Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.06.2015

Сергей Юриздицкий: "Ищите в себе художника!"

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс именитого советского и российского кинооператора Сергея Юриздицкого, творческая деятельность которого неразрывно связана с такими режиссерами, как Александр Сокуров, Алексей Балабанов, Константин Лопушанский и многими другими

Сергей Юриздицкий сегодня он работает с молодыми режиссерами, в том числе за рубежом. Его неоценимый вклад в развитие отечественного кинематографа отметил во вступительной речи заведующий кафедрой операторского искусства Николай Васильевич Волков.

 

После совместного просмотра фильма Александра Сокурова «Дни затмения», получившего премию Союза кинематографистов СССР за лучшую операторскую работу, Сергей Петрович Юриздицкий обсудил со студентами современные тенденции развития операторского искусства.

—  Сергей Петрович, чему посвящен Ваш мастер-класс?

—  Недавно я написал книгу, посвященную цифровым кинотехнологиям в области операторского искусства. Зачастую операторы сильно зависят от видеоинженеров, так как не очень хорошо осведомлены о том, что происходит в мире технологий. Поэтому операторы вынуждены придерживаться определенных рамок, не зная, как выйти за их пределы. Я считаю, что хороший оператор обязан знать границы возможного. Именно на этих рубежах и возникает настоящее искусство. Видеинженеры же заставляют нас придерживаться середины, так как такой продукт наиболее востребован в пост-продакшне. Сегодня профессия оператора сильно изменилась благодаря современным технологиям. В советские времена, когда съемка велась на пленку, возможности оператора были весьма ограничены, работа велась практически вслепую, съемочная группа не могла оценить отснятый материал. Роль оператора была колоссальна, от него зависел конечный результат. Сейчас ситуация иная. Продюсер и режиссер в режиме реального времени видят снимаемый материал и могут диктовать свои условия.

— Где проходит граница между полномочиями оператора, режиссера и продюсера?

— Съемке каждого фильма предшествует длительный подготовительный период, в течение которого режиссер общается с оператором, старается донести до него свое видение. А граница между ними проходит по продюсеру, целям и материально-техническим возможностям проекта. В результате нивелируется роль режиссера монтажа, поскольку решающее слово остается за продюсером.

—  Разве это возможно?

— Если мы говорим о европейском и американском кино, то оно заранее планируется до кадра. Режиссер получает подробную раскадровку, а талант режиссера монтажа сводится к тому, чтобы все это было красиво сведено в единую картину.

—  Оператор – это больше творческая или техническая профессия?

—  Оператор – исключительно творческая профессия. Я искренне убежден, что оператора можно научить выражать свои мысли с технической точки зрения. А научить его хорошему вкусу, чувству стиля невозможно. Научить оператора киноискусству можно в картинной галерее, концертном зале – то есть наполнить его душу образами. А дальше он сам сможет ими пользоваться.

— Расскажите, пожалуйста, о западной схеме кинопроизводства и роли оператора в процессе съемок.

 Технологический процесс производства современных фильмов автоматизирован и унифицирован. Часто мы не знаем имен операторов, режиссеров монтажа и других людей, причастных к созданию того или иного фильма. Гигантскими фабриками по кинопроизводству применяются стандартные технологии, световые и цветовые решения. Многие хорошие режиссеры выходят за рамки этого процесса, создавая новый уровень стандарта. Впервые попав на европейские съемочные площадки, я был удивлен, что светотехники, работающие там, начинают создавать декорации для съемок еще до беседы с оператором! Они заранее знают, какое оборудование будет использоваться, как работать с разными видами света. Молодой оператор, особенно без личной харизмы, попадает в тепличные условия, лишается своего видения, действует по шаблону. Однажды я работал с немецким ассистентом, который был в восторге от того, что я работаю не по общепринятым правилам, не по канонам.

Насколько данные стандарты подвержены изменениям?

— Они непостоянны. Например, сегодня в моде движущиеся камеры. Доходит до того, что если камера стоит на штативе, то в пост-продакшне кадру искусственно придают эффект движения. Связано это как с потребностями публики, так и с новыми веяниями, которые становятся модными – ярким примером является Ларс фон Триер со своей многокамерной съемкой.

— Как человек, поработавший с отечественными и зарубежными режиссерами, оцените, пожалуйста, уровень массовой кинопродукции, выходящей в России, в том числе с точки зрения операторской работы.

— Студенты, выпускающиеся по данному направлению в нашей стране, по большей части стараются раздвигать горизонты, ломать существующие стерепотипы. Коммерческий успех оператора неизбежно приводит к тому, что его имя стирается – все начинают работать по заданному им стандарту. Есть операторы, которые пропитываются стандартами и придерживаются мейнстрима, но есть и те, кто старается выйти за рамки, и именно они приобретают имена.

 Судя по всему, Вы крайне негативно относитесь к штампам…

— Нет. Просто мне интересно делать что-то особенное. Но порой я с удовольствием могу посмотреть интересный, но стандартный с точки зрения операторской работы детектив. Вопрос в том, является ли кино искусством. Его изначальная цель – развлечение людей. Как известно, чтобы киноиндустрия процветала, надо, чтобы она была интересна людям. На мой взгляд, эти вещи взаимосвязаны. Есть киноиндустрия, целью которой является развлечение, и в ее рамках развиваются технические стандарты. Параллельно внутри нее появляются люди, которые хотят отойти от стандартов. И на этом стыке рождается искусство. На протяжении первых десяти лет своей творческой деятельности за свои эксперименты я получал исключительно оплеухи и ярлыки с пометкой «брак». Я отвечал, что по-другому я снимать не умею и не буду. При этом студент, говорящий мне, что можно снимать исключительно при помощи современных технологий, тоже по-своему прав: так делает большинство, и за это платят хорошие деньги.

— Что бы Вы могли посоветовать нашим студентам?

—  Ходите по музеям. Смотрите на хорошую живопись, выберите себе любимых художников. Посещайте выставки. Это примитивный совет, потому что кино – это не живопись. Но это помогает. Помогает и музыка, и другие виды искусства. Ищите в себе художника. Кстати, кино я бы не ставил в первый ряд в плане саморазвития. Например, Сокуров не смотрел чужие фильмы. Ему это было не нужно, все фильмы были у него внутри. Кинооператор – это не тот человек, который любит кино, а тот человек, который хочет его делать. Любые новые явления в мире кино рождаются спонтанно, на чувствах. Я не могу объяснить студентам, как сделать изображение, которое захватит людей. Я и сам этого не знаю. Я прихожу на площадку и никогда заранее не знаю, что я буду делать. И каждый раз искренне радуюсь, когда приходят хорошие идеи. А в ситуациях, когда интересных идей не появляется, нужна хорошая школа. Не посетила муза – сделай хорошее стандартное изображение. Научить этому мы можем. Но это не главное. Это лишь  подстраховка. Институт должен научить операторов тому, чтобы они смогли выйти из критической ситуации на съемочной площадке, остальное – в руках самих студентов.

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

28.11.2024

Погружение в мир сценарного мастерства с Александром Цыпкиным

25 ноября в ГИКИТ в рамках II этапа XXIV Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся мастер-класс сценариста и драматурга Александра Цыпкина.

28.11.2024

В ГИКИТ прошел мастер-класс Даниила Сломакина

25 ноября в ГИКИТ в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКит» прошел мастер-класс по освещению «Применение осветительного оборудования APUTURE» портретного фотографа Даниила Сломакина. Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1323 Екатерина Иванова.

28.11.2024

Состоялся мастер-класс Людмилы Фомичевой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках проекта «Медиаспич» состоялся мастер-класс  Президента ЗАО «Интерфакс-Северо-Запад» Людмилы Фомичевой на тему «Технологии PR современного мира».

27.11.2024

Проекты выпускников ГИКИТ прошли во второй этап конкурса Министерства культуры РФ

25-26 ноября в Министерстве культуры состоялась очная защита дебютных, авторских и экспериментальных картин, а также фильмов социально значимой тематики. Дебютные проекты выпускников ГИКИТ прошли в следующий этап.

27.11.2024

Состоялся мастер-класс Даниила Сломакина

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс «Применение осветительного оборудования Aputure». Нюансами и секретами использования оборудования компании поделился мастер постановочной и репортажной фотографии Даниил Сломакин

27.11.2024

«Вдохновение и опыт»: творческая встреча с Юсупом Разыковым в рамках фестиваля «ПитерКИТ»

24 ноября в ГИКИТ прошла творческая встреча с режиссером Юсупом Разыковым в рамках 2 этапа международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Алиса Курнакина.

27.11.2024

В ГИКИТ состоялся круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?»

25 ноября в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКит» прошел круглый стол на тему «Как снять дебют и выжить?». Его модератором выступила креативный продюсер центра «Potential» Ирина Обидова. Студентка группы 1323 Екатерина Иванова подготовила статью о мероприятии.

27.11.2024

Состоялся круглый стол, посвященный производству дебютных фильмов

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов "ПитерКИТ" в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел круглый стол «Как снять дебют и выжить». Модератором выступила режиссер Ирина Обидова

26.11.2024

Цена последней цены в фильме Наура Гармелиа

Рецензию на полнометражный игровой фильм из конкурсной программы фестиваля «ПитерКиТ» подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Дарья Назаренко

26.11.2024

Обсуждение полнометражного фильма «Последняя цена»

24 ноября в рамках II этапа кинофестиваля «ПитерКиТ» состоялся показ дебютного полнометражного фильма выпускника ГИКИТ Наура Гармелиа «Последняя цена». Статью о мероприятии подготовила Арина Душкевич, группа 1423

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Степана Масычева

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс доцента кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма Степана Масычева «Сказочная графика. Создание авторского FullCG фильма»

26.11.2024

Мастер-класс продюсера Даниила Костинского в рамках лаборатории документального кино "Мой дом - Россия"

Продюсер поделился своими размышлениями о направлениях в контент-индустрии. По его мнению, студенты, учась в стенах института, уже являются контент-специалистами, потому что вкладываются в свою дальнейшую карьеру, снимая учебные работы, участвуя в фестивалях, занимаясь продвижением в соцсетях.

26.11.2024

Михаил Боярский поделился со студентами своим многолетним опытом работы в киноиндустрии.

Михаил Сергеевич также отметил важность студенческого кино. "Для меня студенческие фильмы - это встреча с будущим.

26.11.2024

Выпускники ГИКиТ триумфально победили на 44-ом Международном студенческом фестивале ВГИК

На этом престижном творческом конкурсе гран-при фестиваля заслуженно получил фильм под названием "ВСЕЛЕНИЕ". Проект, реализованный Софьей Чигировой, впечатлил жюри своей
оригинальной концепцией и мастерством исполнения. Оператором-постановщиком проекта выступил Владислав Бурлака, который окончил кафедру кинооператорского искусства ГИКИТ в 2023
году, обучаясь в мастерской у именитых педагогов Ивана Михайловича Багаева и Владимира Анатольевича Васильева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Хуже всех»

22 ноября в ГИКИТ под конец второго дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ, а затем и обсуждение фильма конкурса полнометражных фильмов.  Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 Ольга Земцева.

26.11.2024

Обсуждение игрового полнометражного фильма «Лапин»

23 ноября в киноконцертном зале ГИКИТ в конце третьего дня второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ полнометражного фильма «Лапин», а после продюсерская группа во главе с Наталией Людвиговной Гориной предоставила возможность задать вопросы из зала. Студент группы 1323 Всеволод Аничкин подготовил статью о мероприятии.

26.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Ольги Акоповой «Механизмы работы кинокомиссии»

21 ноября в малом киноконцертом зале ГИКИТ в рамках второго этапа фестиваля «ПитерКиТ» прошел мастер-класс руководителя контент-студии «Юг.Кино» Ольги Акоповой. Студентка группа 1323 Елизавета Зенко подготовила заметку о прошедшем мероприятии.

26.11.2024

Состоялся мастер-класс Евгении Казаковой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» прошел мастер-класс генерального директора компании «Скатерть Студио» Евгении Казаковой под названием «Чувство локтя». Работа VFX студии. Принципы. Правила. Преимущества»

25.11.2024

Девятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября прошел просмотр девятой программы основного конкурса II этапа XXIV Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

25.11.2024

Восьмая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Восьмой показ студенческих фильмов в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» стал ярким событием, объединяющим талантливых молодых режиссёров и любителей кино. Программа охватила пять уникальных работ. Владислава Резунова, студентка группы 1323 кафедры медиакоммуникационных технологий, представляет подробный обзор фестиваля, отмечая ключевые моменты и впечатления от увиденного.

25.11.2024

Седьмая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ седьмой программы основного конкурса. Было представлено 5 фильмов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания!

25.11.2024

Шестая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

В программе 6 основного конкурса, показанной 23 ноября, приняли участие 6 фильмов, которые смогли вызвать искренний смех, рефлексию и горькие слезы.

25.11.2024

Пятая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

23 ноября в рамках II этапа Международного фестиваля «ПитерКИТ» состоялся показ пятой программы основного конкурса. Картины порадовали разнообразием тем и форматов: были представлены как анимационные, так и документальные фильмы.

25.11.2024

Четвертая программа основного конкурса фестиваля ПИТЕРКИТ XXIV

22 ноября состоялся просмотр фильмов Программы 4 основного конкурса фестиваля «ПитерКИТ». Пять талантливых работ молодых режиссеров заставили зрителей испытать весь спектр эмоций.

25.11.2024

Третья программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Елизавета Кожина, студентка группы 1323 факультета медиатехнологий, подготовила заметку, в которой она делится своими впечатлениями о просмотренных фильмах.

25.11.2024

Вторая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Арина Душкевич, группа 1423, подготовила  статью о прошедшем показе второй программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». 

25.11.2024

Первая программа основного конкурса XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПитерКИТ"

Студентка кафедры медиакоммуникационных технологий Екатерина Целуйко, представляющая группу 1323, подготовила проникновенную статью о прошедшем показе первой программы II этапа Международного Фестиваля «ПитерКИТ». В этот знаменательный день зрители погрузились в атмосферу настоящего кинематографического торжества, когда на экраны вышла серия увлекательных студенческих короткометражных фильмов. Эти произведения стали своеобразными окнами в мир молодого поколения, отражая их уникальное восприятие жизни, актуальных проблем и глубоких эмоций. Екатерина предлагает детальный взгляд на самые яркие моменты фестиваля и раскрывает потенциал молодого кино, способного вдохновлять и удивлять стоящих за кулисами профессионалов и любителей искусства.

25.11.2024

Состоялся мастер-класса Виктора Медведчука

Мероприятие прошло в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF». Тема занятия - "Нарративный дизайнер: введение в профессию"

25.11.2024

Состоялся показ интерактивных работ

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках Международного фестиваля цифрового медиаискусства «DMAF» состоялся показ интерактивных работ. На шоукейсе были представлены компьютерные игры и VR-проекты

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен