильма выпускницы ГИКИТ Анны Волконской «Социализация»

Съ­ем­ки стар­то­вали в на­чале ав­густа и про­ходи­ли при пол­ном фи­нан­си­рова­нии Ми­нис­терс­тва куль­ту­ры РФ. В ми­нув­шем го­ду этот де­бют­ный про­ект пол­но­мет­ражно­го филь­ма вы­пуск­ни­цы мас­терс­кой Конс­тан­ти­на Ло­пушанс­ко­го по­лучил стоп­ро­цент­ное го­сударс­твен­ное фи­нан­си­рова­ние ми­нис­терс­тва куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­дера­ции по ре­зуль­та­там пит­чинга.

29.08.2024

В ГИКИТ стартовали съемки первого полнометражного дипломного фильма «Сверхновая»

Впер­вые в ис­то­рии рос­сий­ско­го ки­нема­тог­ра­фа Ми­нис­терс­тво куль­ту­ры пре­дос­та­вило грант на соз­да­ние дип­ломно­го ки­но для вы­пуск­ни­ков 2025 го­да. Этот но­ваторс­кий шаг зна­мену­ет со­бой но­вый этап в раз­ви­тии оте­чест­вен­но­го ки­но, отк­ры­вая две­ри мо­лодым твор­цам в мир боль­шо­го ки­нема­тог­ра­фа.

28.08.2024

В День российского кино в ИА «Интерфакс» провели пресс-конференцию о сотрудничестве «Ленфильма» и ГИКИТ

Учас­тие в пресс-кон­фе­рен­ции при­няли предс­та­вите­ли ру­ководс­тва Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­сударс­твен­но­го инс­ти­тута ки­но и те­леви­дения, ге­нераль­ный ди­рек­тор ки­нос­ту­дии АО «Лен­фильм» Эду­ард Су­воров, пред­се­датель со­вета ди­рек­то­ров ки­нос­ту­дии и пред­се­датель по­печи­тель­ско­го со­вета ГИ­КИТ Фе­дор Бон­дарчук. На по­вест­ке дня – съ­ем­ки учеб­ных филь­мов в па­виль­онах «Лен­филь­ма», вза­имо­дей­ствие с ки­нос­ту­ди­ей Цент­ра про­тоти­пиро­вания ГИ­КИТ и дру­гие пла­ны.

27.08.2024

Фильмы выпускников ГИКИТ покажут на Международном фестивале мусульманского кино в Казани

В фес­ти­валь­ную прог­рамму вош­ли филь­мы участ­ни­ков и по­беди­телей меж­ду­народ­но­го ки­нофес­ти­валя «Пи­тер­КиТ» прош­лых лет.

26.08.2024

Студенты ГИКИТ посетили Академию «Меганом» в Крыму

В рам­ках об­ра­зова­тель­но­го за­ез­да ре­бята по­сеща­ли лек­ции от экс­пер­тов и соз­да­вали ме­ди­акон­тент.

26.08.2024

26 августа – Международный день актера

Празд­ник име­ет дав­нюю ис­то­рию и пос­вя­щен пок­ро­вите­лю про­фес­сии – древ­не­римс­ко­му ак­те­ру Хи­несу.

26.08.2024

Фильмы ГИКИТ покажут на кинофестивале «Короче – детям»

Ани­маци­он­ные филь­мы сту­ден­тов и вы­пуск­ни­ков на­шего ву­за по­кажут во вне­кон­курс­ной прог­рамме ки­нофес­ти­валя ко­рот­ко­мет­ражно­го и де­бют­но­го ки­но в Ка­лининг­ра­де.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»